- PII
- S032103910006170-0-1
- DOI
- 10.31857/S032103910006170-0
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume 78 / Issue 4
- Pages
- 1076-1078
- Abstract
- Keywords
- Date of publication
- 09.08.2019
- Year of publication
- 2019
- Number of purchasers
- 10
- Views
- 819
10 ноября 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения известного историка-антиковеда, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан Алексея Михайловича Ременникова (1918–2007). «Вестник древней истории» уже публиковал заметку, посвященную 80-летию ученого (1999, № 2), и некролог по случаю его смерти 24 декабря 2007 г. (2008, № 3). В обеих публикациях кратко представлена биография А.М. Ременникова, а также его основные научные достижения. Эта небольшая заметка, посвященная 100-летию со дня рождения казанского ученого, призвана еще раз отдать дань памяти и уважения незаурядному исследователю и талантливому педагогу, который всю свою жизнь посвятил служению отечественной науке и образованию.
Главными городами в жизни А.М. Ременникова стали Москва и Казань: в Москве он получил образование и обрел дело всей своей жизни, Москву он защищал в первые месяцы Великой Отечественной войны, а Казани он отдал многие годы своей преподавательской и научной деятельности, став одним из символов исторического педагогического образования Республики Татарстан.
Родился А.М. Ременников в Петрограде в семье питерских учителей, так что педагогическое поприще, видимо, не случайно оказалось основным в его судьбе. Однако жить в первые годы советской власти в большом городе было очень голодно, и семья перебралась в Воронежскую область. Здесь, в деревне Вишневое Старо-Юрьевского района, с 1919 по 1930 г. жил и учился в начальной школе Алексей Ременников. Здесь в 1925 г. семилетним мальчиком он лишился отца, а в 1930 г. мама Варвара Павловна перевезла его в Москву, где он и окончил среднюю школу.
В августе 1936 г. Алексей Ременников поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Это был один из первых наборов после возрождения истфаков в университетах. Именно в этом году прием стал осуществляться по новым правилам, утвержденным Наркомпросом, основным требованием которых являлась проверка знаний поступающих в объеме средней школы, выяснение уровня общего развития будущих студентов. Для мальчика из интеллигентной семьи это была прекрасная возможность. Набор был достаточно многочисленным – 150 человек, – но, учитывая, что полноценные истфаки пока существовали только в Московском и Ленинградском университетах, это оказалось совсем немного для огромной страны.
На кафедрах факультета в это время работали выдающиеся историки. В своих воспоминаниях А.М. Ременников позже написал: «Пять лет обучения прошли очень быстро. Нам читали лекции академики, профессора мирового уровня, мы начали принимать участие в научной работе»1. Кафедрой истории Древнего мира заведовал профессор В.С. Сергеев, автор первого советского учебника по истории Древней Греции.
Годы учебы А.М. Ременникова в МГУ были годами становления истфака: появлялись новые кафедры, в том числе древних языков, которую возглавил проф. Н.И. Новосадский. В то же время преподавателей коснулись репрессии, которые прокатились по стране: был отправлен в ГУЛАГ профессор П.Ф. Преображенский, расстрелян декан факультета Г.С. Фридлянд. Одновременно, по воспоминаниям А.М. Ременникова, «все явственнее чувствовалось приближение войны».
И все-таки А.М. Ременников в 1941 г. успел закончить полный курс обучения, причем закончить «с отличием» – все следующие курсы и в самой Москве, и в эвакуации в Ашхабаде учились по сокращенной программе. Летопись Московского университета сообщает, что уже 1 июля 1941 г. первая группа студентов была мобилизована на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Руководителем батальона стал студент-выпускник исторического факультета Михаил Гефтер . Алексей Ременников оказался в Смоленской области в составе большой группы московских студентов и заводских рабочих. Вспоминая эти дни лета и осени 1941 г., он рассказал, как смертельно опасны были налеты германской авиации, не дававшие копать противотанковые рвы в дневное время, как ценою многих жизней учились они маскировке и как пришлось им срочно уходить в тыл, неся по пути потери, когда враг прорвал фронт и возникла угроза окружения для массы безоружных работников.
А дальше, уже в тылу, каждый сам определял свою судьбу. А.М. Ременников отправился в военкомат с намерением уйти на фронт, но из-за близорукости получил отказ и был прикомандирован к Наркомату просвещения. На ближайшие два года А.М. Ременников стал учителем истории и конституции в одной из школ Вологодской области, затем все-таки был призван в армию и оказался в запасном полку. Лишь в сентябре 1944 г. он попал в качестве переводчика в действующую армию на 3-й Белорусский фронт. Воспоминания А.М. Ременникова о войне поражают своей будничностью и обыденностью, при этом в описании каждого конкретного эпизода чувствуется боль за гибнущих товарищей.
Закончил А.М. Ременников войну в Германии, но демобилизовался он только в ноябре 1945 г. Проработав около года сотрудником Центрального государственного архива СССР, в 1946 г. он поступил в аспирантуру кафедры истории древнего мира истфака МГУ. В 1950 г. А.М. Ременников защитил кандидатскую диссертацию на тему «Войны римлян с племенами Северного Причерноморья в III в. н.э.» под руководством С.Л. Утченко и вскоре переехал в Казань, город, в котором прошла вся его дальнейшая жизнь. В Казанском пединституте, педагогическом университете, а затем – Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете пятьдесят лет отдал он подготовке учительских кадров для Татарстана и ряда соседних регионов, в том числе в качестве заведующего кафедрой всеобщей истории.
Казанский государственный педагогический институт, в котором начал работать историк, был, по сути, его ровесником. Основанный в 1876 г. как Казанский учительский институт (третий после Петербурга и Москвы), в октябре 1918 г. решением Наркомпроса он был преобразован в Казанский педагогический институт, а с 1934 г. – в Казанский государственный педагогический институт. Очевидно, что такой вуз имел замечательные традиции воспитания учителей, и молодой ученый, сын учителей, очень хорошо вписался в образовательную и воспитательную жизнь института. Здесь он прошел путь от преподавателя до профессора и заведующего кафедрой. Именно во время работы в КГПУ была написана и в 1967 г. защищена в совете Московского университета докторская диссертация А.М. Ременникова «Историческая роль племен Подунавья в падении Римской империи», большой двухтомный труд, получивший положительную оценку научной общественности.
А.М. Ременников не создал собственной научной школы, но трудно переоценить его роль в воспитании молодых научных кадров. Он с удовольствием и большой самоотдачей работал в специализированном совете по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций, который существовал в Казанском государственном университете, выступал на его заседаниях с короткими, но емкими оценками представленных исследований, и всегда очень доброжелательно отзывался о работах диссертантов.
Помимо большой преподавательской и воспитательной работы, как истинный русский интеллигент А.М. Ременников создавал вокруг себя атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Факт, который не может не вызывать восхищения и уважения: приехав в национальную республику, участвуя в подготовке ее национальных кадров, он посчитал для себя обязательным выучить татарский язык, знал его и постоянно в нем совершенствовался. Академик АН РТ, многолетний председатель специализированного совета по историческим наукам И.Р. Тагиров вспоминал в связи с этим традиционные речи, которые произносил А.М. Ременников на неформальных посиделках после каждой из защит, произносил на хорошем литературном татарском языке, умело импровизируя по ходу речи. Это вызывало всеобщий и бурный восторг. Но профессор Ременников не только говорил по-татарски, но и читал в оригинале произведения татарских писателей. Вообще жизнь республики и ее столицы, национальная и мировая культура, общественная жизнь нашей страны, словом, разносторонность интересов помогала ему в главной работе учебной и воспитательной деятельности.
Многие годы А.М. Ременников был тесно связан с кафедрой всеобщей истории (позднее – кафедрой истории древнего мира и средних веков) Казанского государственного университета, поддерживая тесные научные и дружеские связи с патриархом казанского антиковедения, профессором Аркадием Семеновичем Шофманом (1913–1993).
Научное наследие А.М. Ременникова представлено трудами, посвященными исследованию внешнеполитических факторов в развитии кризиса и падения Римской империи. В 1951 г. в «Вестнике древней истории» была опубликована статья «Война между Римской империей и племенами Северного Причерноморья в 250–251 гг. н.э.», а в 1954 г. в издательстве АН СССР вышла монография «Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н.э.».
Ю.К. Колосовская в своей рецензии на эту монографию отмечает, что «рассматриваемый (…) вопрос о борьбе причерноморских и прикарпатских племен с Римской империей в III в. чрезвычайно важен не только для выяснения общей проблемы взаимоотношения Рима с варварской периферией, но и для характеристики всего периода в целом, которым начинается постепенное крушение Римской империи» (ВДИ. 1955. № 4. С. 72). В дальнейшем научный интерес А.М. Ременникова переместился на изучение борьбы племен Подунавья с Римом в III–IV вв. н.э., чему он посвятил ряд публикаций в «Вестнике древней истории» (1960. № 3; 1967. № 1; 1970. № 2) и в кафедральном издании Казанского государственного педагогического института «Проблемы всеобщей истории» (1967, вып. 1; 1969, вып. 2; 1974, вып. 4). В своей статье «Вестготы и Римская империя накануне нашествия гуннов» (ВДИ. 1967. № 1) А.М. Ременников внес свой вклад в изучение большой дискуссионной проблемы об исторической роли варварских народов в падении Римской империи.
За годы своей научно-педагогической деятельности профессор А.М. Ременников опубликовал несколько десятков статей, в том числе две на немецком языке, две монографии и два учебных пособия по теме своих исследований. Научное значение работ А.М. Ременникова подчеркивается интересом к ним не только среди специалистов-антиковедов, но и историков других направлений. Не обходились без ссылок на труды А.М. Ременникова работы известных отечественных исследователей Ю.К. Колосовской (Паннония в I–III веках. М., 1973), Л.Н. Гумилева (Открытие Хазарии. М., 2004), В.П. Будановой (Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990) и др. Вызывают интерес труды А.М. Ременникова и в зарубежной науке, о чем непосредственно свидетельствуют ссылки на его русскоязычные работы в книгах Т. Бернса (Burns, T.S. A History of the Ostrogoths. Bloomington–Indianapolis, 1991), Ф. Дженкинса (Jenkins, F.C. Ammianus Marcellinus: An Annotated Bibliography, 1474 to the Present. Leiden, 2017) и др.
Таким образом, пройдя непростой, но весьма насыщенный жизненный путь, А.М. Ременников оставил после себя весьма значимое научное наследие, без учета которого невозможно плодотворное изучение роли варварских народов в падении Римской империи.