Позиция администрации Дж. Байдена в отношении Всемирной торговой организации
Позиция администрации Дж. Байдена в отношении Всемирной торговой организации
Аннотация
Код статьи
S268667300021284-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Меньшикова Анна Маратовна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-15
Аннотация

Избрание на пост президента США кандидата от Демократической партии Дж. Байдена не изменило вектор негативного отношения Вашингтона к деятельности Всемирной торговой организации (ВТО). Исторически сложившийся консенсус Республиканской и Демократической партий, выражающийся в общем сходстве подхода законодательной и исполнительной власти к ВТО как инструменту реализации национальных интересов США во внешнеэкономической сфере, препятствует достижению договорённостей по ключевым направлениям деятельности этой организации. Предшествующая администрация Д. Трампа, как и администрация Дж. Байдена, блокируют, в частности, на протяжении ряда лет деятельность Апелляционного органа ВТО. Несмотря на заявления президента-демократа о приверженности США принципам либеральной торговли, Белый дом, как и ранее, исходит из стремления сохранить свою руководящую роль в ВТО, пусть даже ценой сворачивания отдельных направлений её работы. Доминирует стремление трансформировать ВТО в международный экономический механизм стратегического сдерживания Китая, открытого противодействия России за счёт политизации деятельности организации и принимать меры, которые прокладывают путь к полному демонтажу основанной на правилах многосторонней торговой системы. ВТО фактически находится по нескольким центральным направлениям в состоянии перманентного институционального кризиса. Единственный способ справиться с нынешним кризисом – принять главенство экономики, а не политики, и предотвратить нарушения согласованных многосторонних правил торговли односторонними действиями, иначе негативное воздействие на мировые рынки и экономику многих государств – членов ВТО продолжится.

Ключевые слова
ВТО, администрация Дж. Байдена, экономическая политика, торговая политика, реформа ВТО, либеральная торговля, протекционизм, ЕС, Китай
Классификатор
Получено
14.05.2022
Дата публикации
28.07.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
466
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Соединённые Штаты Америки, будучи одними из основателей Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 г., в последнее время наиболее жёстко критикуют многостороннюю торговую систему. В период создания ВТО США были одной из трёх крупнейших торговых стран в мире. Американские компании продолжают получать огромную выгоду от торговых правил, которые создаются, контролируются и применяются через ВТО. Ни один другой член организации не использовал механизм урегулирования споров организации так часто, как США, для рассмотрения потенциальных нарушений со стороны других государств-членов1. Однако есть несколько аспектов, которые формировали в целом критическое отношение официального Вашингтона к деятельности этой международной организации ещё до того, как Д. Трамп вступил в должность президента [Меньшикова А.М., 2021].
1. По состоянию на январь 2022 г. в ВТО всего было возбуждено 607 дел. В том числе США в качестве истца подали 124 жалобы, по 156 выступили в качестве ответчика, по 171 – в качестве третьей стороны. При президентстве Б. Обамы, с 2009 по 2017 гг., США подали 25 дел, больше, чем любая другая страна за этот период. 16 из них были нацелены на Китай. США выиграла 7 дел против Китая, в том числе те, которые оспаривали китайские сельскохозяйственные и авиационные субсидии и импортные пошлины на сталь.
3

КОНСЕНСУС РЕСПУБЛИКАНЦЕВ И ДЕМОКРАТОВ В ОЦЕНКЕ ВТО

4 В Вашингтоне сложился консенсус представлений Республиканской и Демократической партий относительно того, что ВТО не соответствует требованиям изменившегося мира. Считается, что на переговорах в рамках ВТО не удалось обновить правила международной торговли, связанные с воздействием факторов нерыночной экономики и несправедливых торговых практик – принудительной передачи технологий и массовых промышленных субсидий. Не учтено воздействие новых технологий, например, интернета. Не пересмотрены обязательства стран-членов в ключевых областях, связанных соглашениями о свободной торговле, в первую очередь, касающихся интеллектуальной собственности и сферы услуг. Не удалось существенно снизить или уравнять тарифный режим между крупными экономиками.
5 Переговоры в рамках ВТО не привели к новым правилам или дополнительным возможностям для доступа к рынкам, система мониторинга исполнения требований и обязательств членов организации не возложила на страны ответственность за игнорирование базовых принципов, а система урегулирования споров не применяла строго правила, согласованные в том виде, в каком они были изначально провозглашены. ВТО упрекают в том, что между членами организации отсутствует необходимый консенсус, связанный с ускорением процессов открытия хозяйств стран с формирующейся рыночной экономикой. Белый дом фактически исключает реальность обеспечить средствами ВТО справедливую международную конкуренцию, имея в виду торгово-экономическое соперничество США с Китаем. Правительство США, начиная с администрации Дж. Буша-младшего, особенно недовольно арбитражной системой ВТО, где Соединённые Штаты регулярно проигрывают в торговых спорах, когда другие страны принимают меры против американской антидемпинговой практики. Апелляционный органа ВТО был обвинён в превышении первоначального мандата организации, его деятельность была охарактеризована как ущемляющая суверенитет США: «Апелляционный орган регулярно выносил постановления, которые затрудняли государствам борьбу с недобросовестной торговой практикой и защиту рабочих мест», – говорил торговый представитель при администрации Д. Трампа Роберт Лайтхайзер [1]. В итоге из-за блокировки со стороны США процедуры назначения изначально установленного числа судей Апелляционный орган ВТО фактически прекратил функционировать в декабре 2019 года.
6 Вашингтон критиковал слишком длительные процедуры принимаемых решений. Администрации Б. Обамы и Д. Трампа препятствовали выдвижению новых судей в арбитражные суды ВТО. Осенью 2020 г. США блокировали назначение нового генерального директора организации, и в результате процесс оставался замороженными до президентских выборов в США в ноябре. Республиканская администрация Д. Трампа препятствовала согласованию процессов масштабного реформирования организации, проявив интерес только к реформам правил транспарентности, электронной торговли, Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах. Обойдя фактически систему урегулирования международных торговых споров в ВТО, Д. Трамп применял протекционистское тарифное регулирование импорта из Китая, ЕС и многих стран мира на сотни миллиардов долларов, прибегая к законодательству США о национальной безопасности. Сделав целью своей внешнеэкономической стратегии укрепление суверенитета США над торговой политикой и пересмотр международных торговых соглашений, Д. Трамп, особенно в период пандемии COVID-19, взял очевидный курс на фактический выход страны из ВТО, что в значительной степени углубило фундаментальный кризис. Тем более что негативное отношение исходило не только от руководства США.
7 Фермеры и организации лиц наёмного труда критиковали ВТО за чрезмерную фокусировку на корпоративных интересах. Экологи выступили против решений организации по генетически модифицированным продуктам, а также против того, что организация считает дискриминационной экологической маркировкой. Эксперты утверждали, что Соглашение об интеллектуальной собственности – «Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности» – и правила ВТО в отношении патентов на лекарства ограничивают доступ к лекарственным средствам в более бедных странах мира, что правила ВТО отменяют национальный суверенитет и тем самым подрывают охрану окружающей среды и труда. Профсоюзы заявляют, что организация не эффективна в вопросах защиты заработной платы в США от подрыва несправедливой трудовой практики за рубежом, утверждая, например, что некоторые страны нарушают основные права работников в развивающихся странах мира на адекватную заработную плату. Такой подход отражается на низкой стоимости производимой ими продукции в сравнении с аналогичными производствами в промышленно развитых странах. Развивающиеся страны заявляют, что попытки рассмотреть трудовые стандарты в ВТО являются замаскированной формой протекционизма. Некоторые экономисты говорят, что, поощрение импорта и перемещение операций за границу, снижение тарифов под руководством ВТО наносит ущерб рабочим местам и заработной плате в США. «ВТО больше не гарантирует доступ к обязательному, двухуровневому, независимому и беспристрастному разрешению торговых споров. Это явное нарушение соглашений ВТО», – констатировал Евросоюз [2].
8 Апелляционный орган ВТО по-прежнему не имеет кворума, необходимого для рассмотрения апелляций, поскольку администрация Д. Трампа, настаивая на том, что ВТО превысила свой мандат, заблокировала назначение новых кандидатов в декабре 2019 г., фактически лишив организацию способности разрешать международные торговые споры. Односторонние тарифы, вводимые под предлогом требований национальной или экономической безопасности, подрывают доверие к ВТО и её ключевым правилам и принципам и ведут к новым торговым ограничениям, как это было с торговой политикой США при Д. Трампе в отношении КНР.
9 На саммите в декабре 2018 г. лидеры стран Группы двадцати (G20) одобрили следующую формулировку в своём заявлении: «Международная торговля и инвестиции являются важными двигателями роста, производительности, инноваций, создания рабочих мест и развития. Мы признаём вклад, который многосторонняя торговая система внесла в достижение этих задач. В настоящее время система не достигает своих целей, и имеются возможности для совершенствования. Поэтому мы поддерживаем необходимую реформу ВТО для улучшения её функционирования» [3].
10

ПОДХОД АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БАЙДЕНА К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ВТО

11 Демократическая администрация Дж. Байдена, заявив о своей приверженности открытости в деятельности многосторонних организаций и готовности к переговорным процессам в рамках торговой политики США, ориентированной на национальные интересы страны, подтвердила потребность в реформе ВТО. Было заявлено о её полезности в качестве «требующего корректировки» «эффективного инструмента» «для восстановления актуальности глобального торгового органа для трудящихся» при сохранении традиционной руководящей роли Соединённых Штатов в деятельности этой организации. Вместе с тем в рамках общего стратегического курса на фактический отказ от принципа безусловной свободной торговли, была подчёркнута необходимость выявлять и переосмысливать аспекты существующей торговой системы, которые стимулируют или допускают так называемую недобросовестную конкуренцию. Публично критике были подвергнуты такие «недостатки» ВТО, как «громоздкие и бюрократические» процессы принятия решений и существование организации в «пузыре», изолированном от реальности и медленно признающем глобальные события» [4], когда «реальность учреждения сегодня не соответствует амбициям его целей» [5], а урегулирование споров стало «синонимом судебного разбирательства», которое является «длительным, дорогостоящим и спорным». Заявлено, что слишком часто правила глобальной торговли направлены на то, чтобы обеспечить преимущества, которые не основаны на честной конкуренции или американских ценностях в более широком смысле [6].
12 В феврале 2021 г. члены ВТО утвердили Нгози Оконджо-Ивеалу из Нигерии, первую женщину и первую африканку, возглавившую организацию в качестве генерального директора после того, как демократическая администрация Дж. Байдена сообщила об этом назначении через две недели после инаугурации президента. Но в принципиальном плане позиция администрации Дж. Байдена в отношении ВТО свидетельствует об ориентации на фундаментальное изменение общего вектора в международной торговле – от рикардианского идеала свободной торговли к взаимному протекционизму в мире, где США, Европа и другие мировые экономические центры борются за геоэкономическое доминирование с помощью субсидий, тарифов, нетарифных торговых барьеров, технологического разъединения и исходящей сугубо из национальных интересов промышленной политики. Вашингтон, помимо всего, сделал стратегический вывод из обусловленной пандемией ситуации в глобальных поставках, особенно в индустрии чипов: цепочки создания стоимости для будущих технологий должны быть сокращены и новые производственные мощности для ключевых отраслей промышленности должны быть созданы исключительно в самих США.
13 ВТО – главный орган, регулирующий международную торговлю, выступает в качестве форума для переговоров, арбитра и наблюдателя за выполнением торговых соглашений. Однако в последние годы основные переговоры в рамках ВТО зашли в тупик, многие страны обратились к двусторонним или региональным соглашениям о свободной торговле для продвижения своих торговых интересов. Переговоры по всеобъемлющей повестке дня в области развития потерпели неудачу из-за разногласий по поводу сельскохозяйственных субсидий и прав интеллектуальной собственности.
14 Администрация Дж. Байдена подчеркнула приверженность США организации, но в значительной степени продолжила подход республиканского президента Д. Трампа к отношениям с ВТО, в частности, оставила блокировку назначений новых судей в Апелляционный орган ВТО. Это позволяет странам, в отношении которых поданы жалобы, игнорировать на неопределённый срок неблагоприятные решения, пока их апелляция находится на рассмотрении. Группа из двух десятков стран, а также Европейский Союз были вынуждены в такой ситуации создать альтернативную арбитражную систему для урегулирования споров в промежуточный период. Реакция США была негативной. В ответ на предлагаемые назначения Апелляционных органов, Правильно. администрация Дж. Байдена заявила, что она «не в состоянии» поддержать решение, поскольку «Соединённые Штаты по-прежнему имеют системные проблемы с апелляционным органом. Как известно членам, Соединённые Штаты поднимали и объясняли свои системные проблемы на протяжении более 16 лет и в нескольких администрациях США» [7]. «На протяжении многих лет Апелляционный орган выходил за рамки своих полномочий и ошибался в толковании соглашений ВТО в ряде случаев в ущерб Соединённым Штатам и другим членам ВТО. Кроме того, Апелляционный орган не следовал существующим правилам, созданным для своевременного разрешения споров. Необходимы реформы для того, чтобы коренные причины таких проблем не всплывали на поверхность и чтобы Апелляционный орган не умалял прав и обязанностей членов ВТО» [8]. В администрации Дж. Байдена доминирует убеждение, что Апелляционный орган в его нынешнем виде угрожает способности Соединённых Штатов защитить себя от недобросовестной торговой практики в конкурентной глобальной экономике.
15 Анализ актуальных данных администрации президента США о проведённых Соединёнными Штатами за последнее время мероприятиях в рамках ВТО позволяет выделить главные из них, которые, по сути, не имеют принципиального значения для реализации масштабной институциональной реформы организации. Так, в ВТО в 2021 г. США сделали следующие шаги [9]:
  • в Комитете по сельскому хозяйству совместно с Канадой, Европейским Союзом и Японией представили официальное предложение по достижению большей прозрачности в сельском хозяйстве, а также в соавторстве с Канадой, Чили, Колумбией, Парагваем и Уругваем подготовили технический документ о государственном хранении запасов в целях продовольственной безопасности;
  • в Группе по переговорам о правилах продолжали играть ведущую роль в достижении результатов и выступать за строгие правила субсидирования рыболовства, а также выдвинули предложение о том, чтобы результаты переговоров могли способствовать усилиям членов ВТО решать проблемы использования принудительного труда на рыболовных судах;
  • в органе по урегулированию споров выдвинули предложения по повышению прозрачности и эффективности урегулирования споров в рамках ВТО и призвали её членов рассмотреть правила для представлений amicus curiae, то есть обращений от лиц, не являющихся сторонами в споре;
  • в Совете по торговле услугами, как и в прошлые годы, по просьбе США было продолжено обсуждение мер кибербезопасности Китая и Вьетнама, с точки зрения потенциально неблагоприятного воздействия на торговлю. США продолжали выражать озабоченность в связи с определёнными мерами, принятыми Российской Федерацией в отношении мандатов на предварительную установку программного обеспечения, и некоторыми налоговыми преференциями, предлагаемыми российским компаниям, занимающимся программным обеспечением и информационными технологиями;
  • в Рабочей группе по внутреннему регулированию США приняли решение участвовать в переговорах по тексту правил, касающихся требований и процедур авторизации для поставщиков услуг, а также технических стандартов на услуги;
  • США вновь заявили о неготовности согласиться на запуск процесса заполнения вакансий в Апелляционном органе ВТО, тем самым позволив ему продолжать рассматривать апелляции без участия членов ВТО и в решении этих важнейших вопросов;
  • в Комитете по торговле и окружающей среде США работали над продвижением приоритетов, связанных с торговлей перерабатываемыми и регенерируемыми материалами, и сосредоточили внимание членов на постпотребительских «обратных цепочках поставок», чтобы снизить барьеры в торговле и поддержать эффективность использования ресурсов в производственных моделях. В ноябре 2021 г. США официально присоединились к неформальному диалогу «Структурированные обсуждения по вопросам торговли и экологической устойчивости» и выступили соавтором заявления министров, в котором изложены приоритеты диалога на 2022 год;
  • в 2020–2021 гг. Соединённые Штаты продолжала оказываться Афганистану, Грузии, Иордании, Казахстану, Лаосской Народно-Демократической Республике, Республике Молдова, Украине и Вьетнаму техническую помощь для выполнения ими своих членских обязательств;
  • c 2021 г. Управление торгового представителя США начало активно участвовать в программе неофициальной рабочей группы по торговле и гендерным вопросам (создана в сентябре 2020 г. для продвижения усилий по расширению участия женщин в мировой торговле). В июле 2021 г. управление организовало презентацию Программы развития коммерческого права Министерства торговли США о национальных программах по наращиванию потенциала для расширения экономических прав и возможностей женщин посредством коммерческих и экономических реформ.
16

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ ВТО

17 Несмотря на изменение тона в отношении ВТО, просматривается немного признаков того, что США будут уделять приоритетное внимание решению ключевых вопросов, связанных с действительным масштабным реформированием этой организации. Давнее, исторически характерное больше для демократов, негативное отношение к ВТО, как и существенные разногласия между США и их ключевыми союзниками, включая ЕС, в вопросах институционального реформирования ВТО сохраняются. В частности, США и ЕС придерживаются противоположных точек зрения о системе урегулирования споров в ВТО и о том, допустимо ли «суду» ВТО устанавливать правила и совершенствовать базу международного общего права без консенсуса всех членов организации. США отвергают эту идею, в то время как ЕС в целом принимает её.
18 Озабоченность США выходит за рамки Апелляционного органа и охватывает, по существу, все основные функции ВТО. И республиканцы, и демократы выражают неудовлетворённость по вопросу о «статусе развивающейся страны»: возможности крупных государств с формирующейся рыночной экономикой (Индия), самостоятельно заявлять о своём статусе «развивающейся страны» для сохранения преференций такого статуса и избегать тех же обязательств, что и государства-конкуренты с развитыми экономиками.
19 С принципиальной точки зрения, суть негативного в целом подхода к ВТО отражает общий, давно сложившийся двухпартийный консенсус в Вашингтоне и законодательной, и исполнительной ветвей власти в отношении принципиального курса на стратегическое сдерживание КНР, что применительно к деятельности ВТО выражается в тезисе о «неспособности» организации противодействовать «недобросовестной» торговой политике Китая и оказать на него согласованное многостороннее давление, которое изображает эту политику как угрозу для глобальной мировой торговой системы в целом. США утверждают, что правила ВТО не были разработаны для эффективного решения проблем развивающихся рынков, таких как Китай, которые не являются полноценными рыночными экономиками. Такие настроения усилились после того, как в январе 2022 г. Арбитраж ВТО заявил, что Китай может принять ответные меры против ежегодного американского экспорта на сумму 645 млн долл. в рамках десятилетнего торгового спора по поводу антисубсидиционных пошлин США на китайские товары. Оглашённая сумма была намного меньше, чем 2,4 млрд долл., изначально запрошенных КНР при возбуждения дела в 2012 г., когда Китай пожаловался в ВТО, что США ввели незаконные компенсационные пошлины на десяток китайских импортных товаров, включая термобумагу, трубы, лимонную кислоту, газонокосилки, кухонные стеллажи, магнезиальный кирпич, печатную графику, солнечные панели, ветряные башни и стальные раковины. Американская сторона заявила, что такое решение было «глубоко разочаровывающим» и «отражает ошибочные интерпретации Апелляционного органа, которые наносят ущерб способности членов ВТО защищать наших работников и предприятия от искажающих торговлю субсидий Китая решение усиливает необходимость реформировать правила ВТО и урегулировать споры, которые использовались для защиты нерыночной экономической практики Китая и подрыва справедливой, ориентированной на рынок конкуренции» [10].
20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21 Администрация Дж. Байдена строит работу в ВТО исходя из тезиса о том, что организация предоставляет форум исключительно для соблюдения прав США в соответствии с различными соглашениями ВТО, чтобы гарантировать, что Соединённые Штаты получают все преимущества членства в ней. Чётко заявлено, что члены ВТО должны переосмыслить подход к развитию в составе этой организации, и что пришло время выйти за рамки устаревшей Дохинской повестки дня в области развития. Для сохранения статуса жизнеспособного института и исполнения функций в соответствии с изначальным мандатом, ВТО должна сосредоточить свою работу на структурной реформе, найти средства для достижения либерализации торговли в период между конференциями на уровне министров и адаптироваться к решению проблем, с которыми сегодня сталкиваются участники торговли.
22 В перспективе, однако, не наблюдается готовность администрации Дж. Байдена существенно содействовать проведению институциональной реформы ВТО в интересах всех участников международной торговли. Напротив, обозначился явно противоречащий основополагающим принципам ВТО курс на политизацию деятельности этой организации, инициированный коллективным Западом под руководством США и ничего не имеющий общего с изначально декларированными целями и принципами. Российская Федерация распространила среди членов ВТО заявление, в котором обратила внимание на опасность для международной торговой системы из-за политизации торговли и введения рядом стран ограничений в торговле с РФ, нарушающих нормы ВТО. «Российская Федерация хотела бы привлечь внимание членов ВТО к опасностям, нависшим над многосторонней торговой системой из-за недавних агрессивных и политически мотивированных торговых ограничительных действий некоторых членов. Вместо того чтобы поощрять постепенную нормализацию международной торговли, которая необходима для восстановления экономики после пандемии, эти члены постепенно применяют односторонние торговые меры, направленные на подрыв экономики России и её соседей. В последнее время масштабы безрассудной "экономической войны", развязанной этими членами, возросли до критической точки, что привело к сопутствующему ущербу по всему миру», – отмечается в заявлении российской стороны [11].

Библиография

1. Peterson Matt. The Making of a Trade Warrior. Politics. The Atlantic. Available at: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2018/12/robert-lighthizers-bid-cut-chinas-trade-influence/578611/ (accessed 03.05.2022).

2. EU and 15 World Trade Organization members establish contingency appeal arrangement for trade disputes. European commission. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_538 (accessed 21.04.2022).

3. G20 Leaders' Declaration: Building consensus for fair and sustainable development. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/37247/buenos_aires_leaders_declaration.pdf (accessed 11.05.2022).

4. Ambassador Katherine Tai's Remarks As Prepared for Delivery on the World Trade Organization. The Office of the United States Trade Representative (USTR). Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/speeches-and-remarks/2021/october/ambassador-katherine-tais-remarks-prepared-delivery-world-trade-organization#:~:text=We%20all%20recognize%20the%20importance,fairer%2C%20more%20inclusive%20global%20economy (accessed 07.04.2022).

5. Swanson Ana. U.S. Renews Its Support for Trade Group It Once Made a Punching Bag. Economy. The New York Times. Oct. 14, 2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/10/14/business/economy/trade-wto-katherine-tai.html (accessed 27.04.2022).

6. Lester Simon. Katherine Tai on WTO Dispute Settlement Reform. International Economic Law and Policy Blog. January 12, 2022. Available at: https://ielp.worldtradelaw.net/wto_disputes/ (accessed 30.04.2022).

7. Stewart Terence P. WTO Dispute Settlement Body meeting of February 22, 2021 — panels authorized in two matters; impasse on Appellate Body remains. WITA, The Washington International Trade Association. 02/23/2021. Available at: https://www.wita.org/blogs/wto-dispute-settlement-panels-authorized/ (accessed 11.05.2022).

8. Wragg Elefnora. Slim chances for the WTO appellate body despite US return to multilateralism. GTR Global TRADE Review. 03.02.2021. Available at: https://www.gtreview.com/news/americas/slim-chances-for-the-wto-appellate-body-despite-the-us-return-to-multilateralism/ (accessed 07.05.2022).

9. 2022 Trade Policy Agenda & 2021 Annual Report of the President of the United States on the Trade Agreements Program. United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/2022%20Trade%20Policy%20Agenda%20and%202021%20Annual%20Report%20 (1).pdf (accessed 14.04.2022).

10. WTO: China Can Place Duties on $645 Million in US Imports. Economy. January 26, 2022. Agence France-Presse. Available at: WTO: China Can Place Duties on $645 Million in US Imports (voanews.com) (accessed 04.05.2022).

11. Россия заявила о нарушении норм ВТО странами, ограничившими торговлю с РФ. Интерфакс. 16 марта 2022. Available at: https://www.interfax.ru/world/829634 (accessed 03.05.2022).

12. Меньшикова А.М. 2021. Особенности внешнеторговой политики демократической администрации Дж. Байдена. США & Канада: экономика – политика – культура. № 11. C. 80-92. Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300017222-4-1/ DOI: 10.31857/S268667300017222-4

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести