- Код статьи
- S268667300021895-4-1
- DOI
- 10.31857/S2686673022080053
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 8
- Страницы
- 63-74
- Аннотация
Индийско-американские отношения отличаются исторической сложностью, но в последние годы переживают этап заметного развития. Этому способствуют взаимные интересы, основанные как на двусторонних факторах (торговля, энергетическое и военно-техническое сотрудничество), так и на обстоятельствах, предопределяемых глобальной и региональной обстановкой. В свою очередь, значение диалога между Индией и США выходит за двусторонние рамки, оказывает влияние, в частности, на отношения в виртуальном треугольнике США – Индия – КНР, в диалоговом формате Россия – Индия – Китай. Анализ совокупности данных вопросов является актуальным в контексте резко повысившейся в 2022 г. турбулентности международной обстановки.
- Ключевые слова
- США, Индия, отношения, интересы, влияние, «китайский фактор», Россия, РИК
- Дата публикации
- 06.09.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 503
ВВЕДЕНИЕ
Отношения между Республикой Индия и США, если иметь в виду всю их почти 75-летнюю историю, можно представить в виде достаточно изменчивой линии. По большей части, особенно в минувшем веке, она была вялой и, по определению экспертов американского исследовательского Совета по внешней политике, была похожа на «отчуждение» [1]. Имели место отдельные всплески, которые показательно носили разнонаправленный характер. Например, в 1962 г. США были на стороне «неприсоединившейся» Индии в пограничной войне с Китаем, но не поддержали её в 1971 г. в Третьей индо-пакистанской войне. Новая напряжённость возникла после индийских ядерных испытаний в 1998 г. и объявленных в связи с этим американских санкций.
ВОСХОДЯЩАЯ ДИНАМИКА
Однако затем эта линия отношений медленно, но в целом последовательно направилась вверх. Действительно, в первой декаде текущего столетия премьер-министр Индии и президент США провели пять саммитов, тогда как в предыдущие 50 лет их было всего три. В 2010-х годах контакты на высшем уровне обрели уже отчётливо регулярный характер: только с 2014 по 2020 г. состоялось шесть визитов Н. Моди в США, дважды глава Белого дома совершал официальные визиты в Индию. В 2020–2021 гг. Н. Моди и президент Дж. Байден минимум трижды проводили телефонные переговоры, участвовали в совместных онлайн-мероприятиях, включая виртуальный саммит Четвёрки (QUAD) в марте 2021 г. А спустя полгода в Вашингтоне, на полях уже первой очной встречи высших руководителей стран этой четырёхсторонней группировки, прошли и первые личные переговоры нынешних лидеров США и Индии, завершившиеся подписанием очередного Совместного заявления [2].
Признаком восходящей динамики являются и формальные моменты. C февраля 2020 г., когда в индийской столице побывал предшественник Дж. Байдена Д. Трамп, отношения двух стран стали называться «всеобъемлющим глобальным стратегическим партнёрством» [3], был таким образом повышен их официальный статус, до этого определявшийся как «партнёрство во имя процветания». Не случайно после этого визита авторитетные аналитики журнала «Форин афферс» выступили с такими оценками: «Президенту Трампу и премьеру Моди удалось серьёзно перестроить двусторонние отношения», которые в последние годы лишь «последовательно усиливались» [ShivshankarMenon. 2020: 132]. В принятой 11 февраля 2022 г. обновлённой «Стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе» Вашингтон называет Нью-Дели «ключевым региональным союзником» [4].
С 2000 по 2019 г. в 10 раз вырос двусторонний товарооборот – до рекордных 146 млрд долл. США являются для Индии главным экспортным рынком, вторым по значимости источником прямых инвестиций (свыше 13 млрд долл. только за 2020–2021 гг. индийский фин. г.), и одним из главных реципиентов прямых инвестиций из самой Индии (их накопленный объём – 22 млрд долл.) [5].
Такое укрепление связей объясняется рядом обстоятельств, которые носят как двусторонний, так и внешний характер, и при этом основываются на встречных интересах [Кузык Б.Н., Шаумян Т.Д. 2009].
ВЗАИМНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АСПЕКТЫ
К двусторонним факторам можно отнести торговлю и инвестиции, в том числе перспективы сотрудничества в энергетике, включая ядерную. Для Индии, которая имеет лишь неофициальный ядерный статус, взаимодействие с США означает облегчение доступа на рынки ядерного сырья и технологий, позволяет смягчать ограничения со стороны Группы ядерных поставщиков и в целом закрепляет её позиции ядерного государства. А США, в свою очередь, рассчитывают облегчить себе доступ на индийский рынок АЭС, ёмкость которого оценивается в 100 млрд долл. Индия покупает у США заметные объёмы нефти (10,7 млн т в 2020 г.; из РФ – 2,6 млн) и СПГ ( 3,3 млрд куб. м в 2020 г. ; из РФ – 0,7 млрд) [6].
Встречный характер носят и интересы развития двусторонних военно-технических связей, где стоимость контрактов на поставки оружия из США к 2021 г. перевалила за 20 млрд долл. Американцы получают крупные доходы, Индия – диверсификацию источников оружейного импорта, позволяющую торговаться с другими поставщиками.
Но не меньшие значение для сближения двух стран имеют внешние факторы.
Каждая из стран по-своему опасается Китая: США исходят из соображений сохранения своего глобального лидерства и откровенно стремятся сделать из Индии союзника в противостоянии с КНР, в том числе за счёт вовлечения её в выдвинутую в 2017 г. собственную стратегию Индо-Тихоокеанского региона, в которой преобладают военные компоненты. Индия руководствуется здесь соображениями более комплексного порядка, поскольку между Дели и Пекином не затухает давний территориальный спор – две страны конкурируют за региональное влияние, прежде всего в бассейне Индийского океана.
На уровне официальных контактов Вашингтон и Дели уклоняются от открытого упоминания «китайской угрозы». Чаще всего в совместных индийско-американских политических заявлениях отношение к «китайскому фактору» определяется как намерение «продвигать общие интересы в Индо-Тихоокеанском регионе», «обеспечивать региональную стабильность и свободу мореплавания». Нередко, особенно в контексте ситуации в Южно-Китайском море, стороны декларируют универсальные «призывы уважать законные права и интересы всех стран в соответствии с международным правом» [7], что воспринимается как достаточно очевидный сигнал в сторону КНР.
Кроме того, в Индии весьма высоко ценят позицию США в поддержку её полноформатного членства в Совете Безопасности ООН, которая последовательно подтверждалась, в том числе и в совместных документах последних лет.
На повестку диалога Вашингтона и Нью-Дели не может не влиять и фактор России. Не случайно Индия испытала недавно серьёзное давление США в связи с приобретением российского комплекса ПВО С-400. А уже в апреле 2022 г. на фоне событий на Украине Вашингтон предупредил Индию «о серьёзных рисках», связанных с увеличением закупок нефти у России [8]. Более того, по словам главы Национального совета по экономической политике США Б. Диза, Вашингтон прямо заявил индийскому руководству, что в случае «более тесного стратегического сотрудничества с Москвой последствия будут серьёзными и долговременными» [Juster R., Kumar M., Cutler W., Forbes N. 2022].
При всём этом не является секретом, что американо-индийские связи имеют своё обратное влияние на отношения Нью-Дели с Пекином и Москвой. Причём, на фоне усилившегося в последние годы давления Вашингтона на КНР и РФ там рассматривают рост этих связей с достаточной озабоченностью. И в данном смысле диалог «Вашингтон – Нью-Дели» давно воспринимается многими экспертами как часть существенно более сложной четырёхугольной конструкции «США – Индия – КНР – РФ».
ПЕРСПЕКТИВЫ: ФАКТОРЫ КИТАЯ И РОССИИ
Каковы же в этой связи перспективы отношений США с Индией с точки зрения не только двусторонней, но прежде всего международной повестки?
Можно предвидеть, что в двустороннем диалоге сохранятся общие тренды последних лет. Стороны будут взаимодействовать в тех сферах, где есть упомянутая выше близость интересов, в том числе по «китайскому фактору». Но будут сохраняться и лимиты, зоны расхождений, которые особенно характерны для подходов Нью-Дели. Испытывая заинтересованность в развитии стратегического диалога с США, Индия явно стремится к сохранению традиционной «стратегической автономии», которую подкрепляет максимально возможной диверсификацией своей глобальной и региональной политики. Причём в последние годы Нью-Дели, похоже, всё активнее стремится распространить такую автономию на сферу экономики, делая упор «на собственные силы» [ SubramanianA. and Felman J. 2022: 144-145]. Не забудем также о трениях непосредственно в двусторонней повестке, которые порой, например в торговле, переходят в открытые «склоки». Как напомнили недавно обозреватели «Форин афферс», в 2019 г. США отказали Индии в беспошлинном доступе её товаров на американский рынок, который они предоставляют развивающимся странам, причём этот шаг был мотивирован тем, что Индия не предоставила Соединённым Штатам «равный доступ» к своему рынку [9]. Вопрос с тех пор обсуждается, но пока безрезультатно. Кроме того, Индия присутствует в американском списке тех стран, где, по мнению США, имеют место «нарушения прав человека». Об этом, в частности, на пресс-конференции 11 апреля 2022 г. говорил госсекретарь Э. Блинкен, причём ответом ему уже вскоре стало заявление главы индийской дипломатии, напомнившего, что «у Индии своё представление о вопросе прав человека» [10].
Несомненно, что степень сближения между Индией и США, особенно со стороны Нью-Дели, во многом будет зависеть от положения дел в китайско-индийских отношениях.
После урегулирования острой фазы пограничного конфликта весны-лета 2020 г., с одной стороны, напряжённость между Пекином и Нью-Дели сохраняется, с другой – продолжаются переговоры по дальнейшему урегулированию (в январе-марте прошли очередные 14-й и 15-й раунды встреч на уровне командиров пограничных корпусов двух стран), есть достаточно устойчивые взаимные сигналы, что стороны не исключают возобновления полноформатного сотрудничества. Как отметил на пресс-конференции по итогам недавней мартовской сессии ВСНП министр иностранных дел КНР Ван И: «…устойчивое развитие, мир и согласие двух стран послужило бы залогом мира и процветания на планете… пусть всегда будет между нами партнёрство взаимного выигрыша вместо соперничества» [11] Это, похоже, встретило пусть сдержанную, но позитивную оценку в Индии. Через две недели Ван И провёл в Нью-Дели переговоры со своим индийским коллегой, который, оценивая встречу, отметил «большую значимость» двусторонних связей и заинтересованность Индии в стабильных и предсказуемых отношениях с КНР [12]. Так или иначе, торговля двух стран в 2021 г. достигла рекордного в истории отношений уровня – 125, 5 млрд долл., увеличившись за год сразу на 43% [13].
А это значит, что Индия вряд ли проявит бóльшую чем раньше склонность в диалоге с Вашингтоном пересекать антикитайские «красные линии» – как в двустороннем диалоге с США, так и в Четвёрке (QUAD), где, по словам официального Нью-Дели, Индия делает упор на экономическую повестку [14].
Что касается взаимовлияния индийско-американского диалога и российско-индийских отношений, то и здесь следует ожидать определённого баланса. Хотя ясно, что украинские события весны 2022 г. ставят ситуацию в треугольнике «США – Россия – Индия» перед новыми вызовами. Оценивая возможные здесь сценарии, следует иметь в виду позицию чёткого нейтралитета, которую по Украине, как это было и в 2014 г., сразу заняла Индия, устранившись в любом случае, от антироссийских санкций [15].
Показательно, что наряду с дипломатичными формулировками официального Нью-Дели о «заинтересованности в отношениях со всеми странами», о «задаче достижения скорейшего мира», многие индийские СМИ, включая блогосферу, отчётливо выступили в поддержку России, как «проверенного, долговременного и надёжного друга Индии», который неоднократно оказывал ей поддержку [16]. Напротив, выражались сомнения в «союзнической прочности США, которые на примере С. Хуссейна не раз предавали тех, кого называли друзьями». Обращалось внимание и на корыстный характер отношений США с Индией, которые в отличие от России уходят, к примеру, от трансфера оборонных технологий и стремятся поставить Индию в зависимое положение».
Успешным был визит в Индию президента В.В. Путина в декабре 2021 г., включая проведение первого Диалога министров иностранных дел и обороны Индии и России в формате 2+2 в Нью-Дели 6 декабря 2021 г. Важные вопросы двусторонних отношений, в том числе в контексте новых реалий, вызванных украинскими событиями и санкционной политикой США, были обсуждены в ходе переговоров, которые в конце марта – начале апреля 2022 г. провёл в индийской столице глава МИД РФ С. Лавров. Обсуждались пути перехода на схему «рубли – рупии» в двусторонних торговых операциях, включая расчёты по существенно возрастающему в 2022 г. импорту Индией российской нефти и уже реализованному экспорту в РФ ряда индийских товаров. Затрагивались другие темы, связанные с возможностями выведения традиционно прочных двусторонних отношений из-под давления западных санкций. Как раз в этих же целях в Индии уже вскоре после начала украинского кризиса была создана правительственная межведомственная группа для изучения влияния антироссийских санкций на индийскую экономику и нахождения развязок, в том числе за счёт взаиморасчётов в национальных валютах, причём с ориентацией на китайский юань в качестве базисного курсового эквивалента [18].
Однако нужно отметить, что практически одновременно с российским министром индийский премьер принял главу британского внешнеполитического ведомства Л. Трасс, а за три недели до этого министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар имел личную встречу в Мельбурне в Э. Блинкеном. В промежутке между данными событиями в индийской столице побывала замгосекретаря В. Нуланд, которая в рамках очередного раунда регулярных американо-индийских консультаций на уровне заместителей глав МИД, настаивала на усилившейся необходимости «сотрудничества двух крупнейших демократий» и на отказе Индии от импорта российского оружия [19]. Будем иметь в виду и то, что с начала года индийский премьер провёл телефонные или онлайн-переговоры практически со всеми лидерами ведущих стран Запада (Германии, Великобритании, Японии, Австралии, Канады, Франции), а также Польши и Украины, принял участие в онлайн-саммите Четвёрки 3 марта 2022 г. [20] Перед этим, 31 марта, заместитель министра иностранных дел Индии Харш Шрингла принял заместителя советника США по национальной безопасности Далипа Сингха, «чтобы обсудить Украину и развитие ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе» [21].
При этом, несмотря на уплотнившуюся повестку переговоров с Вашингтоном, влиятельные индийские эксперты констатировали, что «напряжённость в отношениях между США и Индией возросла». Причиной было названо «нежелание премьер-министра Н. Моди критиковать президента Путина, что осложнило зарождающееся партнёрство двух демократий в области безопасности и противодействия Китаю». Приводя в качестве основания для такой оценки выступление 6 апреля индийского министра иностранных дел перед своими парламентариями, комментаторы газеты «Таймс оф Индия» подчеркнули, что для Индии Россия является «важным партнёром в различных областях»; исходя именно из этого она «оценивает последствия» украинских событий и «решает, что лучше для индийских национальных интересов» [24].
ДИАЛОГОВЫЙ ФОРМАТ РОССИЯ – ИНДИЯ – КИТАЙ
Иными словами, параллельное поддержание Индией диалога одновременно с Москвой и с США и другими странами Запада, включая членов Четвёрки, можно считать одним из наиболее вероятных сценариев на ближайшую перспективу. Существенно меньшей представляется вероятность, когда политику «автономии и равноудалённости» Нью-Дели резко сменил бы на «формальный союз» с Вашингтоном, возможность которого анализировали недавно некоторые исследователи [BrahmaChellaney. 2020].
По сути дела, именно на это вновь указали итоги очередной онлайн-встречи Дж. Байден – Н. Моди 11 апреля 2022 г. и последовавших за ней очных переговоров министров обороны и иностранных дел (формат 2+2), когда стороны продолжили диалог по вопросам безопасности и других направлений сотрудничества, но индийские руководители снова воздержались от критики России в украинском контексте и уклонились от каких-либо обязательств по сокращению сотрудничества с РФ [25]. По сходным причинам и несмотря на текущие сложности китайско-индийских отношений сохраняется актуальным диалоговый формат Россия – Индия – Китай (РИК). Этот формат был не слишком затронут украинскими событиями, чему способствовал тот факт, что и Индия, и Китай оценили его со сходных, нейтральных позиций, воздержавшись от критики и осуждения России, а также отгородившись от антироссийских санкций. РИК продолжают считать важным в Москве и в Пекине. Но и Нью-Дели не проявляет намерения к выходу из него.
Напомним, что 21 ноября 2021 г. министры иностранных дел РФ, КНР и Индии провели регулярное ежегодное мероприятие – трёхсторонние переговоры (проводятся с 2002 г., последние два года – в онлайн-формате), завершившиеся принятием совместного коммюнике [26]. Необходимость дальнейшего продвижения трёхстороннего сотрудничества в очередной раз была зафиксирована в Совместном российском заявлении по итогам декабрьского (2021 г.) визита президента РФ в Индию [27]. Этот же подход был подтверждён в ходе упомянутых переговоров С.Лаврова в Нью-Дели весной 2022 г. Заметим, что прибыв тогда в индийскую столицу из Пекина, где перед этим прошла встреча с министром Ван И, глава российской дипломатии, помимо прочего, сослался на позитивное мнение о перспективах РИК, вновь высказанное и китайской стороной [28].
Индия, повторим, вполне рутинно совмещает подобные РИК форматы со своим участием в аналогичных диалоговых конфигурациях западной ориентации (например, в тройке США – Индия – Япония). Поэтому ещё меньшей, чем в случае РИК, видится вероятность свёртывания Индией своего участия в объединении БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.
Индия сегодня в очередной раз может использовать выгоды бенефициара, когда в связи событиями на Украине её международная позиция важна и России, и Западу. Приведённое выше обилие визитов в индийскую столицу лидеров самых разных стран – хорошее тому свидетельство.
Как не без оснований подчёркивают некоторые обозреватели, «США, не желая терять "индийский ресурс" в своём противостоянии с Китаем, воздерживаются от ссоры с Индией из-за её особой позиции по Украине» [29].
Но позиция Индии важна и для России. Именно мнение Индии, по свидетельству тех же экспертов, было учтено, к примеру, в коммюнике по итогам второго саммита Четвёрки, в котором «не оказалось осуждения России» [30].
Такое положение объективно способствует интересам РФ, а значит в любом случае требует гибкой и тщательно выверенной политики России в «индийско-американо-российском треугольнике».
При этом следует иметь в виду высокую степень динамики международного ландшафта, связанную с новым украинским кризисом. Его последствия способны вносить важные коррективы в прогнозные сценарии.
Библиография
- 1. U.S.-India Relatons 1947-2020 // U.S. Council on Foreign Relations. Available at: https://www.cfr.org/timeline/us-india-relations (accessed: 10.04.2022).
- 2. U.S.-India Joint Leaders’ Statement: A Partnership for Global Good. //The Whitehouse, SEPTEMBER 24, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/u-s-india-joint-leaders-statement-a-partnership-for-global-good/ (accessed: 04.04.2022).
- 3. Joint Statement: Vision and Principles for India-U.S. Comprehensive Global Strategic Partnership//Ministry of External Affairs. Government of India. February 25, 2020. Available at: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/32421/Joint_Statement_Vision_and_Principles_for_IndiaUS_Comprehensive_Global_Strategic_Partnership (accessed: 06.04.2022).
- 4. Indopacific Strategy of the United States // The Whitehouse, FEBRUARY 11, 2022•Speeches and Remarks. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed: 06.04.2022).
- 5. Briefs on India's Bilateral Relations, India-U.S. Relations// Ministry of External Affairs. Government of India. Available at: https://mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/InUsJUlynew21.pdf (accessed: 06.04.2022).
- 6. Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition// BP Information Portal. Available at: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (accessed: 06.04.2022).
- 7. Joint Statement: Vision and Principles for India-U.S. Comprehensive Global Strategic Partnership//Ministry of External Affairs. Government of India. February 25, 2020. Available at: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/32421/Joint_Statement_Vision_and_Principles_for_IndiaUS_Comprehensive_Global_Strategic_Partnership (accessed: 06.04.2022).
- 8. США предостерегают Индию от покупки нефти у России//Агентство экономической информации Прайм тайм. 01.04.2022. Available at: https://1prime.ru/oil/20220401/836563319.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed: 06.04.2022).
- 9. India to Face Significant Cost If Aligned With Russia, U.S. Says. 07.04.2022. //BloombergQuint. Available at: https://www.bloombergquint.com/politics/india-to-face-significant-cost-if-aligned-with-russia-u-s-says// (accessed: 09.04.2022).
- 10. В Индии заявили, что имеют свой взгляд на ситуацию с правами человека в США // ТАСС. 14.04.2022. Аvailable at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14373555?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed:17.04.2022)
- 11. Вопросы и ответы члена Госсовета, Министра иностранных дел Ван И на пресс-конференции, посвященной внешней политике Китая и международным отношениям Китая//МИД КНР, 2022-03-09 14:29. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202203/t20220309_10650115.html (accessed: 11.03.2022).
- 12. Transcript of Special Briefing by External Affairs Minister on Meeting with Foreign Minister of China (March 25, 2022)// Ministry of External Affairs. Government of India. Available at: https://wwmea.gov.in/media-briefings.htm?dtl/35076/ Transcript_of_Special_Briefing_by_External_Affairs_Minister_on_Meeting_ with_Foreign_Minister_of_China_March_25_2022 (accessed: 06.04.2022).
- 13. Внешняя торговля КНР по странам и регионам с января по декабрь 2021 г. (на кит. яз) // сайт Главного таможенного управления КНР. Available at: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/ 302274/302277/302276/4127455/index.html (accessed: 01.03.2022).
- 14. Mahendra Patel. Top comment. Apr 8, 2022 //Chat and Comments Portal of The Times of India/ Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/india-optimistic-on-us-defence-talks-despite-russia-strain/articleshow/90721836.cms (accessed: 09.04.2022).
- 15. Sudhi Ranjan Sen. India Condemns Killing in Bucha, Seeks Independent Investigation. Russia continues to be an important partner, Jaishankar says.India and Russia are working on alternate payment system. 06.04.2022// Bloomberg. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-06/india-condemns-killing-in-bucha-seeks-independent-investigation (accessed:09.04.2022).
- 16. Where does India stand in the current situation between the Russia and Ukraine conflict? 29.03.2022//Qwora.com, Public Information Portal. Available at: https://www.quora.com/Where-does-India-stand-in-the-current-situation-between-the-Russia-and-Ukraine-conflict (accessed: 01.04.2022).
- 17. Сергею Лаврову протянули рупию дружбы. Глава МИД РФ укрепляет партнёрство с Дели в обход западных санкций. 01.04.2022 // Коммерсант, Россия. Available at: https://www.kommersant.ru/theme/379 (accessed: 03.04.2022).
- 18. Рубль-рупия бхай-бхай. Дели ищет пути обхода западных санкций против России. 15.03.2022 // Коммерсант, Россия. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5258945 (accessed: 17.03.2022).
- 19. Prime Minister participates in virtual summit of Quad leaders. March 03, 2022// Ministry of External Affairs. Government of India. Available at: https://www.mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/34927/ Prime_Minister_ participates_in_ virtual_summit_of_Quad_leaders (accessed: 01.04.2022).
- 20. Аlternatives to russian weapons 'too expensive', India told us: report. saturday, april 09, 2022 //Indian defence news. Available at: http://www.indiandefensenews.in/2022/04/alternatives-to-russian-weapons-too.html (accessed: 01.04.2022).
- 21. Joint Readout of Quad Leaders Call. March 03, 2022- Available at: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/34928/Joint_Readout_of_Quad_Leaders_Call (accessed: 25.03.2022)
- 22. Quad leaders agree Ukraine experience should not be allowed in Indo-Pacific -Japan, Australia. March 4, 2022// Reuters. Available at: https://www.reuters.com/world/biden-quad-leaders-discuss-ukraine-thursday-white-house-2022-03-03/ (accessed:04.03.2022).
- 23. U.S. says Biden's Sanctions Adviser Had "Really Good Discussions" In India. April 01, 2022//Natonal TV Chanel, India. Available at: https/www.ndtv.com/india-news/us-says-bidens-sanctions-adviser-had-really-good-discussions-in-india-2855847 (accessed: 02.04.2022).
- 24. India optimistic on US defence talks despite Russia strain. // The Times of India. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/india-optimistic-on-us-defence-talks-despite-russia-strain/articleshow/90721836.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (accessed: 08.04.2022).
- 25. We import less oil from Russia in a month than Europe does in an afternoon: India.12.04.2022 // The Indian Express. Available at: https://indianexpress.com/article/india/us-india-22-dialogue-russia-ukraine-war-blinken-jaishankar-7865412/ (accessed: 18.04.2022).
- 26. Joint Communique of the 18th Meeting of the Foreign Ministers of the Russian Federation, the Republic of India and the People's Republic of China [26 November 2021] // Russian Ministry of Foreign Affairs. Available at: https://mid.ru/upload/medialibrary/.pdf (accessed: 12.02.2022).
- 27. Ответы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на вопросы СМИ по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Индии С. Джайшанкаром, Нью-Дели, 1 апреля 2022 г. // МИД РФ. Available at: (accessed: 10.04.2022).
- 28. Совместное заявление по итогам XXI российско-индийского саммита «Россия – Индия: партнёрство во имя мира, прогресса и процветания» // Сайт президента РФ. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5745 (accessed: 10.04.2022).
- 29. How PM Modi Is Countering Pressure To Speak Against Putin. March 21, 2022 // Natonal TV Chanel, India. Available at: https/www.ndtv.com/india-news/russia-ukraine-war-how-pm-modi-is-countering-pressure-to-speak-against-vladimir-putin-2833644 (accessed: 10.04.2022).
- 30. JOINT STATEMENT. 04 Mar 2022. Prime Minister, Prime Minister Narendra Modi of India, Prime Minister Fumio Kishida of Japan, President Joe Biden of the United States. 04 Mar 2022 // Government of Australia. Available at: https://www.pm.gov.au/media/quad-leaders-virtual-meeting-joint-stmt (accessed: 10.04.2022).
- 31. Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. 2009. Индия – Россия: стратегия партнёрства в XXI веке. Внешняя политика Индии в эпоху глобализации. Индия и США. М., Институт экономических стратегий, с. 825–862.
- 32. Уянаев С. 2020. Развитие формата «Россия – Индия – Китай» в контексте диалога Нью-Дели и Вашингтона // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Т. 25. № 25: 13-33.
- 33. Arvind Subramanian and Josh Felman. January/February 2022. India’s Stalled Rise. How the State Has Stifled Growth // Foreign Affairs, Vol.101, No. 1. P.139-150. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/india/2021-12-14/indias-stalled-rise (accessed: 04.03.2022).
- 34. Brahma Challency 2020 // Foreign Affairs Magazine Web. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-11-10/biden-can-make-ally-india (accessed: 26.03.2021).
- 35. Juster K., Mohan Kumar, Wendy Cutler, and Naushad Forbes. 2022. It’s Time for America and India to Talk Trade / Foreign Affairs Web. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/india/2022-04-14/its-time-america-and-india-talk-trade (accessed:17.04.2022).
- 36. Shivshankar Menon. 2020. League of Nationalists. How Trump and Modi Refashioned the U.S.-Indian Relationship// Foreign Affairs. September. Volume 99, No. 5. p.132-139. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-08-11/modi-india-league-nationalists (accessed: 22.11.2021).