Университет и общество в Соединённых Штатах
Университет и общество в Соединённых Штатах
Аннотация
Код статьи
S268667300025849-3-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
А.И. Кубышкин. Город и мантия: Американский университет в структуре гражданского общества. С.-Петербург: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2021. – 280 с. ISBN 978-5-8064-3008-4
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Курилла Иван Иванович 
Аффилиация: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
123-126
Аннотация

Этот текст – рецензия на монографию профессора А.И. Кубышкина, посвящённую истории и структуре американского университетского образования и отношению между университетами и обществом в США. В рецензии отмечается исследовательский подход автора к роли, которую университеты играют в политической и социальной жизни в Соединённых Штатах, анализ типичных профессорских карьер, и подчёркивается, что набор целей, которые американское общество ставит перед университетами, гораздо шире, чем принятые в российском образовании.

Ключевые слова
образование, университет, гражданское общество, политика в кампусах
Классификатор
Получено
08.12.2022
Дата публикации
27.03.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
318
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Дебаты о высшем образовании составляют заметную часть общественного дискурса в современной России. В последние два десятилетия они были сосредоточены на едином государственном экзамене, переходе на двухступенчатую систему «бакалавр – магистр», а также на бюрократизации преподавательского труда и на сокращении университетской автономии. Гораздо реже отечественные учёные задаются вопросом о целях высшего образования и о роли, которую играют в обществе предоставляющие его институты. Разве что время от времени возникают споры о применимости к преподавательскому труду понятия «образовательные услуги» или о соотношении преподавания и научной деятельности в работе профессоров.
2

3 Новая монография профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.И. Кубышкина заставляет взглянуть на эти вопросы в сравнительном ракурсе. Книга «Город и мантия. Американский университет в структуре гражданского общества» посвящена анализу того, как функционируют университеты в стране, признанной мировым лидером в высшем образовании, какую роль они играют в американском обществе, чем заняты тамошние профессора и что значит университетское образование для американца.
4 Особую ценность работе придаёт то, что автор хорошо знаком с разными «слоями» американского высшего образования – от элитных частных школ «Лиги плюща» до региональных общественных университетов, «исторических чёрных» и «коммьюнити колледжей». Пожалуй, на русском языке ещё не появлялось такого всестороннего исследования системы высшей школы США, хотя сама тема всегда представляла несомненный интерес. Книга обдумывалась и писалась, по признанию автора, на протяжении четверти века, – время, за которое опыт американских университетов получили тысячи россиян. Парадоксально, но я уверен, что многое из рассказанного А.И. Кубышкиным, осталось за пределами этого опыта. Нужен был пристальный взгляд исследователя, чтобы увидеть, из чего росли практики и традиции нынешних колледжей, что стоит за тем или иным правилом их функционирования, каковы тонкие взаимосвязи сказанного в университетской аудитории и представленного в официальном коммюнике Белого дома.
5 Шесть глав исследования посвящены истории американского университета, его общественной функции, политическому активизму в кампусе, университету с точки зрения студента и с точки зрения профессора, а также американскому интеллектуальному сообществу.
6 Относительно небольшая книга отличается удивительной плотностью текста и может служить энциклопедией американского высшего образования. Так, в первой главе последовательно разобраны основание американских университетов в колониальную эпоху и первые годы независимости, рост количества колледжей в первой половине XIX века, описано образование для масс, расширенное законом Моррила, и образование для демократической элиты, создавшее исследовательские университеты, образование в течение жизни, благотворительность по отношению к университетам, архитектура кампуса и, наконец, перемены, переживаемые высшей школой в последние десятилетия. В других главах проанализировано положение национальных меньшинств в американских университетах, активизм студентов и профессоров, кризисные явления в колледжах, разнообразие позиций и социальных ролей профессоров, их карьерные пути, переход учёных из университетов в государственные органы и обратно, история профессоров из России в университетах США в XX и XXI веках и множество других явлений и проблем. В каждом случае А.И. Кубышкин опирается на солидную базу источников и на академические труды, специально посвящённые этим темам.
7 Удачным решением представляется включение в книгу непосредственных впечатлений автора в форме электронных писем друзьям из колледжа Гриннелл. Они дополняют основное изложение, полное информации, включающей количественные показатели, несколькими штрихами показывая повседневную жизнь университетского городка. Здесь автор даёт волю своему чувству юмора, и книга приобретает лучшие свойства художественной литературы.
8 Книга ушла в печать накануне выборов в США 2020 года, и завершается она обзором проблем, стоявших перед университетами в период правления Трампа. А.И. Кубышкин верно указывает на то, что университетское сообщество в США в целом поддерживало Демократическую партию, и что планы Трампа в отношении университетов состояли в расширении частного высшего образования и ограничении возможностей демократического контроля за университетской «повесткой дня». С эпохой Трампа удивительно «рифмуется» выделенное в отдельную главу исследование гражданского общества США как интеллектуального сообщества: в мире, да и в самих Соединённых Штатах, существовала традиция обвинять Америку в «антиинтеллектуализме», и это клеймо вновь актуализировалось после выборов 2016 года. Автор показывает, что оно, по меньшей мере, устарело.
9 Пожалуй, есть одна тема, которую хотелось бы обсудить более подробно, чем это сделано автором: это крайности левого активизма в кампусах, сделавших их средоточием «культуры отмены». В книге содержится оценка некоторых проявлений «политической корректности» и есть ссылки на книги американских «критиков справа» этой практики. Иногда кажется, что автор солидарен с этой критикой, но в целом он, как и положено исследователю, сохраняет объективный взгляд. Однако не могу сказать, что автору лучше было бы пуститься в полномасштабный спор по поводу оценок левого активизма: книга могла бы приобрести выраженную идеологическую окраску и утратить в научности.
10 После прочтения монографии становится ясно, что американские университеты сильны не только потому, что там сосредоточены лучшие профессора или что их финансовые возможности намного превышают возможности высшей школы в других странах, хотя это на самом деле так. Дело в том, что университеты давно стали важнейшей частью американского гражданского общества, институтом, связывающим общество и государство через систему экспертизы, вершиной интеллектуальной пирамиды, способом подготовки профессионалов и социальным лифтом. Университет в США гораздо более сложное явление, чем «кузница подготовки кадров» или учреждение для оказания образовательной услуги, его функции многообразны, а структуры сложны и не всегда формализованы.
11 Сопоставление этих фактов с историей осуществления «болонского процесса» в России, целью которого была гармонизация российских университетов с европейскими, а европейских – с американской системой, высвечивает, где и что могло быть сделано по-другому. Монография подсказывает, что в американском опыте уникально и неповторимо либо неприменимо за пределами США, а что могло быть внедрено для улучшения российской системы. Пока же, как пишет автор, наша высшая школа зависла в положении «когда немое кино уже кончилось, а звуковое ещё не началось».
12 Прочесть книгу А.И. Кубышкина важно всем, кто задумывается о путях развития университетов в России. Она будет интересна как преподавателям, так и администраторам, направляющим это развитие, а также студентам и абитуриентам, задумывающимся о ценности собственного образования. Будет полезно, если с этим исследованием познакомятся и те политики, кто принимает или будет принимать решения о судьбах высшего образования.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести