Российско-украинский кризис: фактор Китая
Российско-украинский кризис: фактор Китая
Аннотация
Код статьи
S268667300021885-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Труш Сергей Михайлович 
Аффилиация: Института США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
25-35
Аннотация

Китай прямо не поддерживает ни одну из сторон российско-украинского конфликта, но при этом солидаризируется с российской трактовкой и интерпретацией противоречий с Западом и НАТО в Европе. При этом КНР особо фиксирует необходимость сохранять суверенитет и территориальную целостность национальных государств, косвенно имея в виду Украину. Москва, со своей стороны, крайне заинтересована в поддержке и солидарности Китая в дипломатической, экономической и особенно в военно-стратегической сфере, чтобы ощущать стабильность и надёжность своего восточного фланга в условиях эскалации напряжённости между Россией и НАТО.

Ключевые слова
российско-украинский конфликт, вторичные экономические санкции, проблема Тайваня, расширение НАТО
Классификатор
Получено
12.05.2022
Дата публикации
06.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
314
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

КИТАЙСКИЙ ПОДХОД К КРИЗИСУ: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

2 Главные пункты китайской официальной реакции на украинский кризис, сложившиеся на начальной фазе российской спецоперации (февраль - апрель 2022 г.), могут быть сформулированы в следующем виде.
3 1. Китай не принимает ни одну из сторон данного конфликта, формально сохраняя нейтральность между Москвой и Киевом. Пекин выступает за переговоры и дипломатические средства разрешения конфликта.
4 2. Китай подчёркивает традиционную приверженность суверенитету и территориальной целостности национальных государств. Это в косвенной форме может рассматриваться как своего рода критика России и спецоперации.
5 3. Китай близко или полностью придерживается российской версии конфликта России с Западом. Пекин разделяет точку зрения, согласно которой интересы безопасности России были проигнорированы в процессе прошлых «волн» расширения НАТО и в свете возможного будущего подключения Украины к Североатлантическому альянсу.
6 4. Китай выступает против комплексных блокирующих антироссийских экономических санкций, не участвует в них, рассматривая экономическую блокаду как инструмент холодной войны и однополярного доминирования.
7 5. Китай готов предоставить гуманитарную помощь Украине и предложил программу из шести пунктов по этому вопросу. Пекин будет готов оказать необходимую помощь Украине в восстановлении после войны.
8 6. Китай в своей позиции активно разыгрывает «европейскую карту», стремясь максимально ослабить прочность союза европейских членов НАТО и США. Пекин призывает европейцев строить свои собственные, отличные от Вашингтона стратегические взаимоотношения с Москвой. Этот приоритет КНР не является принципиально новым в китайской политике последних лет. Он получил сильный импульс для дальнейшего развития в период администрации Д. Трампа в контексте оформившейся и закрепившейся в то время системной конфронтации и противоборства с США.
9 Развивающийся конфликт России и Украины ощутимо и многообразно сказывается на китайской внешней политике. С одной стороны, говоря прагматично, в русле принципов «реалполитик», всплеск враждебности между Москвой и Западом, западные санкции против Москвы формально увеличивают влияние и повышают капитализацию «китайской карты». С другой – Москва заинтересована в поддержке и солидарности Китая в дипломатической, экономической и, что наиболее важно, в военно-стратегической сфере, чтобы чувствовать уверенность в своём восточном фланге в условиях эскалации напряжённости между Россией и НАТО. Вашингтон, со своей стороны, рассуждая также прагматично (как бы воинственно не выглядела риторика Байдена по этому вопросу), несомненно, не исключает дополнительной гибкости и уступчивости к китайским интересам, пытаясь предотвратить тесное сотрудничество Пекина с Москвой.
10 Обе столицы – Москва и Вашингтон – готовы «платить свою цену» Китаю, объективно повышая его значимость в «треугольнике».
11 Если говорить о Москве, то она, вероятно, будет готова пойти на знаковые уступки и дальнейшее закрепление своей подчинённой роли в стратегическом партнёрстве с Китаем; и, видимо, будет готова усилить своё сотрудничество и поддержку КНР в её противостоянии с США в Индо-Тихоокеанском регионе, в акватории Южно-Китайского моря и даже по тайваньской проблеме. Уступки Москвы могут также распространяться на растущую роль Китая в Центральной Азии, в арктической зоне, касаться дальнейшего проникновении Китая на внутренний российский рынок, привести к монопольной роли КНР в ценообразовании на российские энергоресурсы.
12 Представляется, также что и Дж. Байден также будет готов пройти свою часть пути для того, чтобы предотвратить усиление связки Пекина с Москвой под влиянием украинского кризиса. В качестве уступок Вашингтон потенциально может пойти на смягчение тарифного давления на китайский экспорт, ослабление ограничений на экспорт высоких технологий в Китай, более мягкую линию своего поведения в акваториях Южно-Китайского моря, замораживание или снижение активности по строительству формата AУКУС. Возможными пунктами компромисса с КНР могут стать даже определённые – гласные или негласные – договорённости США и Китая в вопросе о независимости Тайваня, по снижению остроты в Тайваньском проливе.
13 Несмотря на состояние глубокого раскола и противоречий, в котором пребывает политический класс США, антимосковские настроения в американской элите настолько сильны в условиях украинского кризиса, что возможности серьёзных «разменов» с Пекином по указанным вопросом вполне реальны.
14 В то же время ясно, что Китай сам сталкивается с очевидными серьёзными негативными последствиями украинского кризиса как двустороннего характера в отношениях с Москвой, так, в основном, и по причине нарастания напряжённости в сфере международной безопасности и в глобальной экономике.
15 В этой связи следует выделить три негативных для КНР фактора.
16 1. Прежде всего, высок риск глобальной эскалации украинского конфликта, расширение состава участвующих в нём стран. Прямое вовлечение в горячий конфликт членов НАТО вплоть до использования ядерного оружия и развязывания третьей мировой войны остаются реальной возможностью. Старая китайская пословица о мудрой обезьяне, которая сидит на горе и наблюдает за поединком между тиграми, перестаёт быть актуальной в ядерную эпоху.
17 2. Экономические санкции Запада против России серьёзно дестабилизируют глобальную экономику. Они воздействуют на производственные и логистические цепочки, замедляют потребление, стимулируют резкий рост цен, в первую очередь на энергоресурсы и продовольствие. Основная сфера конкуренции Китая и США за многополярность – это в первую очередь экономика, торговля и технологии, а уже потом - военная мощь. Обладая в настоящее время долей в 18% мирового ВВП, имея темпы роста экономики на уровне 6%, общий объём мировой торговли свыше 6 трлн долл. и доминирующую роль в региональных зонах свободной торговли (ACEAH, RCEPP1), активно продвигая геоэкономический концепт «Один пояс – один путь», Китай отчётливо видит риски для себя по всем этим «факторам силы». Это наиболее явно сказывается на перспективных планах и интересах Китая в Евразии, тесно сопряжённых с Россией, и особенно – на его планах в Западной и Восточной Европе – ключевой и перспективной для Пекина зоне экономических интересов.
1. Региональное Всеобъемлющее Экономическое Партнёрство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) – зона свободной торговли с участием 15 государств Азии и Тихоокеанского региона. (Китай, Япония, Австралия, Южная Корея, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филлипины, Кампучия, Сингапур, Лаос, Мьянма, Бруней, Новая Зеландия.) Соглашение подписано в 2020 году.
18 3. Россия становится для Китая рисковым и непредсказуемым игроком в сложившемся за последнее десятилетие «стратегическом партнёрстве». Конечно, Москва остаётся наиболее мощным «квазисоюзником» Пекина в мировой конкуренции, в мировой дипломатии, во взаимоотношениях с США. Вместе с тем, мало прогнозируемое поведение Москвы порождает слишком много острых вызовов для КНР. Сохраняя и расширяя свои связи с Москвой в экономической области, Китай становится уязвим для вторичных санкций Запада в торговле и банковской сфере. Если это давление будет сохраняться, то нет уверенности в том, что поведение китайских банков и компаний будет соответствовать интересам и потребностям Москвы. В Пекине будут многое взвешивать и вряд ли будут готовы ставить под удар свой триллионный экономический обмен с миром в угоду российским интересам.
19

ПОЗИЦИЯ ПО УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ КНР: НЮАНСЫ И ДИНАМИКА

20 Кризис на Украине стал одним из острейших системных кризисов и горячих конфликтов после Второй мировой войны. В силу этой системности и остроты он затронул широкую гамму китайских интересов в области ядерной выживаемости, глобальной безопасности, мировой экономики и торговли, двусторонних отношений с другими китайскими партнёрами и контрагентами. Перед китайской дипломатией встала непростая задача гармонизировать и сбалансировать свою внешнеполитическую позицию сообразно тем вызовам, которые возникли у неё в связи с российской спецоперацией.
21 Главное противоречие, которое китайская дипломатия должна была разрешить или «гармонизировать» в своей позиции, это, с одной стороны, поддержать – с той или иной степенью убедительности – своего главного внешнеполитического партнёра и «квазисоюзника» – Россию, а с другой – не связывать себя с решением Москвы разрешить сложившиеся противоречия с Украиной и НАТО исключительно военным, силовым путём. Китаю важно было не солидаризироваться жёстко с российской спецоперацией в глазах мирового сообщества, что выглядело бы суицидально для базовых внешнеполитических интересов КНР. Это принципиальным образом противоречило бы статусу Китая как альтернативного США внешнеполитического полюса, представителя альтернативной «незападной» модели развития и роста, имиджу негегемонистской страны, сторонника уважения суверенитета и территориальной целостности всех стран, включая средних и малых. Эти факторы и характеристики представляют собой важный политико-дипломатический ресурс китайской внешней политики в целом и в её противоборстве с США в частности.
22 Данное противоречие в позиции КНР, по мнению китайской дипломатии, решается в традиционном для её гибкости ключе. А именно: не выражая прямой поддержки и одобрения российской спецоперации, подчёркивая свою независимость и нейтральность между Москвой и Киевом, Китай по сути поддерживает Москву, демонстрируя солидарность с российской интерпретацией причин конфликта.
23 Тема первостепенной ответственности Запада и НАТО в текущем кризисе на Востоке Европы усиливается, по мере развития становится всё более важным лейтмотивом китайской позиции. 1 апреля 2022 г. официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил буквально следующее: «Будучи продуктом холодной войны, НАТО должна была быть распущена после распада Советского Союза. В начале 1990-х годов тогдашний госсекретарь США Дж. Бейкер в беседе с М.С. Горбачёвым заверял его в том, что НАТО “не продвинется на восток ни на один дюйм”. Будучи главным виновником и подстрекателем украинского кризиса, США инициировали пять последовательных волн в расширении НАТО на восток в течение примерно двух десятилетий с 1999 г. Альянс увеличился с 16 до 30 стран-членов и продвинулся на восток порядка 1000 км, фактически припирая Москву к стенке» [2].
24 Другой деликатный момент и важное обстоятельство, которое требовало «гармонизации» в китайской официальной позиции по Украине, заключается в том, что КНР, выражая поддержку России как своему «стратегическому партнёру», одновременно не может игнорировать свои базовые геоэкономические приоритеты. Китай стремится максимально избежать риск блокирующего санкционного давления в свой адрес со стороны Запада. Подобное давление потенциально могло бы иметь достаточно сильные и исключительно болезненные следствия для китайских интересов. Негативный эффект такого давления на суммарные геоэкономические позиции Китая в определённом смысле может перевешивать ценность и значимость России как «стратегического партнёра» и «стабильного северного тыла» во внешнеполитической «оптике» КНР. Эту дилемму в своей дипломатической позиции Китай стремится разрешить посредством активной критики санкционной политики Запада, представляя её как инструмент американской «гегемонии», «нелегитимного» и «деструктивного» средства во внешней политике, дестабилизирующего фактора для глобальной экономики.
25 Данная тема также активно разрабатывается и усиливается в китайской внешнеполитической реакции по мере развития украинского кризиса. Спустя два месяца после начала спецоперации, выступая на открытии Давосского экономического форума со знаковой внешнеполитической речью, Си Цзиньпин заявил: «Страны современного мира подобны пассажирам одного корабля, связанным единой судьбой. Если корабль попадает в шторм, чтобы выжить, пассажиры должны держаться вместе. Выбрасывать кого-либо за борт – не подобает. В наш век международное сообщество достигло такого этапа развития, что оно представляет собой сложный и интегрированный механизм. Действия, направленные на то чтобы исключить из него какую-либо часть, приведут к существенным сбоям и дезорганизации». Далее Председатель КНР, особо подчеркнул, что «в современном мире однополярность и стремление к личной выгоде обречены на провал. В равной степени обречена на провал стратегия “размежевания”, разрушения производственных цепочек и блокады, попытки замкнуться в “своём кругу” и разжигать конфликт и противостояние по идеологическим принципам» [3].
26 Одним из главных элементов дипломатической поддержки РФ Китаем в украинском вопросе является позиция, занимаемая Пекином в ООН. В Совете Безопасности ООН, других структурах и форумах этой организации КНР голосует против или воздерживается от голосования по вопросам критики, санкций, исключения или процедурных ограничений для России в связи с украинским кризисом. Особенно ценной для политического руководства России оказалась поддержка либо нейтралитет Китая в голосованиях в СБ и на Генассамблее ООН по общей оценке действий России в Украине, по событиям в украинском городе Буча и обвинениям в геноциде гражданского населения в ходе спецоперации.
27 Тема экономических санкций также выдвинулась в одну из центральных, если не центровую, во внешнеполитической полемике Китая и США по украинскому вопросу. Это очевидным образом видно и по американской позиции. Именно по этому вопросу в марте – апреле 2022 г. МИД КНР наиболее часто полемизировал с ключевыми фигурами администрации США – Э. Блинкеном, Дж. Йеллен, и с авторами публикаций в американских СМИ [11]; [10]; [12]; [13].
28 В марте 2022 г. состоялись онлайн-переговоры Дж. Байдена и Си Цзиньпина, в которых тема украинского кризиса являлась ключевой. Как свидетельствуют и американские, и китайские пресс-релизы этой встречи, вопрос о потенциальных «ограничительных» мерах в адрес КНР в случае более продвинутой поддержки Пекином России в украинском кризисе обсуждался весьма предметно [4]; [5].
29 Американские власти, в целом, не считают, что Китай занимает нейтральную позицию в войне России и Украины. В частности, об этом заявил госсекретарь США Энтони Блинкен по итогам переговоров с министром иностранных дел Китая Ван И в июле 2022 г. Он отметил, что поддержка, которую Китай оказывает России, наиболее очевидна в ООН, а также в том, как китайские государственные СМИ продвигают российскую пропаганду. [14]
30 Если в пропагандистском плане ответ китайской стороны на возможное санкционное давление США понятен и предсказуем, – решительный отпор и неприятие, то в практической плоскости ситуация далеко не однозначна [6]; [7]. Китайским банкам и экономическим контрагентам КНР есть что терять в ходе возможных «вторичных» американских санкций по украинскому вопросу даже в условиях нынешнего «посттрамповского» зажима экономических связей. Речь идёт о целостном доступе на американский, европейский и другие региональные рынки, доступе к западным финансовым ресурсам и стабильности банковских операций, сохранности китайских валютных и иных резервов под контролем Вашингтона, дальнейших ограничениях в технологических обменах с США.
31 Китайские экономические игроки очень внимательно и настороженно относятся к американским санкционным угрозам. В ряде случаев, не афишируя это, фирмы КНР не идут на те меры в адрес РФ, в результате которых им грозили бы «вторичные» американские санкции. Так, крупные российские банки, которые оказались под блокирующими ограничениями Запада, пока не могут выпускать карты китайской платёжной системы «Юнион пэй» (Union Pay), так как эта система опасается риска санкций. Об этом сообщило российское агентство РБК со ссылкой на свои источники в крупных банках, в частности в Сбербанке, Альфа-банке [8]. Также из магазина приложений «Апп гэлери» (App Gallery) китайской компании «Хуавэй» (Huawei) удалили приложения российских банков, попавших под блокирующие санкции ЕС, — ВТБ, «Открытие» и Промсвязьбанка. «Хуавэй» отключила поддержку карт «Мир», о чём стали сообщать владельцы устройств компании [9].
32 Конфликт на Украине, «ковровые» западные санкции против РФ неизбежно повлияли на динамику и содержание российско-китайской торговли. На отрезке март – май 2022 главными тенденциями в этой торговле стало отсутствие ожидаемого роста российского импорта из КНР и достаточно ощутимый рост стоимости экспорта РФ, в первую очередь, за счёт растущих мировых цен на энергоресурсы – ключевого сегмента российских поставок. Падение российского импорта объясняется общим снижением потребительского спроса и платёжеспособности в РФ в контексте санкционных стрессов для российской экономики, общим удорожанием конечной продукции китайских производителей и сложностями логистического и транспортного характера в условиях военного конфликта. За январь-май текущего года объем импорта Китая из России составил 41,3 млрд. долларов; темп прироста к прошлому году составил +46,5%, что намного выше, чем средний темп прироста всего импорта Китая (+6,6%). Экспорт РФ за этот же период составил 24,6 млрд долларов, а темп прироста оказался +7,2 %, что существенно ниже среднего уровня прироста по мировому экспорту КНР (+13,5 %) [15]. В мае 2022 г. по сравнению с апрелем поток китайских товаров увеличился на 13,7%, что можно рассматривать как некий признак адаптации к создавшемуся положению. Однако в то же время, по мнению аналитиков, эффекта замещения выпавших поставок из стран Европы в Россию за счёт китайской продукции пока не наблюдается. [16]
33 По мнению посла России в КНР А. Денисова, Китай готов заменить иностранных производителей в сфере технологий, микроэлектроники и автомобилей на российском рынке, но для этого нужно какое-то время. [17]
34 Ещё одной горячей темой, вокруг которой идёт интенсивная полемика Китая и США в связи с российско-украинским кризисом, является тема Тайваня. США, очевидно, стремятся оказать нажим на Китай по тайваньскому вопросу. Вашингтон старается подвести Пекин к заключению, что в нынешних условиях горячего конфликта на востоке Европы Китаю было бы нецелесообразно обострение ситуации в Тайваньском проливе. Вашингтон насторожен тем, что КНР может рассматривать такое обострение как косвенную поддержку Москвы, как отвлечение западного внимания и ресурсов на тихоокеанском направлении. Китай, в свою очередь, проводит традиционную линию, исходящую из того, что вопрос Тайваня – внутренняя проблема Китая, которая принципиально отличается от российско-украинского конфликта, где речь идёт о конфликте двух суверенных государств [10].
35 В период обострения отношений США – КНР при трамповской администрации в отношениях «малого треугольника» (Вашингтон – Пекин – Тайбей) происходило нарастание напряжённости, мотивированное обоюдно, но в большей степени американской стороной. Проявлением этого обострения стала возросшая военная активность НОАК в Тайваньском проливе, рост настроений в пользу «независимости» в предвыборный период на Тайване, повышение уровня и интенсивности официальных контактов между США и Тайбеем. Последнее особенно раздражает Пекин, который рассматривает это как принципиальный отход США от линии трёх основополагающих китайско-американских коммюнике и политики «одного Китая». В апреле 2022 г. визит на Тайвань планировала осуществить спикер нижней палаты Конгресса США Н. Пеллоси (это был бы визит самого высокого официального лица США за весь период разрыва дипотношений с Тайванем в 1971 г.), однако впоследствии визит был отменён.
36 15 июня 2022 года состоялся телефонный разговор Си Цзиньпина и В.В. Путина, второй по счёту с момента начала спецоперации. В ходе беседы Си Цзиньпин подчеркнул, что китайская сторона в украинском кризисе неизменно исходит из всей его исторической сложности и многообразности, делает самостоятельные и независимые выводы, активно способствует миру во всем мире, способствует стабильному порядку в глобальной экономике [18]. Наблюдатели обратили внимание на нюансы в изложении этого разговора официальными пресс-службами обеих стран. В частности, в российской версии отмечается, что лидеры двух стран затрагивали вопросы «дальнейшего развития военных и военно-технических связей». В китайском тексте этот пункт не упомянут. В части, относящейся к ситуации вокруг Украины, в российской версии говорится, что «Председатель КНР отметил правомерность предпринимаемых Россией действий по защите коренных национальных интересов перед лицом созданных внешними силами вызовов ее безопасности». В китайском варианте данный пассаж отсутствует. [19]
37 Позиция КНР по российско-украинскому вопросу находится в определённой динамике, как и сам российско-украинский конфликт. В ней возможны новые повороты и нюансы. Эта динамика отражает как острый и всеобъемлющий характер конфликта, неясные перспективы его разрешения и влияния на международную систему, так и сложную гамму китайских внешнеполитических интересов, затронутых противостоянием в Восточной Европе.

Библиография

1. China's foreign trade hits new high in 2021 // The State Council the People’s Republic of China //Statistics. Available at: http://english.www.gov.cn/archive/statistics/202201/14/content_WS61e11577c6d09c94e48a3a0a.html (accessed: 15.04.2022).

2. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on April 1, 2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202204/t20220401_10663214.html (accessed: 15.04.2022).

3. Rising to Challenges and Building a Bright Future Through Cooperation Keynote Speech by Xi Jinping President of the People's Republic of China At the Opening Ceremony of the Boao Forum for Asia. Annual Conference 2022. Beijing, 21 April 2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202204/t20220421_10671081.html (accessed: 15.04.2022).

4. President Xi Jinping Has a Video Call with US President Joe Biden. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202203/t20220319_10653207.html (accessed: 15.04.2022).

5. Background Press Call by a Senior Administration Official on President Biden’s Call with President Xi Jinping of China. March 18, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2022/03/18/background-press-call-by-a-senior-administration-official-on-president-bidens-call-with-president-xi-jinping-of-china/ (accessed: 15.04.2022).

6. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on April 11, 2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202204/t20220411_10666750.html (accessed: 15.04.2022).

7. West losing its head on sanctioning Russia / By Mei Xinyu / China Daily. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202204/01/WS62464340a310fd2b29e548c4.html (accessed: 15.04.2022).

8. Union Pay придерживает российскую эмиссию// РБК . Available at: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/21/625ffd519a7947196d66f36c

9. Huawei отключила поддержку карт "Мир" в фирменном магазине приложений // Интерфакс , 12 апреля 2022. Available at: https://www.interfax.ru/world/834537 (accessed: 15.04.2022).

10. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on April 7, 2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202204/t20220407_10665501.html (accessed: 15.04.2022).

11. Yellen Says U.S. Would Use Sanctions If China Invaded Taiwan // Bloomberg, 6 April 2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-06/yellen-says-u-s-would-use-sanctions-if-china-invaded-taiwan

12. Secretary Antony J. Blinken with Steve Inskeep of NPR’s Morning Edition // Interwiew Antony J. Blinken, Secretary of State, Washington, D.C. // March 16, 2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-steve-inskeep-of-nprs-morning-edition/

13. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on March 17, 2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202203/t20220317_10652759.html

14. US concerned at China's 'alignment' with Russia, Blinken says. Available at: https://edition.cnn.com/2022/07/10/world/us-china-blinken-wang-yi-russia-ukraine-trade-intl-hnk/index.html (accessed: 01.07.2022)

15. Обзор событий в Китае 27 июня-3 июля 2022 Под. ред С.Цыплакова. Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Available at: http://inveb.ru/attachments/article/845/_%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80_27_06-03_07_2~.pdf (accessed: 01.07.2022)

16. Обзор событий в Китае 30 мая -13 июня 2022 Под. ред С. Цыплакова. Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Available at: http://inveb.ru/attachments/article/834/_%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80_30_05-13_06_2~.pdf (accessed: 01.07.2022)

17. Китай приготовился заменить производителей автомобилей и электроники в России// Московский комсомолец 24.06.2022. Available at: https://www.mk.ru/economics/2022/06/24/kitay-prigotovilsya-zamenit-proizvoditeley-avtomobiley-i-elektroniki-v-rossii.html (accessed: 01.07.2022)

18. Си Цзиньпин провел телефонный разговор с В. Путиным. Available at: http://russian.people.com.cn/n3/2022/0616/c31521-10110339.html (accessed: 01.07.2022)

19. Обзор событий в Китае (14 - 19 июня 2022) Под. ред С.С. Цыплакова. Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Available at: http://inveb.ru/attachments/article/837/_%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80_14-19_06_2022~.pdf (accessed: 01.07.2022)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести