Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Аннотация
Код статьи
S268667300021018-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Солдатенкова Ольга Ивановна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
21-32
Аннотация

Признание того, что торговая политика не является гендерно-нейтральной, а может по-разному оказывать влияние на мужчин и женщин, вызвало интерес к гендерным аспектам торговых соглашений на всех этапах переговорного процесса. В статье обобщены основные подходы, используемые странами мира по включению гендерного равенства в торговые соглашения. Особое внимание уделено опыту Канады, сделан вывод о её лидирующей роли в формировании гендерной повестки торговой политики и механизмов реализации на национальном и международном уровнях.

Ключевые слова
Канада, торговые соглашения, гендер, гендерный анализ
Классификатор
Получено
26.03.2022
Дата публикации
27.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
512
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Будущее международного экономического порядка и многосторонней торговли зависит от распределения выгоды от нее в равной степени для всех. Путь же к достижению гендерного равенства в этой сфере труден и требует сложных подходов, учитывающих различные реалии, с которыми сталкиваются женщины в разных частях мира. Как отмечает Н.А. Шведова, вопросы ликвидации дискриминации по признаку пола и прав женщин постоянно находятся в повестке дня международных организаций – Организации Объединённых Наций, Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Многосторонние международные договоры, резолюции, рекомендации и другие программные документы, разработанные этими структурами, содержат комплекс мер для национальных правительств по улучшению положения женщин и достижению гендерного равенства [Шведова Н.А. 2020: 45].
3 Одним из элементов гендерной повестки международных отношений является включение гендерной проблематики в торговую политику, инструменты и механизмы ее реализации. Следует отметить, что в течение долгого времени торговля и торговая политика, наряду с другими макроэкономическими стратегиями, понимались как гендерно нейтральные. Существовало общее мнение, что меры торговой политики предоставляют одинаковые возможности для мужчин и женщин.
4 В последнее десятилетие появились исследования международных организаций, подтверждающие тезис о том, что торговая политика и ее инструменты все-таки по-разному оказывают влияние на женщин и мужчин [4, 15, 17, 18]. Соответственно существует объективная необходимость учитывать гендерный фактор при формировании и реализации торговой политики.
5 Несмотря на кажущуюся новизну, дискуссия по вопросу влияния торговли и ее инструментов на экономические возможности женщин не нова. Первое положение, касающееся гендерной проблематики в торговых соглашениях, появилось в Римском договоре 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества. В статье 119 договора указано, что каждое государство-член сообщества должно обеспечить на первом этапе и впоследствии поддерживать применение принципа, согласно которому мужчины и женщины получают равную оплату за равный труд [16].
6 Почти 25 лет спустя, Договор 1983 года об учреждении Экономического сообщества центральноафриканских государств (The Economic Community of Central African States) стал первым соглашением, подписанным развивающимися странами и включающим положение o гендерной проблематике. Девять лет спустя первые положения, касающиеся общего принципа равенства между женщинами и мужчинами, включены в Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 года. В том же году Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТАNorth American Free Trade Agreement, NAFTA) внесло в Соглашение о сотрудничестве в области труда несколько положений, более подробно касающихся гендерных трудовых принципов, а именно ликвидации дискриминации в сфере занятости по признаку пола и равной оплаты труда для женщин и мужчин [10].
7 Связь между торговой политикой и гендером требует дальнейших исследований, поскольку применение гендерного анализа на всех уровнях разработки и реализации мер торговой политики остается пока весьма ограниченным [3]. Наиболее активным сторонником введения гендерной проблематики в торговые соглашения является Канада, изучение опыта которой и выступает целью данного исследования.
8

ВКЛЮЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА В ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

9 Необходимость включать гендерный аспект в торговые соглашения является достаточно дискуссионным вопросом, но все-таки очевидно, что инклюзивность экономики способствует дальнейшему экономическому развитию за счет более активного участия женщин [Солдатенкова О.И. 2021:67]. Во Всемирной торговой организации, которая выступает основным форумом обсуждения правил многосторонней торговой системы, активно занимаются участием женщин в мировой торговле. В 2017 г. 118 членов ВТО и стран-наблюдателей на 11-й Министерской конференции ВТО поддержали Декларацию о торговле и расширении экономических прав и возможностей женщин (Joint Declaration on Trade and Women’s Economic Empowerment), которая направлена на устранение барьеров для женщин в торговле. Страны договорились сотрудничать в том, чтобы политика в области торговли и развития учитывала гендерные аспекты, проводила анализ торговой политики и обменивалась данными и статисткой [7]. В сентябре 2020 г. создана неформальная рабочая группа по торговле и гендерным вопросам [6], была принята Совместная декларация министров по обеспечению гендерного равенства и расширению экономических прав и возможностей женщин в сфере торговли на 12-й Министерской конференции ВТО [8]. Декларация подтвердила мандат организации на работу в данной области в рамках ВТО и определила ее дальнейшие шаги.
10 Кроме обсуждения гендерного аспекта в рамках многосторонних торговых соглашений, все большее число стран включает различные положения, в которых прямо упоминается гендерная проблематика, в региональные торговые соглашения (см. табл.1).
11 По данным ВТО, из 556 региональных торговых соглашений (РТС), действовавших на ноябрь 2018 г., только 13,5% содержали хотя бы одно положение, в котором прямо упоминается пол или женщины. Если же учитывать положения, косвенно касающиеся гендерных вопросов, в частности, права человека, социальные аспекты устойчивого развития и уязвимые группы, то число соглашений составило 243 [10].
12

Таблица 1

Упоминание о гендерном равенстве и/или женщинах в соглашенияхо свободной торговле

Тип соглашения Соглашения о свободной торговле
Двусторонние торговые соглашения Аргентина – Чили, Канада – Чили, Канада –Колумбия, Канада – Коста-Рика, Канада – Гондурас, Канада – Израиль, Канада – Иордания, Канада –Панама, Канада – Перу, Чили – Уругвай, Чили –Вьетнам, Китай – Перу
Региональные торговые соглашения и соглашения об ассоциации Соглашение США, Мексики и Канады (USMCA); Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве; Соглашения об ассоциации между ЕС и Алжиром, Боснией и Герцеговиной, Албанией, Египтом, Грузией, Израилем, Иорданией и Ливаном; Соглашение о торговле, развитии и сотрудничестве между ЕС и Южной Африкой; Соглашение о свободной торговле США – Бахрейн; Соглашение о свободной торговле ЕС – Корея; ЕС – страны Африки, Карибского бассейна и Тихого Океана (Cotonou Agreement)

Составлено по: Larouche-Maltais A., MacLaren B. 2019. Making Gender-Responsive Free Trade Agreements. Ottawa: The Conference Board of Canada

13 На протяжении многих лет РТС часто называли своего рода лабораториями, в которых некоторые страны опробовали новые виды концепций для решения возникающих проблем и вопросов, связанных с торговлей. В последнее десятилетие положения, в которых прямо упоминается гендерная проблематика, включаются во все большее число РТС. Количество подробных установок, включенных в РТС, также увеличивается. Наиболее подробно гендерная проблематика освещается в главе по торговле и гендерным вопросам. Однако только четыре РТС, содержащие подобные положения, вступили в силу.
14 Большинство из них не соответствуют какому-то унифицированному шаблону даже в РТС, согласованных одной и той же страной. Это свидетельствует о том, что мнения о решении включить положения, касающиеся гендерной проблематики в РТС, значительно различаются, они неоднородны с точки зрения структуры, местоположения в тексте соглашения, формулировок и сферы охвата. Наиболее распространены установки, связанные с сотрудничеством по гендерным вопросам. Остальные виды положений охватывают различные вопросы, начиная от принципов и международных соглашений и заканчивая внутренней политикой, корпоративной социальной ответственностью, прозрачностью и институциональными механизмами.
15 Неоднородность большинства положений просматривается в их структуре и расположении в тексте торгового соглашения. Схема включения гендерных установок варьируется от их формулировки в преамбуле соглашения до специальной статьи и главы, посвященной гендеру. Некоторые концепции содержатся также в приложениях и сопутствующих документах (см. табл. 2).
16

Таблица 2

Основные структуры положений по гендерной проблематики в РТС

Структура гендерных положений Количество соглашений
1. Основной текст РТС 69
преамбула 7
неспецифическая статья/статьи о гендере 60
специальная статья по гендеру 10
специальная глава по гендеру 6
приложения 16
2. Дополнительные документы РТС 11
совместные заявления 1
протоколы 1
соглашение по трудовому сотрудничеству 9
3. Соглашения/решения после ратификации РТС 12
декларации 3
решения/резолюции/директивы 6
соглашения 3

Составлено по: Monteiro J.-A. 2018. Gender Related Provisions in Regional Trade Agreements. Staff Working Paper ERSD-2018-15-18. Economic Research and Statistics Division, World Trade Organization.

17 В нескольких соглашениях первое упоминание о гендере или женщинах содержится в преамбуле. Там дается представление о намерениях сторон, а также о целях, которые привели к подписанию соглашения. Вопросы, затронутые в преамбуле, различаются в РТС, начиная от гендерного равенства в международной торговле и заканчивая ссылками на международные документы.
18 В то время как немногие РТС включают конкретную статью или главу, в других распространено включение неспецифической статьи, касающейся широкого круга вопросов, в которой упоминается гендерная проблематика в качестве конкретного случая, например, сотрудничества, в главах по труду, устойчивому развитию или сотрудничеству.
19 Наиболее подробными и всеобъемлющими являются положения, которые содержатся в специфической главе по гендерной проблематике и охватывают различные вопросы, включая внутреннюю гендерную политику, международные соглашения, сотрудничество и институциональные механизмы. В очень ограниченном числе РТС (The Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA) and East African Community (EAC)) введена специальная глава "Женщины и развитие", а непосредственно глава по торговле и гендерным аспектам включена в РТС Канада - Чили, Канада - Израиль, Чили - Аргентина и Чили - Уругвай. Европейский союз, Новая Зеландию и Тихоокеанский альянс, в настоящее время ведут переговоры о возможности включать главы о торговле и гендерной проблематике в свои РТС.
20

ОСОБЕННОСТИ КАНАДСКОГО ПОДХОДА К ГЕНДЕРНОМУ АСПЕКТУ

21 Знаменательным для гендерной проблематики в торговли стал 2019 год, когда вступили в силу три двусторонних соглашения о свободной торговле, содержащие специальные главы, посвященные торговле и гендерным вопросам. Два из этих трех соглашений это обновленные соглашения о свободной торговле между Канадой и Чили, Канадой и Израилем. Гендерное равенство и предотвращение дискриминации по половому признаку один из приоритетов Канады в ходе торговых переговоров, а гендерные положения рассматриваются не как самоцель, а как стратегический подход к достижению гендерного равенства.
22 Очевидно, столь активная позиция Канады определяется тем, что, как отмечает Е.В. Исраелян, женское движение Канады является важной политической силой, которая оказывает серьезное влияние на государственную политику и массовое сознание. Обязательным условием политического процесса в Канаде стала гендерная экспертиза основных законодательных актов [Исраелян Е.В. 2021:122, 126].
23 Подход Канады к включению гендерных положений в торговые соглашения существенно отличается от наиболее распространенного подхода, когда гендерные положения торгового соглашения охватывают только общие направления, включая декларацию необходимости достижения гендерного равенства, ликвидацию дискриминации на рабочем месте, равную оплату за равный труд, и другие аналогичные принципы. Такие положения часто направлены на решение широкого круга вопросов, носят довольно общий характер и не содержит твердых обязательств.
24 В настоящее время правительство Канады применяет двусторонний подход к внедрению гендерного аспекта в торговые соглашения:
25 включение специфической главы, посвященной торговле и гендеру;
26 включение гендерных положений во все торговые соглашения.
27 Специфические главы по торговле и гендеру в обновленных соглашениях о свободной торговле Канада - Чили и Канада - Израиль, помимо традиционных деклараций в поддержку равенства и недискриминации между женщинами и мужчинами, содержат статьи по организации сотрудничества, конкретные обязательства по созданию комитета по торговле и гендерным вопросам и, в одном случае, параграф об урегулировании споров. В-целом, главы по гендерным вопросам в торговле соглашения между Канадой и Чили (глава N bis) [1] и соглашения о свободной торговле между Канадой и Израилем (13 глава) [2] весьма схожи. Они включают несколько общих положений, которые конкретизируются в следующих пунктах:
28 общие положения. Среди прочего, в подпунктах признается важность применения гендерного подхода к вопросам торговли, напоминается о необходимости достижения Цели устойчивого развития ООН «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» (ЦУР-5) и признается, что расширение участия женщин на рынке труда и их экономическая независимость способствуют устойчивому и инклюзивному экономическому росту;
29 международные соглашения. Стороны подтверждают свою приверженность эффективному осуществлению Декларации о торговле и расширении экономических прав и возможностей женщин и других соглашений, касающихся гендерного равенства, участниками которых они являются;
30 деятельность по сотрудничеству. Стороны признают пользу обмена опытом в разработке, осуществлении, мониторинге и укреплении политики и программ, направленных на поощрение участия женщин в национальной и международной экономике. Стороны поощряют участие своих соответствующих государственных учреждений, предприятий, профсоюзов, образовательных и исследовательских организаций, других неправительственных организаций и их представителей в мероприятиях по сотрудничеству. Определены несколько возможных областей сотрудничества, в частности, поощрение развития потенциала и повышения квалификации женщин на работе и в бизнесе; расширение доступа женщин к финансовым услугам; содействие представительству женщин в процессе принятия решений и на руководящих должностях в государственном и частном секторах, включая корпоративные советы; расширение доступа женщин к науке, технике и инновациям, а также их участия и лидерства в них; проведение гендерного анализа; обмен методами и процедурами сбора данных с разбивкой по признаку пола и анализа гендерной статистики, связанной с торговлей;
31 комитет по торговле и гендерным вопросам. Создается комитет, состоящий из представителей каждой стороны, который будет созываться по решению сторон и должен, среди прочего, организовывать мероприятия по сотрудничеству, давать рекомендации Комиссии по свободной торговле по вопросам, касающимся гендерной проблематики, и выполнять ряд других функций;
32 разрешение и урегулирование споров. В этом пункте соглашения значительно отличаются. В соглашении Канада – Израиль разрешается обращение сторон к механизму урегулирования споров, созданному в соответствии с соглашением. Соглашение Канада-Чили призывает стороны прилагать усилия для решения любых вопросов путем диалога и консультаций, и прямо запрещают сторонам пользоваться процедурами урегулирования споров в рамках соглашения.
33 В качестве второго направления включения гендерной проблематики в торговые соглашения правительство Канады рассматривается введение в торговые соглашения отдельных элементов, учитывающих гендерные аспекты. Эти элементы могут включать:
34 поощрение равенства в сфере занятости и устранения дискриминации по признаку пола на рабочем месте, устранение гендерного разрыва в оплате труда и препятствий для полноценного участия женщин в трудовом процессе;
35 положения о трансграничной торговле услугами, запрещающие дискриминацию по признаку пола, связанную с требованиями и процедурами лицензирования и профессиональной квалификации;
36 предложения, связанные с инвестициями, которые учитывали бы гендерные аспекты. В частности, стороны соглашения могут включить требование о назначении женщин на должности высшего руководства или совета директоров предприятия;
37 включение формулировок, направленных на продвижение гендерного равенства, в преамбулу соглашения;
38 другие положения [14].
39 Одним из ключевых моментов реализации обоих подходов и инструментов реализации является использование Канадой гендерного анализа. В отличие от многих стран, уже в 1995 г. правительство Канады взяло на себя обязательство использовать гендерный анализ плюс (ГА+) (Gender-based Analysis Plus) для продвижения гендерного равенства в Канаде в рамках ратификации Пекинской Декларации ООН 1995 г. Гендерный анализ – это инструмент, используемый для анализа того, как определенная политика правительства может повлиять на мужчин и женщин. «Плюс» в названии означает, что анализ охватывает не только различия между полами, но и расу, этническую принадлежность, религию, возраст, умственные и физические недостатки людей, а также то, как взаимодействие между этими факторами влияет на восприятие гражданами государственной политики и инициатив в различных сферах деятельности правительства Канады [5].
40 Как и любое нововведение, применение гендерного анализа в практической деятельности правительства Канады столкнулось с рядом сложностей. В 2015 г. Управление генерального аудитора Канады в качестве препятствий внедрения гендерного анализа в разработку политических, законодательных и программных инициатив указало на отсутствие требования к обязательному использованию ГА+. Как следствие, Управление рекомендовало использовать гендерный анализ обязательно [12]. Внутренний опрос департаментов правительства Канады в 2019 г. показал, что менее половины департаментов имеют план по реализации гендерного анализа, при этом большинство департаментов заявили, что им не хватает внутренних механизмов для его применения [19]. В январе 2021 г. Премьер-министр Джастин Трюдо сделал обязательным использование гендерного анализа + плюс в практике принятия решений правительства, указав о необходимости рассматривать государственную политику через межсекторальную призму c целью устранения системного гендерного неравенства [11].
41 Пример эффективного применения гендерного анализа правительством Канады - его использование в переговорном процессе по соглашению о свободной торговле между Канадой и МЕРКОСУР (Southern Common Market). В марте 2018 г. Канада начала переговоры по соглашению о свободной торговле с четырьмя полноправными членами торгового блока МЕРКОСУР – Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Во время запуска переговорного процесса правительство Канады объявило о своем намерении провести гендерный анализ для информирования о ходе переговоров. В соответствии с этим обязательством, Министерство международных дел Канады при поддержке других правительственных ведомств, впервые провело всесторонний количественный и качественный гендерный анализ по главам для текущих переговоров по соглашению о свободной торговле [13]. Применение гендерного анализа позволило информировать заинтересованные стороны о состоянии текущих переговоров с МЕРКОСУР, а также определить возможности для Канады внедрять новые, учитывающие гендерные аспекты и инклюзивные торговые положения, соответствующие потенциальным ответным мерам внутренней политики в случае, когда потенциальный эффект от включения положений по гендерному равенству не может быть достигнут посредством торгового соглашения.
42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

43 В течение многих лет участники торговых переговоров вели себя так, как будто торговля была гендерно нейтральной, а торговые соглашения не влияли ни на что, кроме самой торговли. В настоящее время пришло понимание того, что торговля влияет не только на экономику, но и на развитие, окружающую среду, условия труда и права человека людей во всем мире. Очевидно, что многое еще предстоит сделать для создания правовых и социальных условий в целях обеспечения гендерного равенства в каждой стране и во всем мире. Все больше и больше стран присоединяются к продвижению гендерного равенства в процессе переговоров и разработки новых торговых соглашений. Лидирующую роль в этом процессе играет Канада, где используются разнообразные подходы к введению гендерных положений в торговые соглашения. На наш взгляд, включение в соглашения отдельной главы по гендерному аспекту торговли должно сочетаться с применением гендерного анализа на всех этапах переговорного процесса и разработки новых торговых соглашений. Успешность и эффективность это подхода и демонстрирует правительство Канады, а опыт его применения заслуживает дальнейшего пристального изучения.

Библиография

1. Trade and Gender. Canada-Chili Free Trade Agreement. Appendix II – Chapter N bis. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/chile-chili/fta-ale/2017_Amend_Modif-App2-Chap-N.aspx (accessed 14.03.2022).

2. Trade and Gender. Canada-Israel Free Trade Agreement. Chapter Thirteen. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/israel/fta-ale/text-texte/13.aspx?lang=eng (accessed 14.03.2022).

3. Fontana M. 2016. Gender Equality in Trade Agreements, Directorate General for Internal Policies, European Parliament. Available at: http://www.europarl.europa.eu/supporting-analyses (accessed 16.01.2022).

4. Gender Equality. The United Nations Conference on Trade and Development. Available at: https://unctad.org/topic/gender-equality (accessed 24.01.2022).

5. Gender-based Analysis Plus (GBA+), Women and Gender equality Canada, Government of Canada. Available at: https://women-gender-equality.canada.ca/en/gender-based-analysis-plus/what-gender-based-analysis-plus.html (accessed 19.03.2022).

6. Informal Working Group on Trade and Gender, World Trade Organization. Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/womenandtrade_e/iwg_trade_gender_e.htm (accessed 10.03.2022).

7. Joint Declaration on Trade and Women’s Economic Empowerment on the Occasion of the WTO Ministerial Conference in Buenos Aires in December 2017. Available at: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc11_e/genderdeclarationmc11_e.pdf (accessed 22.02.2022).

8. Joint Ministerial Declaration on the Advancement of Gender Equality and Women’s Economic Empowerment within Trade. 12th WTO Ministerial Conference. Geneva, 30 November – 3 December 2021. Available at: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN21/4.pdf&Open=True (accessed 17.03.2022).

9. Larouche-Maltais A., MacLaren B. 2019. Making Gender-Responsive Free Trade Agreements. Ottawa: The Conference Board of Canada

10. Monteiro J.-A. 2018. Gender Related Provisions in Regional Trade Agreements. Staff Working Paper ERSD-2018-15-18. Economic Research and Statistics Division, World Trade Organization. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201815_e.pdf (accessed 20.01.2022).

11. Prime Minister of Canada Justin Trudeau. Minister for Women and Gender Equality and Rural Economic Development Supplementary Mandate Later. January 15, 2021. Available at: https://pm.gc.ca/en/mandate-letters/2021/01/15/archived-minister-women-and-gender-equality-and-rural-economic (accessed 21.03.2022).

12. Report 1 – Implementing Gender-Based Analysis. 2015 Fall Reports of the Auditor General of Canada. Available at: https://www.oag-bvg.gc.ca/internet/english/parl_oag_201602_01_e_41058.html#p61 (accessed 21.03.2022).

13. Summary of Initial GBA+ for Canada-Mercosur FTA Negotiations. Government of Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/gender_equality-egalite_genres/gba_plus_summary-acs_plus_resume.aspx?lang=eng (accessed 22.03.2022).

14. Trade and gender in free trade agreements: The Canadian approach. Government of Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/gender_equality-egalite_genres/trade_gender_fta-ale-commerce_genre.aspx?lang=eng (accessed 01.03.2022).

15. Trade and Gender. The World Bank. Available at: https://www.worldbank.org/en/topic/trade/brief/trade-and-gender (accessed 24.01.2022).

16. Treaty of Rome (EEC). European Parliament. Available at: https://www.europarl.europa.eu/about-parliament/en/in-the-past/the-parliament-and-the-treaties/treaty-of-rome (accessed 24.02.2022).

17. Women and Trade. International Trade Centre. Available at: https://www.intracen.org/itc/women-and-trade/ (accessed 23.01.2022)

18. Women and Trade. World Trade Organization. Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/womenandtrade_e/womenandtrade_e.htm (accessed 25.01.2022).

19. Wright T. Internal docs show many federal departments not meeting gender analysis targets. Toronto Star, February 2, 2019. Available at: https://www.thestar.com/news/canada/2019/02/02/internal-docs-show-many-federal-departments-not-meeting-gender-analysis-targets.html (accessed 19.03.2022).

20. Исраелян Е.В. 2021. Женское движение в Канаде: прошлое и настоящее. Женщина в российском обществе. № 2. С. 121–128. DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.9

21. Солдатенкова О.И. 2021. Гендерный фактор в торговых соглашениях. Российский внешнеэкономический вестник. №10. С.66-76. DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-66-76

22. Шведова Н. 2020. Гендерное равенство в приоритетах ООН. Международные процессы. Том 18, № 2 (61). С.31-47. DOI: 10.17994/IT.2020.18.2.61.3

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести