Canadian Oscar Peterson: World Jazz Legend
Table of contents
Share
QR
Metrics
Canadian Oscar Peterson: World Jazz Legend
Annotation
PII
S032120680005181-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Shchukina 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
101-112
Abstract

The outstanding Canadian musician Oscar Peterson (1925-2007) was one of the greatest jazz pianists of the 20th century. He played thousands of concerts worldwide in a career lasting more than 60 years. Peterson released over 200 recordings, won eight Grammy Awards, including one for lifetime achievement, and received numerous of other awards and honours. He was inducted into Canadian Music Hall of Fame and International Jazz Hall of Fame as well as was made an Officer and then Companion of the Order of Canada. Canada Post made him the first living person other than a reigning monarch to appear on a stamp. A life-sized sculpture of Peterson, unveiled on June 30th, 2010 by Queen Elizabeth II, sits permanently outside the National Arts Centre in Ottawa. The Canadian musician was renowned as a highly accomplished soloist for his remarkable speed, ornate technique and swinging style. In his childhood Oscar was taught as a classical pianist of the European tradition, later he was influenced by Americans Teddy Wilson, Nat King Cole and especially Art Tatum, to whom many compared Peterson in later years. A prolific recording artist, he typically released several albums a year from the 1950s until his death, very often in collaboration with other jazz stars, including Ella Fitzgerald, Dizzy Gillespie, Billie Holiday, Louis Armstrong. During his career he worked in duos, trios and quartets with numerous musicians. In 1974 Peterson and his trio visited the former Soviet Union and played one concert in Tallinn. Also Oscar Peterson is famous as a composer and a teacher.

Keywords
Oscar Peterson, jazz, Canadian music, Canadian culture
Received
11.04.2019
Date of publication
29.05.2019
Number of purchasers
95
Views
3577
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1

Введение

 

Канадскую культуру XX века в области исполнительского искусства на мировой арене прославили два выдающихся музыканта – Гленн Гульд (Glenn Gould) (1932–1982) и Оскар Питерсон (Oscar Peterson) (1925–2007). Г. Гульд, обладавший глубоко индивидуальной и своеобразной манерой исполнения классических произведений, по сей день имеет репутацию одного из самых талантливых пианистов в истории мировой музыкальной культуры прошедшего столетия [Щукина Т.А., 2009]. Оскар Питерсон – один из величайших джазовых пианистов, композитор – считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники. Его называют «джазовым Листом», стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. Примечательно, что биографии этих двух музыкантов объединяет тот факт, что оба музыканта посещали с гастролями Советский Союз ещё в период холодной войны. Глен Гульд был первым североамериканским пианистом, приехавшим в нашу страну в 1957 г., Оскар Питерсон и его трио выступили с концертом в Таллине в 1974 году.

2

Этапы творческого пути Оскара Питерсона

 

Не только почитатели таланта, но и все ценители музыки независимо от их пристрастий признают весомость и значимость вклада О. Питерсона в мировую музыкальную культуру. Один из авторитетных российских специалистов В.Ю. Озеров отмечает: «В кругу любителей джаза имя Питерсона непосредственно ассоциируется с понятием "мейнстрима" (буквально "центральное, основополагающее направление") в том смысле, что его творчество выходит за рамки частных стилевых определений, обобщает весь предшествующий опыт джазовой эволюции и вместе с тем определяет главный путь развития этого вида музыкального искусства... В музыке Питерсона очевиден универсальный охват интегрированных в ней стилевых элементов, указывающих на преемственные связи с различными направлениями джаза (от исторических истоков до современности), равно как и с европейской академической музыкальной культурой...» [1]. Творчество канадского музыканта сочетает блистательную виртуозность стиля бибоп с классической свинговой школой, ритмическую остроту хард-бопа, гармоническую насыщенность кул-джаза*.

* Различные направления в джазовой музыке.
3 О. Питерсон, чья профессиональная карьера длилась почти 60 лет, дожил до пика своей славы и ещё при жизни стал легендой. К концу XX века его имя стало синонимом высочайшего художественного качества и образцового исполнительского мастерства. Его дискография насчитывает более 200 альбомов, он сотрудничал практически со всеми известными джазовыми музыкантами, включая Эллу Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Билли Холидей (Billy Holiday), Луиса Армстронга (Louis Armstrong), который называл его «человеком с четырьмя руками» [2]. Ещё одно яркое определение игре канадского пианиста как «махараджи клавиатуры» дал другой корифей джаза – Дюк Эллингтон (Duke Ellington).
4

Музыкант восемь раз становился лауреатом премии Грэмми, последний раз – в 1997 г., за многолетние профессиональные достижения (Lifetime Achievеment Award). На родине он удостоен высшей государственной награды – Ордена Канады (Order of Canada), сначала в ранге офицера (Officer) в 1972 г., а в 1984 г. – компаньона (Companion). О. Питерсон первым был введён в созданный в 1978 г. Зал славы канадской музыки (Canadian Music Hall of Fame). В 1993 г. он стал лауреатом премии Глена Гульда как лучший канадский пианист – исполнитель мирового уровня. О. Питерсон получил множество наград разных государств, в том числе в 1999 г. одну из самых престижных музыкальных премий в мире – «Императорскую премию» (Praemium Imperiale World Art Award)**. Его мастерство привлекло к джазу много серьёзных меломанов, а его джазовые этюды (Jazz Exercises) стали во всём мире частью начального музыкального обучения. Он был удостоен докторской степени многих канадских и американских университетов, несмотря на отсутствие профессионального музыкального образования. В 1990 г. Международный джазовый фестиваль в Монреале (Festival international de jazz de Montreal) учредил ежегодный приз имени О. Питерсона в знак признания его вклада в развитие джаза в Канаде. С 2010 г. Йоркский университет (York University) стал выдавать именные стипендии О. Питерсона.

** «Императорская премия» присуждается императорской семьёй Японии от лица Японской ассоциации искусств с 1989 г. за профессиональные достижения, международное влияние, духовное обогащение всего мирового сообщества.
5 Канада хранит память о своём великом соотечественнике. Ещё при жизни музыканта Почта Канады (Canada Post) выпустила марку с его изображением, до этого никто из здравствующих граждан страны, кроме королевских особ, не удостаивался такой чести. Имя О. Питерсона было присвоено одной из улиц и государственной школе в Миссиссоге (Mississauga), где он жил последние годы. 30 июня 2010 г. в Оттаве, рядом с Национальным центром искусств (National Arts Centre) в присутствии королевы Великобритании Елизаветы II был открыт памятник выдающемуся музыканту. В 2013 г. его имя было увековечено на Канадской аллее славы (Canada's Walk of Fame).
6 Джаз как явление возник в 1910-х годах на Юге США и как вид музыкального искусства сформировался под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии и афроамериканского фольклора. «Джаз – это мозаика, состоящая из разной величины личностей: каждый привносит что-то своё, без чего не складывается история, пленившая сердца миллионов людей по всему миру. Джаз – это история, которой нет конца: её подхватывают и продолжают... Когда в 1925 г. в Монреале родился мальчуган по имени Оскар Питерсон... никто не знал, что именно ему суждено стать не только достойным преемником традиций джаза, но и легендарным неподражаемым исполнителем» [3]. Будущий музыкант родился в семье выходцев с Виргинских островов (British Virgin Islands), которая проживала в пригороде Монреаля. Мальчик был четвёртым из пяти детей, и всех их отец, Дэниел Питерсон, будучи сам музыкантом-любителем, с самого детства обучал музыке. Оскар стал заниматься музыкой в пять лет, осваивая игру на тромбоне и фортепиано.
7 Питерсон-старший подолгу отсутствовал дома, так как работал проводником в поездах дальнего следования на Канадской железной дороге. По сути, он был первым учителем своих детей, прививая им не только любовь, но и ответственное в плане занятий отношение к музыке. Когда отец отсутствовал по долгу службы, старшие дети должны были контролировать занятия младших. На этом поприще особыми педагогическими талантами отличалась старшая сестра Оскара Дейзи, которая в дальнейшем стала известным в Канаде преподавателем музыки. Первые навыки выступлений дети приобрели, играя в семейном оркестре на концертах в церкви. Всю жизнь О. Питерсон с большой любовью и теплотой отзывался о своём отце. В изданной под конец жизни автобиографии он пишет: «В моём понимании это был выдающийся человек: и пусть его мечты о собственном успехе не исполнились, но он прожил достаточно долгую жизнь и увидел своими глазами, как всё, о чём он мечтал, воплотилось в детях, которые добились успеха в музыке» [Питерсон О., 2010: 28]. В возрасте семи лет Оскар заболел туберкулёзом, и после выздоровления врачи запретили ему заниматься на духовых инструментах, после чего он сосредоточился исключительно на игре на фортепиано. Его отец старался дать сыну хорошее академическое музыкальное образование, поэтому, в дополнение к урокам со старшей сестрой Дейзи, стал искать ему профессионального преподавателя. Первым таким учителем стал Луис Гупер (Louis Hooper), который был видной фигурой в музыкальных кругах Монреаля и известным джазовым исполнителем, который впервые открыл своему ученику мир джазовой музыки. Занятия с ним были непродолжительными, так как Л. Гупер быстро понял, что Оскару как очень одарённому ученику требовался более квалифицированный наставник.
8 И таким учителем стал Пол де Марки (Paul de Marky), самый известный классический пианист Канады того времени. Он родился в Венгрии и на родине обучался музыке у Иштвана Томана (Istvan Thoman), который в своё время брал уроки у самого Ференца Листа. Оскар, так же как и его учитель, преклонялся перед гением Ф. Листа и усердно работал, чтобы хотя бы приблизиться по уровню мастерства к своему кумиру. Пол де Марки оказал огромное влияние на становление Оскара как музыканта, обучая его в традициях классической европейской фортепианной школы, особое внимание уделяя не только работе над совершенствованием технического мастерства, свободой и беглостью исполнения, но главное – умению эмоционального воздействия на слушателя. Впоследствии О. Питерсон вспоминал, что именно Пол де Марки обучил его «возможности выразить игрой на фортепиано любое чувство – от безудержной радости до бездонной печали» [Batten Jack, 2012: 48-50]. Вместе с тем Пол де Марки, как и его предшественник Л. Гупер, поощрял интерес своего ученика к набиравшей тогда популярность джазовой музыке.
9 Ещё будучи подростком, в возрасте 14 лет, Оскар выиграл национальный конкурс среди музыкантов-любителей, организованный Канадской вещательной корпорацией (Canadian Broadcasting Corporation). В качестве приза он получил чек на 250 долл., что было неплохой суммой в то время – это были первые деньги, которые он заработал на джазовом поприще. С этого момента он осознал, что именно джаз станет страстью и делом всей его жизни. Ещё учась в школе, Оскар полностью погрузился в мир джазового сообщества Монреаля. Он выступал в еженедельных радиошоу, играл в гостиницах и других местах, где исполняли живую музыку, что способствовало росту его популярности как очень молодого и талантливого пианиста.
10 С самого начала карьеры О. Питерсон решил искать свой индивидуальный стиль, так как многие джазовые музыканты во многом подражали уже известным в то время корифеям джаза. С юности его отличала незаурядная работоспособность; долгие годы, уже получив мировую известность, он занимался по шесть часов в день. Помимо работы над техникой, он слушал много записей, пытаясь понять суть и смысл джазовой музыки, как строится импровизация, каким образом она воздействует на слушателя. В этой связи на его становление как музыканта и формирование собственного стиля большое влияние оказали американские джазовые пианисты Тедди Уилсон (Teddy Wilson) и Нэт Кинг Коул (Nat King Cole). Но самым большим авторитетом, перед которым Оскар преклонялся и мечтал хоть когда-нибудь приблизиться к его уровню, был легендарный американский пианист Арт Тейтум (Art Tatum). Стиль А. Тейтума отличали совершенное владение гармонией и феноменальная техника. Практически слепой от рождения, он мог исполнять пассажи и сложные арпеджио в темпах, которые не мог выдержать ни один музыкант. Когда Оскар впервые услышал его запись, он подумал, что играют два исполнителя на разных инструментах. Потрясение от игры А. Тейтума было настолько велико, что он больше месяца не мог подходить к фортепиано.
11 В 1943 г. О. Питерсон был приглашён в профессиональный оркестр под управлением Джонни Холмса (Johnny Holmes), в то время считавшийся лучшим и самым популярным джаз-бэндом Монреаля. У Оскара уже был опыт игры в школьном оркестре, где он выступал с братьями Фергюсонами (Maynard and Percy Ferguson), впоследствии ставшими известными музыкантами. Это была эпоха свинга в джазе, и его почитатели высоко ценили аранжировки и изысканные импровизации, которыми славился оркестр Холмса. С самого начала Дж. Холмс взял Оскара под свою опеку, он называл его «неогранённым алмазом», стараясь обучить его как умению солировать в джазовом оркестре, так и чувству сыгранности с другими музыкантами. Не кто иной, как Дж. Холмс подтолкнул О. Питерсона к написанию собственных произведений. Работа в оркестре, которая продлилась пять лет, занимала всё время Оскара, поэтому в возрасте 17 лет он решил бросить школу. Когда он сказал об этом отцу, то Питерсон-старший, поначалу скептически отнёсшийся к этому известию, сказал своему сыну: «Если ты хочешь бросить школу и стать пианистом, не будь одним из многих. Будь лучшим» [2]. Всей дальнейшей карьерой Оскар доказал отцу, что он, без преувеличения, полностью оправдал его надежды.
12 Стать джазовым пианистом номер один – к чему стремился О. Питерсон – невозможно было без работы со звукозаписывающими компаниями. С 1945 г. Оскар стал выпускать свои сольные записи на студии «Ар-Си-Эй Виктор» (RCA Victor), с которой продолжал сотрудничество до 1949 г. Его первые пластинки были сделаны в популярном в то время танцевальном стиле буги-вуги и быстро завоевали популярность у молодёжи. Они демонстрировали виртуозную технику Оскара как исполнителя, он даже получил прозвище «коричневая бомба буги-вуги». Успех записей, выступления на радио Си-би-си, два турне по Западной Канаде, которые О. Питерсон предпринял в 1946 г., завоевали ему репутацию первой джазовой звезды Канады. Многие американские джазмены, посещавшие Монреаль, были впечатлены игрой молодого виртуоза, один из них был знаменитый Диззи Гиллеспи.
13 Во второй половине 1940-х годов на авансцену джазовой музыки, наряду с биг-бендами, пришли небольшие камерные коллективы. Как раз в это время, после ухода из оркестра Холмса, Оскар решил организовать собственное джазовое трио: фортепиано, бас-гитара и ударные. Дебют состоялся в 1947 г. в зале Альберта Лаунж (Alberta Lounge), где они играли пять вечеров в неделю. Прямую трансляцию их концертов вела местная радиостанция Монреаля, и именно этот факт сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе О. Питерсона.
14 Дело в том, что однажды, сидя в такси на пути в монреальский аэропорт, такую трансляцию услышал Норман Грэнц (Norman Granz), легендарный импресарио из США, и тут же попросил водителя повернуть обратно и отвезти его на концерт в Альберта Лаунж. Н. Грэнц в то время был одной из самых авторитетных и влиятельных фигур в мире джаза, став промоутером и организатором джазовых концертов и турне в классических залах. Не обладая музыкальным талантом, но будучи страстным поклонником и большим знатоком джазовой музыки, он старался привлечь к ней интерес более широкой, академической аудитории. В созданную им с этой целью антрепризу «Джаз в филармонии» (Jazz at the Philharmonic, JATP) Н. Грэнц приглашал не только звёзд, но и подающих надежду интересных исполнителей. Вернувшись в Альберта Лаунж и услышав Оскара вживую, он сразу понял, что перед ним, несмотря на молодость, неординарный, с большим потенциалом, музыкант, и сразу пригласил О. Питерсона выступить в Нью-Йорке, в Карнеги-холле (Carnegie Hall).
15 Эта встреча стала поворотным моментом в творческой судьбе молодого канадца, открыв ему двери для выступлений не только в США, но и по всему миру. О. Питерсона и Н. Грэнца на протяжении десятилетий связывали не только профессиональные отношения, так как американский импресарио стал персональным менеджером музыканта (он исполнял эти обязанности до 1988 г.), но и чисто человеческие, дружеские связи. «С самого начала наших отношений я почувствовал, что приобрёл друга на всю жизнь, просто потому что между нами сразу же возникли взаимный интерес и уважение. Когда я попросил Нормана стать моим персональным менеджером, это соглашение было скреплено рукопожатием, а не контрактом», – вспоминал О. Питерсон в своей автобиографии [Питерсон О., 2010: 153]
16 Дебют Оскара на нью-йоркской сцене состоялся 18 сентября 1949 г. В связи с тем, что Н. Грэнц не смог сделать своему подопечному рабочую визу из-за недостатка времени, О. Питерсон был представлен как гость, случайно оказавшийся на концерте, в котором участвовали такие звезды, как Чарли Паркер (Charlie Parker), Бадди Рич (Buddy Rich), Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Лестер Янг (Lester Young). Выступление молодого канадца, игравшего в тот вечер с известным уже в то время контрабасистом Рэем Брауном (Ray Brown), стало сенсацией. Среди тем, исполненных О. Питерсоном, была песня "Tenderly", которую впоследствии будут связывать исключительно с его именем. Игра Оскара была встречена с восхищением не только публикой, но и профессиональным джазовым сообществом. Так, например, в авторитетном и по сей день американском журнале «ДаунБит» (DownBeat) была опубликована статья, полная восторженных откликов.
17 В течение 1950–1952 гг. О. Питерсон был постоянным участником концертного объединения Н. Грэнца JATP, в составе которого он, выступая с ведущими американскими джазовыми музыкантами, объездил все Соединённые Штаты. Очень быстро молодой канадский музыкант стал популярным среди американской публики, что нашло отражение в опросах, проводимых журналом «ДаунБит». Начиная с 1950 г. он на протяжении последующих 23 лет 15 раз занимал первое место в опросах читателей в категории «лучший пианист», в 1953 г. занял первое место в рейтинге критиков.
18

Работая у Н. Грэнца, О. Питерсон выступал в сотрудничестве как с другими музыкантами, так и в составе своего собственного трио. На протяжении 15 лет с Оскаром выступал великолепный контрабасист Рэй Браун, на месте же третьего участника музыканты довольно часто менялись. Но наибольшей известностью пользовался состав, в котором, наряду с О. Питерсоном и Р. Брауном, играл гитарист Херб Эллис (Herb Ellis). Музыканты много гастролировали, включая Европу и Японию, и часто аккомпанировали в концертах великой джазовой певице Элле Фицджеральд. В родной Канаде О. Питерсон со своим ансамблем часто принимали участие в различных фестивалях. Так, например, пластинка, записанная трио, «Оскар Питерсон на Стратфордском шекспировском фестивале» (Oscar Peterson at the Stratford Shakespearean Festival)* (1956 г.) считается одной из лучших в карьере музыканта. В истории джаза этот коллектив завоевал репутацию лучшего трио как по своему звучанию, так и благодаря сложным нестандартным аранжировкам.

* Один из ведущих театральных фестивалей Канады, проводится с 1953 г. в Стратфорде, провинция Онтарио.
19 На протяжении 1960–1970-х годов О. Питерсон играл со многими выдающимися музыкантами, выступая как соло, так и с небольшими джазовыми коллективами. Особой популярностью в первой половине 1960-х годов пользовалось трио в составе: О. Питерсон, Р. Браун и барабанщик Эд Тигпен (Ed Thigpen), который пришёл на смену Х. Эллису. В этот период трио записало два альбома – «Ночной поезд» (Night Train) (1962 г.) и «Канадская сюита» (1964 г.), которые стали одними из самых успешных за всю карьеру О. Питерсона.
20 В 1974 г. в гастрольном графике канадского музыканта был запланирован визит в СССР, за подготовку которого с советской стороны отвечала организация Госконцерт. В составе трио с О. Питерсоном приехали контрабасист Нильс-Хеннинг Эрстед-Педерсен (Niels-Henning Orsted-Pedersen) и барабанщик Джейк Ханна (Jake Hanna). Были запланированы выступления в Таллине, Москве, Тбилиси и Ереване, но состоялись концерты только в Таллине. По свидетельствам канадской стороны, не были соблюдены условия контракта, и по прибытии в Москву О. Питерсон и его менеджер Н. Грэнц отменили уже намеченные концерты и покинули СССР. Впоследствии музыкант вспоминал о тёплом приеме, который ему оказала советская публика в столице Эстонии. Подробности этого неудавшегося визита изложены в книге канадского журналиста Джина Лиса (Jene Lees) [Lees Jene, 2000: 231-244]. В советской прессе не было опубликовано никаких комментариев по поводу отмены гастролей. Единственным откликом на таллинское выступление канадского джазмена была очень поэтичная заметка «Семь нот в тишине» писателя Сергея Довлатова, работавшего тогда в газете «Советская Эстония»:
21 «Исполнитель – неудачное слово. Питерсон менее всего исполнитель. Он творец, созидающий на глазах у зрителей своё искусство. Искусство лёгкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок...
22 Подлинный джаз – искусство самовыражения. Самовыражения одновременно личности и нации. Стиль О. Питерсона много шире традиционной негритянской гармонии. Чего только не услышишь в его богатейшем многоголосии?! От грохота тамтама до певучей флейты Моцарта. От нежного голубиного воркования до рёва хозяина джунглей.
23 О джазе писать трудно. Можно говорить о том, что О. Питерсон употребляет диатонические и хроматические секвенции. Использует политональные наложения. Добивается гармонических отношений тоники и субдоминанты. То есть затронуть пласты высшей джазовой математики... Зачем? Вот он подходит к роялю. Садится, трогает клавиши. Что это? Капли ударили по стеклу, рассыпались бусы, зазвенели тронутые ветром листья?.. Затем всё тревожнее далёкое эхо. И наконец – обвал, лавина. А потом снова – одинокая, дрожащая, мучительная нота в тишине...» [4].
24 1970-е годы были периодом, когда О. Питерсон не только много и успешно гастролировал, но и активно записывался на созданной Н. Грэнцем студии «Пабло» ("Pablo"), с которой продолжал сотрудничество до 1986 г. Это были записи не только его концертов и клубных выступлений по всему миру, но и альбомы, в которых вместе с ним участвовали такие знаменитости, как Э. Фицджеральд, К. Бэйси (Count Basie), Р. Элдридж, Д. Гиллеспи, С. Грапелли (Stephane Grappelli). О популярности дискографии этого периода свидетельствует факт, что четыре диска (в 1973 г., два – в 1974 г., в 1977 г.) получили премию Грэмми.
25

В последующее десятилетие О. Питерсон продолжал интенсивную концертную деятельность, в основном выступая в родной Канаде. Он несколько раз принимал участие в международном джазовом фестивале в Монреале (Festival international de jazz de Montreal)*, выступал с Монреальским симфоническим оркестром (Montreal Symphony Orchestra). К концу 1880-х годов он был вынужден сократить свой международный гастрольный график ввиду резкого обострения артрита, которым страдал с юности. Важным событием не только в карьере музыканта, но и в истории джазовой музыки стал 1990 год, когда трио в составе О. Питерсона, Р. Брауна и Х. Эллиса вновь объединилось для выступлений в нью-йоркском клубе «Блю Ноут» (Blue Note), и два диска, ("Live at the Blue Note", "Saturday Night at the Blue Note"), которые были выпущены после их концертов, получили три премии Грэмми.

* Международный джазовый фестиваль в Монреале, проводится ежегодно с 1980 г., считается одним из самых представительных и посещаемых мировых джазовых фестивалей.
26 В 1993 г. О. Питерсон перенес инсульт, после двухлетней реабилитации подвижность его левой руки не восстановилась полностью, вследствие чего он мог играть только правой рукой. Но это не помешало ему продолжать работать – записываться, участвовать в джазовых фестивалях, сочинять музыку. В 2002 г. музыкант опубликовал свои мемуары "A Jazz Odyssey: The Life of Oscar Peterson", которые в русском переводе «Оскар Питерсон. Джазовая одиссея. Автобиография» были изданы в 2010 г. (и переизданы в 2011 г. – второе издание). 8 июня 2007 г. в Нью-Йорке, в Карнеги-холле, в зале, где он триумфально начал свою карьеру, состоялся концерт в его честь, на котором он должен был присутствовать, однако не смог по состоянию здоровья. Музыканта не стало 23 декабря 2007 года.
27 Наряду с блестящей карьерой исполнителя-виртуоза О. Питерсон остался в истории джазовой музыки и как талантливый композитор. Он является автором цикла пьес, джазовых тем, этюдов для обучения, музыки к кинофильмам. Одним из самых значительных произведений считается «Гимн свободе» (Hymn to Freedom) (1962 г.), который стал символом борьбы афроамериканского населения США за гражданские права, развернувшейся в 1960-е годы. Как вспоминал впоследствии О. Питерсон, он просто наиграл блюзовую мелодию по просьбе своего друга Н. Грэнца, слова же были дописаны позднее. Но он, как автор, испытал истинную гордость, когда его композиция приобрела такую популярность, что стала считаться гимном борьбы афроамериканского населения за гражданские права. В 1950-х годах, когда О. Питерсон начал концертную деятельность, он сам, будучи чернокожим музыкантом, часто подвергался расовой дискриминации во время гастролей по американскому Югу. Не менее знаменитым его произведением, ставшим уже классическим, является «Канадская сюита» (Canadian Suite) (1964 г.), состоящая из восьми частей, каждая из которых посвящена отдельному региону страны. В соответствии с замыслом автора, сюита стала музыкальным портретом Канады – страны, которую он так любил. Исследователи его творчества сравнили это сочинение с пейзажем, воплощённым в музыке.
28

На протяжении своей музыкальной деятельности О. Питерсон также успешно реализовывал себя на преподавательском поприще. В 1960 г. он, совместно с участниками своего трио Р. Брауном, Э. Тигпеном и композитором Ф. Ниммонсом (Phil Nimmons), открыли в Торонто учебный центр «Продвинутая школа современной музыки» (Advanced School of Contemporary Music). Хотя во многих североамериканских высших учебных заведениях в то время существовали музыкальные отделения, где в дополнение к основным курсам преподавался и джаз, школа, открытая О. Питерсоном, была единственным специализированным центром, целью которого было обучение джазовому искусству в строгой академической манере. К сожалению, нехватка времени из-за плотного гастрольного графика, ряд возникших финансовых проблем не позволили в полной мере осуществить этот проект, и через два года школа была закрыта. В середине 1960-х годов музыкант написал и опубликовал четыре тома джазовых этюдов для молодёжи, которые по сей день входят в обязательную часть музыкального джазового образования. Непосредственно к преподавательской работе он вернулся уже в 1980–1990-е годы, когда стал сначала профессором, а затем ректором Йоркского университета.

29

Заключение

 

За всю свою многолетнюю деятельность Оскар Питерсон заслужил репутацию классика фортепианного джаза. И хотя в его адрес звучали и критические замечания, упрекавшие его в излишней техничности исполнения, на сегодняшний день его непревзойдённая виртуозность, изобретательность в пассажах и мелодической разработке темы вообще не имеют аналогов. Он всегда старался следовать принципу приоритета экспрессивного, глубоко индивидуального отношения к исполняемым произведениям, наполненного богатством импровизаторской фантазии. «Творить свободную импровизационную музыкальную композицию прямо перед публикой – занятие для отважных, и для него требуется нечто большее, чем просто талант музыканта. Чтобы играть джаз, необходимо призвать всё своё существо – чувства, физические и умственные силы, и направить их только на выступление – отдаваться музыке полностью всякий раз, когда играешь» [Оскар Питерсон, 2010:491]. Этому принципу великий канадский музыкант Оскар Питерсон следовал всю жизнь.

30

Источники

[1] Озеров В.Ю. Питерсон Оскар. Энциклопедия. Электронное периодическое издание, мультипортал КМ. RU. Available at: www.km.ru/myzyka/encyclopedia/peterson-oscarpeterson-oscar (accessed 17.01.2019).

[2] The Canadian Encyclopedia. Betty Nygaard King. Oscar Peterson. Published on-line September 3, 2013. Available at: http:// www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/oscar-peterson (accessed 22.01.2019).

[3] Корягина. П. Джазовый Ференц Лист. Сайт LoyalRoyal.me. Noble society...about global values. Available at: www.loyalroyal.me/oscar-peterson-dzhazovyiy-list/ (accessed 25.01.2019).

[4] Сайт «Великие люди» – www.velchel.ru. Сергей Довлатов. Ремесло. Часть 1. Невидимая книга. Семь нот в тишине. Available at: www.sergeydovlatov.ru/index.php?cnt=8&sub=3&page=10 (accessed 31.01.2019).

References

1. Schukina T.A. Kanada i iskusstvo Glena Gul'da. SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2009. №3. S. 93–98.

2. Piterson O. Dzhazovaya odisseya. Avtobiografiya. Perevod M. Musinoj. Sankt-Peterburg: Izd-vo «Skifiya», 2010. 544 s.

3. Batten Jack. Oscar Peterson, the Man and his Jazz. Canada, Tundra Books, 2012. P. 48-50 (ehlektronnaya kniga). Available at: https://books.google.ru/books?id=PxIxrPzODmYC&pg=PA174&lpg=PA174&dq=oscar+peterson&source=bl&ots=ReHGKSPcvP&sig=g4v0qW9GAZOP66tIuL9KzIMN4uY&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjoxOrYrpbXAhVnApoKHQ4FA_04KBDoAQg8MAQ#v=onepage&q=oscar%20peterson&f=false (accessed 20.01.2019).

4. Lees Jene. Oscar Peterson: The Will to Swing. Canada. Rowman & Littlefield. 2000, p. 231-244 (ehlektronnaya kniga). Available at: https://books.google.ru/books?id=0awEAQAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (accessed 28.01.2019).

Comments

No posts found

Write a review
Translate