Отношения Индии и США: текущее состояние и внешние последствия
Отношения Индии и США: текущее состояние и внешние последствия
Аннотация
Код статьи
S268667300021895-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Уянаев Сергей Владимирович 
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
63-74
Аннотация

Индийско-американские отношения отличаются исторической сложностью, но в последние годы переживают этап заметного развития. Этому способствуют взаимные интересы, основанные как на двусторонних факторах (торговля, энергетическое и военно-техническое сотрудничество), так и на обстоятельствах, предопределяемых глобальной и региональной обстановкой. В свою очередь, значение диалога между Индией и США выходит за двусторонние рамки, оказывает влияние, в частности, на отношения в виртуальном треугольнике США – Индия – КНР, в диалоговом формате Россия – Индия – Китай. Анализ совокупности данных вопросов является актуальным в контексте резко повысившейся в 2022 г. турбулентности международной обстановки.

Ключевые слова
США, Индия, отношения, интересы, влияние, «китайский фактор», Россия, РИК
Классификатор
Получено
20.04.2022
Дата публикации
06.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
465
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Отношения между Республикой Индия и США, если иметь в виду всю их почти 75-летнюю историю, можно представить в виде достаточно изменчивой линии. По большей части, особенно в минувшем веке, она была вялой и, по определению экспертов американского исследовательского Совета по внешней политике, была похожа на «отчуждение» [1]. Имели место отдельные всплески, которые показательно носили разнонаправленный характер. Например, в 1962 г. США были на стороне «неприсоединившейся» Индии в пограничной войне с Китаем, но не поддержали её в 1971 г. в Третьей индо-пакистанской войне. Новая напряжённость возникла после индийских ядерных испытаний в 1998 г. и объявленных в связи с этим американских санкций.
3

ВОСХОДЯЩАЯ ДИНАМИКА

4 Однако затем эта линия отношений медленно, но в целом последовательно направилась вверх. Действительно, в первой декаде текущего столетия премьер-министр Индии и президент США провели пять саммитов, тогда как в предыдущие 50 лет их было всего три. В 2010-х годах контакты на высшем уровне обрели уже отчётливо регулярный характер: только с 2014 по 2020 г. состоялось шесть визитов Н. Моди в США, дважды глава Белого дома совершал официальные визиты в Индию. В 2020–2021 гг. Н. Моди и президент Дж. Байден минимум трижды проводили телефонные переговоры, участвовали в совместных онлайн-мероприятиях, включая виртуальный саммит Четвёрки (QUAD) в марте 2021 г. А спустя полгода в Вашингтоне, на полях уже первой очной встречи высших руководителей стран этой четырёхсторонней группировки, прошли и первые личные переговоры нынешних лидеров США и Индии, завершившиеся подписанием очередного Совместного заявления [2].
5

Признаком восходящей динамики являются и формальные моменты. C февраля 2020 г., когда в индийской столице побывал предшественник Дж. Байдена Д. Трамп, отношения двух стран стали называться «всеобъемлющим глобальным стратегическим партнёрством» [3], был таким образом повышен их официальный статус, до этого определявшийся как «партнёрство во имя процветания». Не случайно после этого визита авторитетные аналитики журнала «Форин афферс» выступили с такими оценками: «Президенту Трампу и премьеру Моди удалось серьёзно перестроить двусторонние отношения», которые в последние годы лишь «последовательно усиливались» [ShivshankarMenon. 2020: 132]. В принятой 11 февраля 2022 г. обновлённой «Стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе» Вашингтон называет Нью-Дели «ключевым региональным союзником» [4].

6 С 2000 по 2019 г. в 10 раз вырос двусторонний товарооборот – до рекордных 146 млрд долл. США являются для Индии главным экспортным рынком, вторым по значимости источником прямых инвестиций (свыше 13 млрд долл. только за 2020–2021 гг. индийский фин. г.), и одним из главных реципиентов прямых инвестиций из самой Индии (их накопленный объём 22 млрд долл.) [5].
7 Такое укрепление связей объясняется рядом обстоятельств, которые носят как двусторонний, так и внешний характер, и при этом основываются на встречных интересах [Кузык Б.Н., Шаумян Т.Д. 2009].
8

ВЗАИМНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АСПЕКТЫ

9 К двусторонним факторам можно отнести торговлю и инвестиции, в том числе перспективы сотрудничества в энергетике, включая ядерную. Для Индии, которая имеет лишь неофициальный ядерный статус, взаимодействие с США означает облегчение доступа на рынки ядерного сырья и технологий, позволяет смягчать ограничения со стороны Группы ядерных поставщиков и в целом закрепляет её позиции ядерного государства. А США, в свою очередь, рассчитывают облегчить себе доступ на индийский рынок АЭС, ёмкость которого оценивается в 100 млрд долл. Индия покупает у США заметные объёмы нефти (10,7 млн т в 2020 г.; из РФ 2,6 млн) и СПГ ( 3,3 млрд куб. м в 2020 г. ; из РФ 0,7 млрд) [6].
10 Встречный характер носят и интересы развития двусторонних военно-технических связей, где стоимость контрактов на поставки оружия из США к 2021 г. перевалила за 20 млрд долл. Американцы получают крупные доходы, Индия диверсификацию источников оружейного импорта, позволяющую торговаться с другими поставщиками.
11 Но не меньшие значение для сближения двух стран имеют внешние факторы.
12 Каждая из стран по-своему опасается Китая: США исходят из соображений сохранения своего глобального лидерства и откровенно стремятся сделать из Индии союзника в противостоянии с КНР, в том числе за счёт вовлечения её в выдвинутую в 2017 г. собственную стратегию Индо-Тихоокеанского региона, в которой преобладают военные компоненты. Индия руководствуется здесь соображениями более комплексного порядка, поскольку между Дели и Пекином не затухает давний территориальный спор две страны конкурируют за региональное влияние, прежде всего в бассейне Индийского океана.
13 На уровне официальных контактов Вашингтон и Дели уклоняются от открытого упоминания «китайской угрозы». Чаще всего в совместных индийско-американских политических заявлениях отношение к «китайскому фактору» определяется как намерение «продвигать общие интересы в Индо-Тихоокеанском регионе», «обеспечивать региональную стабильность и свободу мореплавания». Нередко, особенно в контексте ситуации в Южно-Китайском море, стороны декларируют универсальные «призывы уважать законные права и интересы всех стран в соответствии с международным правом» [7], что воспринимается как достаточно очевидный сигнал в сторону КНР.
14 Кроме того, в Индии весьма высоко ценят позицию США в поддержку её полноформатного членства в Совете Безопасности ООН, которая последовательно подтверждалась, в том числе и в совместных документах последних лет.
15 На повестку диалога Вашингтона и Нью-Дели не может не влиять и фактор России. Не случайно Индия испытала недавно серьёзное давление США в связи с приобретением российского комплекса ПВО С-400. А уже в апреле 2022 г. на фоне событий на Украине Вашингтон предупредил Индию «о серьёзных рисках», связанных с увеличением закупок нефти у России [8]. Более того, по словам главы Национального совета по экономической политике США Б. Диза, Вашингтон прямо заявил индийскому руководству, что в случае «более тесного стратегического сотрудничества с Москвой последствия будут серьёзными и долговременными» [Juster R., Kumar M., Cutler W., Forbes N. 2022].
16 При всём этом не является секретом, что американо-индийские связи имеют своё обратное влияние на отношения Нью-Дели с Пекином и Москвой. Причём, на фоне усилившегося в последние годы давления Вашингтона на КНР и РФ там рассматривают рост этих связей с достаточной озабоченностью. И в данном смысле диалог «Вашингтон Нью-Дели» давно воспринимается многими экспертами как часть существенно более сложной четырёхугольной конструкции «США Индия КНР РФ».
17

ПЕРСПЕКТИВЫ: ФАКТОРЫ КИТАЯ И РОССИИ

18 Каковы же в этой связи перспективы отношений США с Индией с точки зрения не только двусторонней, но прежде всего международной повестки?
19

Можно предвидеть, что в двустороннем диалоге сохранятся общие тренды последних лет. Стороны будут взаимодействовать в тех сферах, где есть упомянутая выше близость интересов, в том числе по «китайскому фактору». Но будут сохраняться и лимиты, зоны расхождений, которые особенно характерны для подходов Нью-Дели. Испытывая заинтересованность в развитии стратегического диалога с США, Индия явно стремится к сохранению традиционной «стратегической автономии», которую подкрепляет максимально возможной диверсификацией своей глобальной и региональной политики. Причём в последние годы Нью-Дели, похоже, всё активнее стремится распространить такую автономию на сферу экономики, делая упор «на собственные силы» [ SubramanianA. and Felman J. 2022: 144-145]. Не забудем также о трениях непосредственно в двусторонней повестке, которые порой, например в торговле, переходят в открытые «склоки». Как напомнили недавно обозреватели «Форин афферс», в 2019 г. США отказали Индии в беспошлинном доступе её товаров на американский рынок, который они предоставляют развивающимся странам, причём этот шаг был мотивирован тем, что Индия не предоставила Соединённым Штатам «равный доступ» к своему рынку [9]. Вопрос с тех пор обсуждается, но пока безрезультатно. Кроме того, Индия присутствует в американском списке тех стран, где, по мнению США, имеют место «нарушения прав человека». Об этом, в частности, на пресс-конференции 11 апреля 2022 г. говорил госсекретарь Э. Блинкен, причём ответом ему уже вскоре стало заявление главы индийской дипломатии, напомнившего, что «у Индии своё представление о вопросе прав человека» [10].

20

Несомненно, что степень сближения между Индией и США, особенно со стороны Нью-Дели, во многом будет зависеть от положения дел в китайско-индийских отношениях.

21

После урегулирования острой фазы пограничного конфликта весны-лета 2020 г., с одной стороны, напряжённость между Пекином и Нью-Дели сохраняется, с другой – продолжаются переговоры по дальнейшему урегулированию (в январе-марте прошли очередные 14-й и 15-й раунды встреч на уровне командиров пограничных корпусов двух стран), есть достаточно устойчивые взаимные сигналы, что стороны не исключают возобновления полноформатного сотрудничества. Как отметил на пресс-конференции по итогам недавней мартовской сессии ВСНП министр иностранных дел КНР Ван И: «…устойчивое развитие, мир и согласие двух стран послужило бы залогом мира и процветания на планете… пусть всегда будет между нами партнёрство взаимного выигрыша вместо соперничества» [11] Это, похоже, встретило пусть сдержанную, но позитивную оценку в Индии. Через две недели Ван И провёл в Нью-Дели переговоры со своим индийским коллегой, который, оценивая встречу, отметил «большую значимость» двусторонних связей и заинтересованность Индии в стабильных и предсказуемых отношениях с КНР [12]. Так или иначе, торговля двух стран в 2021 г. достигла рекордного в истории отношений уровня – 125, 5 млрд долл., увеличившись за год сразу на 43% [13].

22

А это значит, что Индия вряд ли проявит бóльшую чем раньше склонность в диалоге с Вашингтоном пересекать антикитайские «красные линии» – как в двустороннем диалоге с США, так и в Четвёрке (QUAD), где, по словам официального Нью-Дели, Индия делает упор на экономическую повестку [14].

23

Что касается взаимовлияния индийско-американского диалога и российско-индийских отношений, то и здесь следует ожидать определённого баланса. Хотя ясно, что украинские события весны 2022 г. ставят ситуацию в треугольнике «США – Россия – Индия» перед новыми вызовами. Оценивая возможные здесь сценарии, следует иметь в виду позицию чёткого нейтралитета, которую по Украине, как это было и в 2014 г., сразу заняла Индия, устранившись в любом случае, от антироссийских санкций [15].

24

Показательно, что наряду с дипломатичными формулировками официального Нью-Дели о «заинтересованности в отношениях со всеми странами», о «задаче достижения скорейшего мира», многие индийские СМИ, включая блогосферу, отчётливо выступили в поддержку России, как «проверенного, долговременного и надёжного друга Индии», который неоднократно оказывал ей поддержку [16]. Напротив, выражались сомнения в «союзнической прочности США, которые на примере С. Хуссейна не раз предавали тех, кого называли друзьями». Обращалось внимание и на корыстный характер отношений США с Индией, которые в отличие от России уходят, к примеру, от трансфера оборонных технологий и стремятся поставить Индию в зависимое положение».

25

Успешным был визит в Индию президента В.В. Путина в декабре 2021 г., включая проведение первого Диалога министров иностранных дел и обороны Индии и России в формате 2+2 в Нью-Дели 6 декабря 2021 г. Важные вопросы двусторонних отношений, в том числе в контексте новых реалий, вызванных украинскими событиями и санкционной политикой США, были обсуждены в ходе переговоров, которые в конце марта – начале апреля 2022 г. провёл в индийской столице глава МИД РФ С. Лавров. Обсуждались пути перехода на схему «рубли – рупии» в двусторонних торговых операциях, включая расчёты по существенно возрастающему в 2022 г. импорту Индией российской нефти и уже реализованному экспорту в РФ ряда индийских товаров. Затрагивались другие темы, связанные с возможностями выведения традиционно прочных двусторонних отношений из-под давления западных санкций. Как раз в этих же целях в Индии уже вскоре после начала украинского кризиса была создана правительственная межведомственная группа для изучения влияния антироссийских санкций на индийскую экономику и нахождения развязок, в том числе за счёт взаиморасчётов в национальных валютах, причём с ориентацией на китайский юань в качестве базисного курсового эквивалента [18].

26

Однако нужно отметить, что практически одновременно с российским министром индийский премьер принял главу британского внешнеполитического ведомства Л. Трасс, а за три недели до этого министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар имел личную встречу в Мельбурне в Э. Блинкеном. В промежутке между данными событиями в индийской столице побывала замгосекретаря В. Нуланд, которая в рамках очередного раунда регулярных американо-индийских консультаций на уровне заместителей глав МИД, настаивала на усилившейся необходимости «сотрудничества двух крупнейших демократий» и на отказе Индии от импорта российского оружия [19]. Будем иметь в виду и то, что с начала года индийский премьер провёл телефонные или онлайн-переговоры практически со всеми лидерами ведущих стран Запада (Германии, Великобритании, Японии, Австралии, Канады, Франции), а также Польши и Украины, принял участие в онлайн-саммите Четвёрки 3 марта 2022 г. [20] Перед этим, 31 марта, заместитель министра иностранных дел Индии Харш Шрингла принял заместителя советника США по национальной безопасности Далипа Сингха, «чтобы обсудить Украину и развитие ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе» [21].

27 При этом, несмотря на уплотнившуюся повестку переговоров с Вашингтоном, влиятельные индийские эксперты констатировали, что «напряжённость в отношениях между США и Индией возросла». Причиной было названо «нежелание премьер-министра Н. Моди критиковать президента Путина, что осложнило зарождающееся партнёрство двух демократий в области безопасности и противодействия Китаю». Приводя в качестве основания для такой оценки выступление 6 апреля индийского министра иностранных дел перед своими парламентариями, комментаторы газеты «Таймс оф Индия» подчеркнули, что для Индии Россия является «важным партнёром в различных областях»; исходя именно из этого она «оценивает последствия» украинских событий и «решает, что лучше для индийских национальных интересов» [24].
28

ДИАЛОГОВЫЙ ФОРМАТ РОССИЯ – ИНДИЯ – КИТАЙ

29

Иными словами, параллельное поддержание Индией диалога одновременно с Москвой и с США и другими странами Запада, включая членов Четвёрки, можно считать одним из наиболее вероятных сценариев на ближайшую перспективу. Существенно меньшей представляется вероятность, когда политику «автономии и равноудалённости» Нью-Дели резко сменил бы на «формальный союз» с Вашингтоном, возможность которого анализировали недавно некоторые исследователи [BrahmaChellaney. 2020].

30 По сути дела, именно на это вновь указали итоги очередной онлайн-встречи Дж. Байден – Н. Моди 11 апреля 2022 г. и последовавших за ней очных переговоров министров обороны и иностранных дел (формат 2+2), когда стороны продолжили диалог по вопросам безопасности и других направлений сотрудничества, но индийские руководители снова воздержались от критики России в украинском контексте и уклонились от каких-либо обязательств по сокращению сотрудничества с РФ [25]. По сходным причинам и несмотря на текущие сложности китайско-индийских отношений сохраняется актуальным диалоговый формат Россия – Индия – Китай (РИК). Этот формат был не слишком затронут украинскими событиями, чему способствовал тот факт, что и Индия, и Китай оценили его со сходных, нейтральных позиций, воздержавшись от критики и осуждения России, а также отгородившись от антироссийских санкций. РИК продолжают считать важным в Москве и в Пекине. Но и Нью-Дели не проявляет намерения к выходу из него.
31 Напомним, что 21 ноября 2021 г. министры иностранных дел РФ, КНР и Индии провели регулярное ежегодное мероприятие – трёхсторонние переговоры (проводятся с 2002 г., последние два года – в онлайн-формате), завершившиеся принятием совместного коммюнике [26]. Необходимость дальнейшего продвижения трёхстороннего сотрудничества в очередной раз была зафиксирована в Совместном российском заявлении по итогам декабрьского (2021 г.) визита президента РФ в Индию [27]. Этот же подход был подтверждён в ходе упомянутых переговоров С.Лаврова в Нью-Дели весной 2022 г. Заметим, что прибыв тогда в индийскую столицу из Пекина, где перед этим прошла встреча с министром Ван И, глава российской дипломатии, помимо прочего, сослался на позитивное мнение о перспективах РИК, вновь высказанное и китайской стороной [28].
32 Индия, повторим, вполне рутинно совмещает подобные РИК форматы со своим участием в аналогичных диалоговых конфигурациях западной ориентации (например, в тройке США – Индия – Япония). Поэтому ещё меньшей, чем в случае РИК, видится вероятность свёртывания Индией своего участия в объединении БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.
33 Индия сегодня в очередной раз может использовать выгоды бенефициара, когда в связи событиями на Украине её международная позиция важна и России, и Западу. Приведённое выше обилие визитов в индийскую столицу лидеров самых разных стран – хорошее тому свидетельство.
34 Как не без оснований подчёркивают некоторые обозреватели, «США, не желая терять "индийский ресурс" в своём противостоянии с Китаем, воздерживаются от ссоры с Индией из-за её особой позиции по Украине» [29].
35 Но позиция Индии важна и для России. Именно мнение Индии, по свидетельству тех же экспертов, было учтено, к примеру, в коммюнике по итогам второго саммита Четвёрки, в котором «не оказалось осуждения России» [30].
36 Такое положение объективно способствует интересам РФ, а значит в любом случае требует гибкой и тщательно выверенной политики России в «индийско-американо-российском треугольнике».
37 При этом следует иметь в виду высокую степень динамики международного ландшафта, связанную с новым украинским кризисом. Его последствия способны вносить важные коррективы в прогнозные сценарии.

Библиография

1. U.S.-India Relatons 1947-2020 // U.S. Council on Foreign Relations. Available at: https://www.cfr.org/timeline/us-india-relations (accessed: 10.04.2022).

2. U.S.-India Joint Leaders’ Statement: A Partnership for Global Good. //The Whitehouse, SEPTEMBER 24, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/u-s-india-joint-leaders-statement-a-partnership-for-global-good/ (accessed: 04.04.2022).

3. Joint Statement: Vision and Principles for India-U.S. Comprehensive Global Strategic Partnership//Ministry of External Affairs. Government of India. February 25, 2020. Available at: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/32421/Joint_Statement_Vision_and_Principles_for_IndiaUS_Comprehensive_Global_Strategic_Partnership (accessed: 06.04.2022).

4. Indopacific Strategy of the United States // The Whitehouse, FEBRUARY 11, 2022•Speeches and Remarks. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed: 06.04.2022).

5. Briefs on India's Bilateral Relations, India-U.S. Relations// Ministry of External Affairs. Government of India. Available at: https://mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/InUsJUlynew21.pdf (accessed: 06.04.2022).

6. Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition// BP Information Portal. Available at: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (accessed: 06.04.2022).

7. Joint Statement: Vision and Principles for India-U.S. Comprehensive Global Strategic Partnership//Ministry of External Affairs. Government of India. February 25, 2020. Available at: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/32421/Joint_Statement_Vision_and_Principles_for_IndiaUS_Comprehensive_Global_Strategic_Partnership (accessed: 06.04.2022).

8. США предостерегают Индию от покупки нефти у России//Агентство экономической информации Прайм тайм. 01.04.2022. Available at: https://1prime.ru/oil/20220401/836563319.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed: 06.04.2022).

9. India to Face Significant Cost If Aligned With Russia, U.S. Says. 07.04.2022. //BloombergQuint. Available at: https://www.bloombergquint.com/politics/india-to-face-significant-cost-if-aligned-with-russia-u-s-says// (accessed: 09.04.2022).

10. В Индии заявили, что имеют свой взгляд на ситуацию с правами человека в США // ТАСС. 14.04.2022. Аvailable at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14373555?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed:17.04.2022)

11. Вопросы и ответы члена Госсовета, Министра иностранных дел Ван И на пресс-конференции, посвященной внешней политике Китая и международным отношениям Китая//МИД КНР, 2022-03-09 14:29. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202203/t20220309_10650115.html (accessed: 11.03.2022).

12. Transcript of Special Briefing by External Affairs Minister on Meeting with Foreign Minister of China (March 25, 2022)// Ministry of External Affairs. Government of India. Available at: https://wwmea.gov.in/media-briefings.htm?dtl/35076/ Transcript_of_Special_Briefing_by_External_Affairs_Minister_on_Meeting_ with_Foreign_Minister_of_China_March_25_2022 (accessed: 06.04.2022).

13. Внешняя торговля КНР по странам и регионам с января по декабрь 2021 г. (на кит. яз) // сайт Главного таможенного управления КНР. Available at: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/ 302274/302277/302276/4127455/index.html (accessed: 01.03.2022).

14. Mahendra Patel. Top comment. Apr 8, 2022 //Chat and Comments Portal of The Times of India/ Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/india-optimistic-on-us-defence-talks-despite-russia-strain/articleshow/90721836.cms (accessed: 09.04.2022).

15. Sudhi Ranjan Sen. India Condemns Killing in Bucha, Seeks Independent Investigation. Russia continues to be an important partner, Jaishankar says.India and Russia are working on alternate payment system. 06.04.2022// Bloomberg. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-06/india-condemns-killing-in-bucha-seeks-independent-investigation (accessed:09.04.2022).

16. Where does India stand in the current situation between the Russia and Ukraine conflict? 29.03.2022//Qwora.com, Public Information Portal. Available at: https://www.quora.com/Where-does-India-stand-in-the-current-situation-between-the-Russia-and-Ukraine-conflict (accessed: 01.04.2022).

17. Сергею Лаврову протянули рупию дружбы. Глава МИД РФ укрепляет партнёрство с Дели в обход западных санкций. 01.04.2022 // Коммерсант, Россия. Available at: https://www.kommersant.ru/theme/379 (accessed: 03.04.2022).

18. Рубль-рупия бхай-бхай. Дели ищет пути обхода западных санкций против России. 15.03.2022 // Коммерсант, Россия. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5258945 (accessed: 17.03.2022).

19. Prime Minister participates in virtual summit of Quad leaders. March 03, 2022// Ministry of External Affairs. Government of India. Available at: https://www.mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/34927/ Prime_Minister_ participates_in_ virtual_summit_of_Quad_leaders (accessed: 01.04.2022).

20. Аlternatives to russian weapons 'too expensive', India told us: report. saturday, april 09, 2022 //Indian defence news. Available at: http://www.indiandefensenews.in/2022/04/alternatives-to-russian-weapons-too.html (accessed: 01.04.2022).

21. Joint Readout of Quad Leaders Call. March 03, 2022- Available at: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/34928/Joint_Readout_of_Quad_Leaders_Call (accessed: 25.03.2022)

22. Quad leaders agree Ukraine experience should not be allowed in Indo-Pacific -Japan, Australia. March 4, 2022// Reuters. Available at: https://www.reuters.com/world/biden-quad-leaders-discuss-ukraine-thursday-white-house-2022-03-03/ (accessed:04.03.2022).

23. U.S. says Biden's Sanctions Adviser Had "Really Good Discussions" In India. April 01, 2022//Natonal TV Chanel, India. Available at: https/www.ndtv.com/india-news/us-says-bidens-sanctions-adviser-had-really-good-discussions-in-india-2855847 (accessed: 02.04.2022).

24. India optimistic on US defence talks despite Russia strain. // The Times of India. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/india-optimistic-on-us-defence-talks-despite-russia-strain/articleshow/90721836.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (accessed: 08.04.2022).

25. We import less oil from Russia in a month than Europe does in an afternoon: India.12.04.2022 // The Indian Express. Available at: https://indianexpress.com/article/india/us-india-22-dialogue-russia-ukraine-war-blinken-jaishankar-7865412/ (accessed: 18.04.2022).

26. Joint Communique of the 18th Meeting of the Foreign Ministers of the Russian Federation, the Republic of India and the People's Republic of China [26 November 2021] // Russian Ministry of Foreign Affairs. Available at: https://mid.ru/upload/medialibrary/.pdf (accessed: 12.02.2022).

27. Ответы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на вопросы СМИ по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Индии С. Джайшанкаром, Нью-Дели, 1 апреля 2022 г. // МИД РФ. Available at: (accessed: 10.04.2022).

28. Совместное заявление по итогам XXI российско-индийского саммита «Россия – Индия: партнёрство во имя мира, прогресса и процветания» // Сайт президента РФ. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5745 (accessed: 10.04.2022).

29. How PM Modi Is Countering Pressure To Speak Against Putin. March 21, 2022 // Natonal TV Chanel, India. Available at: https/www.ndtv.com/india-news/russia-ukraine-war-how-pm-modi-is-countering-pressure-to-speak-against-vladimir-putin-2833644 (accessed: 10.04.2022).

30. JOINT STATEMENT. 04 Mar 2022. Prime Minister, Prime Minister Narendra Modi of India, Prime Minister Fumio Kishida of Japan, President Joe Biden of the United States. 04 Mar 2022 // Government of Australia. Available at: https://www.pm.gov.au/media/quad-leaders-virtual-meeting-joint-stmt (accessed: 10.04.2022).

31. Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. 2009. Индия – Россия: стратегия партнёрства в XXI веке. Внешняя политика Индии в эпоху глобализации. Индия и США. М., Институт экономических стратегий, с. 825–862.

32. Уянаев С. 2020. Развитие формата «Россия – Индия – Китай» в контексте диалога Нью-Дели и Вашингтона // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Т. 25. № 25: 13-33.

33. Arvind Subramanian and Josh Felman. January/February 2022. India’s Stalled Rise. How the State Has Stifled Growth // Foreign Affairs, Vol.101, No. 1. P.139-150. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/india/2021-12-14/indias-stalled-rise (accessed: 04.03.2022).

34. Brahma Challency 2020 // Foreign Affairs Magazine Web. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-11-10/biden-can-make-ally-india (accessed: 26.03.2021).

35. Juster K., Mohan Kumar, Wendy Cutler, and Naushad Forbes. 2022. It’s Time for America and India to Talk Trade / Foreign Affairs Web. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/india/2022-04-14/its-time-america-and-india-talk-trade (accessed:17.04.2022).

36. Shivshankar Menon. 2020. League of Nationalists. How Trump and Modi Refashioned the U.S.-Indian Relationship// Foreign Affairs. September. Volume 99, No. 5. p.132-139. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-08-11/modi-india-league-nationalists (accessed: 22.11.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести