© Е.И. Филиппова. Рец. на: Pesteil P. Les productions alimentaires en Corse, 1769–1852. Ajaccio: Éditions Alain Piazzola, 2016. 330 р., илл.
Почти половину объема книги занимают главы, в которых подробно рассматриваются различные составляющие пищи корсиканцев: от зерновых, мяса и молока до вина, меда и фруктов; не оставлены без внимания и продукты присваивающего хозяйства — охоты и рыбной ловли. И о чем бы ни шла речь — неизменна констатация архаичности техник и приемов, низкой производительности труда и качества продукции, отсутствия тщания в работе. Не подвергая сомнению тексты источников, Ф. Пестей в то же время напоминает читателю, что подобная “отсталость” была в изучаемое время характерна для многих сельскохозяйственных регионов Франции, за исключением наиболее развитых Нормандии и Бургундии. То же относится и к пищевому рациону их жителей, как в смысле скудности, так и невысокого качества, а значит, Корсика вовсе не являлась исключением из общего правила. Но основным выводом автора, пожалуй, является то, что сопротивление корсиканцев нововведениям далеко не всегда можно объяснить обычной леностью или косностью. В ряде случаев речь идет об осознанном выборе, а то и об идеологическом сопротивлении. В духе Р. Барта, утверждавшего, что власть состоит в способности навязать другому свой ритм, или А. Маалуфа, заметившего, что модернизация вызывает отторжение, если она воспринимается как “троянский конь” господствующей иностранной культуры, Ф. Пестей указывает на глубокое противоречие между француз ским “просвещенным деспотизмом”, насаждающим меркантилизм и либерализм, и традиционным образом жизни корсиканцев, в рамках которого “бесполезная”, с точки зрения стороннего наблюдателя, трата времени на поддержание семейных, соседских и общинных контактов (включая многочисленные праздники и различные формы досуга) представляет безусловную ценность, торговля, подрывающая важнейший для функционирования сообщества принцип дара и отдаривания, считается презренным занятием, а труд оправдан лишь в той мере, в какой это требуется для удовлетворения базовых потребностей. Автор ищет истоки этой системы ценностей в аристотелевской концепции города и гражданина, согласно которой честь и слава не добываются богатством, а свобода заключается в возможности распоряжаться своим временем, и в эгалитаристской идеологии влиятельного на острове Ордена францисканцев, проповедующей бедность и презрение к земным благам, а также напоминает о разнице между крестьянином, для которого труд на земле является образом жизни, и фермером, для которого земля — это капитал (с. 317–318). Наконец, констатируя, что последовательные усилия по модернизации сельскохозяйственного производства на Корсике так и не дали желаемых результатов, что в итоге привело к вытеснению местных продуктов импортными, он ставит более общий вопрос о глубине проникновения либерализма в корсиканское общество, на который еще предстоит ответить. Можно сформулировать этот вопрос и еще шире: насколько универсальны модели экономического и социального развития, начиная с колониальной эпохи и поныне навязываемые “развитыми странами” остальному миру, и почему некоторые общества оказываются невосприимчивы к этим моделям? Не является ли сопротивление корсиканского общества либерализации следствием (или оборотной стороной) присущего ему низкого уровня безопасности? Вот на какие мысли наводит чтение книги, посвященной системе производства и потребления пищи.
Book Review
Filippova, E.I. Review of Les productions alimentaires en Corse, 1769–1852, by P. Pesteil. Etnograficheskoe obozrenie, 2019, no. 2, pp. 201–204. https://doi.org/10.31857/S086954150004872-9 ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS
No posts found
Comments
No posts found