University and Society in the United States
Table of contents
Share
QR
Metrics
University and Society in the United States
Annotation
PII
S268667300025849-3-1
Publication type
Review
Source material for review
А.И. Кубышкин. Город и мантия: Американский университет в структуре гражданского общества. С.-Петербург: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2021. – 280 с. ISBN 978-5-8064-3008-4
Status
Published
Authors
Ivan Kurilla 
Affiliation: European University at Saint Petersburg
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Edition
Pages
123-126
Abstract

This text is a review of the monograph by Professor Alexander I. Kubyshkin devoted to the history and structure of the U.S. colleges and the relations between universities and American society. The review focuses on the author’s research of the role that universities play in political and social life of the United States, the analysis of typical career paths of professors and highlights that the goals that American society sets before the universities are much broader compared to those common in Russian education.

Keywords
education, university, civil society, politics in campuses
Received
08.12.2022
Date of publication
27.03.2023
Number of purchasers
12
Views
319
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 Дебаты о высшем образовании составляют заметную часть общественного дискурса в современной России. В последние два десятилетия они были сосредоточены на едином государственном экзамене, переходе на двухступенчатую систему «бакалавр – магистр», а также на бюрократизации преподавательского труда и на сокращении университетской автономии. Гораздо реже отечественные учёные задаются вопросом о целях высшего образования и о роли, которую играют в обществе предоставляющие его институты. Разве что время от времени возникают споры о применимости к преподавательскому труду понятия «образовательные услуги» или о соотношении преподавания и научной деятельности в работе профессоров.
2

3 Новая монография профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.И. Кубышкина заставляет взглянуть на эти вопросы в сравнительном ракурсе. Книга «Город и мантия. Американский университет в структуре гражданского общества» посвящена анализу того, как функционируют университеты в стране, признанной мировым лидером в высшем образовании, какую роль они играют в американском обществе, чем заняты тамошние профессора и что значит университетское образование для американца.
4 Особую ценность работе придаёт то, что автор хорошо знаком с разными «слоями» американского высшего образования – от элитных частных школ «Лиги плюща» до региональных общественных университетов, «исторических чёрных» и «коммьюнити колледжей». Пожалуй, на русском языке ещё не появлялось такого всестороннего исследования системы высшей школы США, хотя сама тема всегда представляла несомненный интерес. Книга обдумывалась и писалась, по признанию автора, на протяжении четверти века, – время, за которое опыт американских университетов получили тысячи россиян. Парадоксально, но я уверен, что многое из рассказанного А.И. Кубышкиным, осталось за пределами этого опыта. Нужен был пристальный взгляд исследователя, чтобы увидеть, из чего росли практики и традиции нынешних колледжей, что стоит за тем или иным правилом их функционирования, каковы тонкие взаимосвязи сказанного в университетской аудитории и представленного в официальном коммюнике Белого дома.
5 Шесть глав исследования посвящены истории американского университета, его общественной функции, политическому активизму в кампусе, университету с точки зрения студента и с точки зрения профессора, а также американскому интеллектуальному сообществу.
6 Относительно небольшая книга отличается удивительной плотностью текста и может служить энциклопедией американского высшего образования. Так, в первой главе последовательно разобраны основание американских университетов в колониальную эпоху и первые годы независимости, рост количества колледжей в первой половине XIX века, описано образование для масс, расширенное законом Моррила, и образование для демократической элиты, создавшее исследовательские университеты, образование в течение жизни, благотворительность по отношению к университетам, архитектура кампуса и, наконец, перемены, переживаемые высшей школой в последние десятилетия. В других главах проанализировано положение национальных меньшинств в американских университетах, активизм студентов и профессоров, кризисные явления в колледжах, разнообразие позиций и социальных ролей профессоров, их карьерные пути, переход учёных из университетов в государственные органы и обратно, история профессоров из России в университетах США в XX и XXI веках и множество других явлений и проблем. В каждом случае А.И. Кубышкин опирается на солидную базу источников и на академические труды, специально посвящённые этим темам.
7 Удачным решением представляется включение в книгу непосредственных впечатлений автора в форме электронных писем друзьям из колледжа Гриннелл. Они дополняют основное изложение, полное информации, включающей количественные показатели, несколькими штрихами показывая повседневную жизнь университетского городка. Здесь автор даёт волю своему чувству юмора, и книга приобретает лучшие свойства художественной литературы.
8 Книга ушла в печать накануне выборов в США 2020 года, и завершается она обзором проблем, стоявших перед университетами в период правления Трампа. А.И. Кубышкин верно указывает на то, что университетское сообщество в США в целом поддерживало Демократическую партию, и что планы Трампа в отношении университетов состояли в расширении частного высшего образования и ограничении возможностей демократического контроля за университетской «повесткой дня». С эпохой Трампа удивительно «рифмуется» выделенное в отдельную главу исследование гражданского общества США как интеллектуального сообщества: в мире, да и в самих Соединённых Штатах, существовала традиция обвинять Америку в «антиинтеллектуализме», и это клеймо вновь актуализировалось после выборов 2016 года. Автор показывает, что оно, по меньшей мере, устарело.
9 Пожалуй, есть одна тема, которую хотелось бы обсудить более подробно, чем это сделано автором: это крайности левого активизма в кампусах, сделавших их средоточием «культуры отмены». В книге содержится оценка некоторых проявлений «политической корректности» и есть ссылки на книги американских «критиков справа» этой практики. Иногда кажется, что автор солидарен с этой критикой, но в целом он, как и положено исследователю, сохраняет объективный взгляд. Однако не могу сказать, что автору лучше было бы пуститься в полномасштабный спор по поводу оценок левого активизма: книга могла бы приобрести выраженную идеологическую окраску и утратить в научности.
10 После прочтения монографии становится ясно, что американские университеты сильны не только потому, что там сосредоточены лучшие профессора или что их финансовые возможности намного превышают возможности высшей школы в других странах, хотя это на самом деле так. Дело в том, что университеты давно стали важнейшей частью американского гражданского общества, институтом, связывающим общество и государство через систему экспертизы, вершиной интеллектуальной пирамиды, способом подготовки профессионалов и социальным лифтом. Университет в США гораздо более сложное явление, чем «кузница подготовки кадров» или учреждение для оказания образовательной услуги, его функции многообразны, а структуры сложны и не всегда формализованы.
11 Сопоставление этих фактов с историей осуществления «болонского процесса» в России, целью которого была гармонизация российских университетов с европейскими, а европейских – с американской системой, высвечивает, где и что могло быть сделано по-другому. Монография подсказывает, что в американском опыте уникально и неповторимо либо неприменимо за пределами США, а что могло быть внедрено для улучшения российской системы. Пока же, как пишет автор, наша высшая школа зависла в положении «когда немое кино уже кончилось, а звуковое ещё не началось».
12 Прочесть книгу А.И. Кубышкина важно всем, кто задумывается о путях развития университетов в России. Она будет интересна как преподавателям, так и администраторам, направляющим это развитие, а также студентам и абитуриентам, задумывающимся о ценности собственного образования. Будет полезно, если с этим исследованием познакомятся и те политики, кто принимает или будет принимать решения о судьбах высшего образования.

Comments

No posts found

Write a review
Translate