- Код статьи
- S268667300013363-9-1
- DOI
- 10.31857/S268667300013363-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 3
- Страницы
- 39-54
- Аннотация
Рассмотрены основные цели реализации стратегии США для Центральной Азии, которые носят разноплановый характер. Исследованы структура и состав ведомств и учреждений (организаций), используемые ими формы работы по оказанию влияния на развитие человеческого потенциала государств, финансовые показатели деятельности в 2018–2021 гг. В качестве основных инструментов реализации стратегии выделены экономические и культурно-образовательные проекты, программы международного военного сотрудничества. На основе анализа объёмов финансирования социально-экономических программ и интенсивности проведения мероприятий в сфере безопасности в качестве приоритетного государства в деятельности США выделен Узбекистан.
- Ключевые слова
- человеческий потенциал, социально-экономическое развитие, безопасность, США, Центрально-Азиатский регион
- Дата публикации
- 23.03.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 25
- Всего просмотров
- 1460
ВВЕДЕНИЕ
В 2019 г. Госдепартамент США принял документ «Стратегия США для Центральной Азии на 2019–2025 гг.: суверенитет и экономическое процветание» [1] (далее Стратегия), который демонстрирует концептуальную преемственность ранее изданным документам [2]. Выделяя регион как жизненно важный для интересов национальной безопасности США, Стратегия предусматривает:
- проведение политики по достижению и поддержанию независимости государств Центральной Азии от «злоумышленников» через усиление политических, экономических, военных и культурно-образовательных связей;
- создание энергетической инфраструктуры, позволяющей уменьшить зависимость от «внешних субъектов» (России и Китая. – В.Ц.) и обеспечить торговлю энергоресурсами;
- внедрение проамериканской модели политической системы, затрагивающей институты государственной власти, разработки национальной государственной политики и обеспечения её «прозрачности», выборов, прав человека, глобальной многосторонней дипломатии и выполнения норм международного права;
- создание экономических и иных условий, способствующих приходу на национальные рынки американских компаний и обеспечивающих рентабельность американского бизнеса;
- привлечение партнёров по платформе C5+1 (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и США. – В.Ц.) к участию в программах по поддержанию стабильности в Афганистане и развитию с ним связей в различных сферах;
- оказание помощи в борьбе с экстремистскими проявлениями, терроризмом и другими транснациональными проблемами [1].
Исходя из общего смысла документа и открытых данных, содержащих различные аспекты реализации Стратегии, основные усилия в проведении внешней политики Соединённые Штаты продолжают концентрировать на внедрении американских моделей и стандартов в экономике [3], культуре [4], образовании [5] и в других сферах, что оказывает непосредственное влияние на состояние и особенности развития человеческого потенциала – продолжительность и уровень жизни, качество образования, профессиональный опыт, образ жизни населения центральноазиатских государств [Бабинцев В.П., 2012].
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Для достижения целей Стратегии предусмотрено вовлечение в эту деятельность достаточно широкого круга гражданских и военных ведомств Соединённых Штатов, финансовых структур и неправительственных организаций. В их числе:
- Государственный департамент с подведомственными ему Агентством международного развития (далее АМР) и американскими посольствами в странах региона;
- Центральное командование вооружённых сил США (ЦЕНТКОМ)1, Национальная гвардия [6], Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности (DSCA) (далее АСОБ) и Командование по обеспечению безопасности вооружённых сил США (далее ЮСАСАК)2;
- Всемирный банк (ВБ), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) [7; 8] с привлечением американских компаний;
- образовательные учреждения: Американский университет Центральной Азии, американские советы по международному образованию, «американские уголки» [9] и общеобразовательные школы;
- «Фридом хауз» (Freedom House), Фонд «Открытое общество» (Фонд Сороса) и им подобные.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация Стратегии предусматривает разработку и выполнение ответственными органами ведомственных планов и программ [10]. Согласно документам финансового планирования деятельности в Центральной Азии Госдепартаменту на 2021 год выделено более 85 млн долл. (см. табл. 1).
Что касается воздействия на человеческий потенциал заинтересованными органами власти и организациями, то в этом отношении используются следующие формы работы:
1. По направлению «Продолжительность жизни» – реализация проектов в сфере здравоохранения АМР совместно с ВОЗ и другими партнёрами, в том числе по профилактике туберкулёза и ВИЧ-инфекции, а в условиях современной обстановки и по борьбе с коронавирусной инфекцией [12; 13].
Таблица 1
Объёмы финансирования реализации государственных программ СШАв Центральной Азии, тыс. долл., 2018 – 2021 гг.
Страна | 2018(фактически) | 2019(фактически) | 2020*(по плану) | 2021(по плану) |
Казахстан | 8 546 | 10 519 | 1 700 | 1 700 |
Кыргызстан | 35 123 | 36 984 | 8 600 | 20 200 |
Таджикистан | 41 109 | 49 905 | 14 250 | 28 450 |
Узбекистан | 28 022 | 37 970 | 14 440 | 35 240 |
Туркменистан | 4 158 | 3 961 | - | 200 |
*Снижение объёма финансирования в 2020 г., по всей видимости, связано с пандемией коронавирусной инфекции и введённых ограничений. [10; 11].
2. По направлениям «Профессиональный опыт и уровень жизни» – реализация совместных экономических проектов профильными ведомствами и компаниями по строительству газопроводов, электроэнергетических магистралей, оптико-волоконных линий, железных дорог, поддержке отдельных отраслей экономики (главным образом, туризма, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности) за счёт финансовых средств иностранных банков и фондов, по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса американскими компаниями, осуществлению закупок для военных нужд через контракты с местными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) [14; 15]. Мероприятия военно-технического сотрудничества, проводимые АСОБ и ЮСАСАК, направлены на диверсификацию номенклатуры вооружения, военной и военно-специальной техники и её переработку под соответствующие американские образцы. Осуществление таких закупок предполагает дальнейшее обучение личного состава, техническое обслуживание и поставку запасных частей [16].
В целом реализация экономических проектов позволяет: во-первых, создавать рабочие места и приобретать работниками профессиональный опыт, необходимый для дальнейшей интеграции местных бизнес-процессов с экономикой США; во-вторых, обеспечивать оперативную совместимость вооружённых сил государств платформы C5+1. В некоторых случаях реализация экономической политики напрямую влияет на трансформацию национально-культурных особенностей трудовой деятельности в стране. Например, в Узбекистане снятие запрета на экспорт хлопка и продукции из него, введённого коалицией правозащитных групп «Котон кампейн» (Cotton сampaign), штаб-квартира которой находится в Вашингтоне, стало возможным после отказа правительства в Ташкенте от использования «детского и принудительного труда» [17].
3. По направлениям «Уровень образования и образ жизни» – реализация социальных проектов в гражданской среде и проведение мероприятий по планам международного военного сотрудничества с личным составом национальных вооружённых сил. Социальные проекты в гражданской среде реализуются Госдепартаментом через АМР и посольства. Проекты предусматривают финансирование работ по сохранению национальных объектов культурного наследия, реализацию образовательных программ по изучению английского языка и обмену, организацию выступлений американских представителей культуры и искусства и иных целевых информационно-пропагандистских акций, как правило, приуроченных к государственным праздникам США и страны пребывания американского посольства, иным памятным и знаменательным датам. Особое внимание уделяется программам работы с молодёжью [18]. К примеру, в Таджикистане формируется сообщество граждан Таджикистана – выпускников американских учебных заведений в целях их «вовлечения и связывания, что позволило бы им развивать свой успех, поддерживать друг друга и содействовать дальнейшим обменам между США и Таджикистаном» [19]. С Узбекистаном подписаны два соглашения (меморандумы о взаимопонимании). Первое ввело в действие Трёхлетнюю программу поддержки партнёрских отношений между узбекскими университетами и высшими учебными заведениями США, работающими на территории Центральной Азии. Второе расширило финансирование программ обучения английскому языку в Узбекистане, охватывающих обучение студентов университетов, журналистов и других специалистов, преподавателей английского языка, а также обеспечило применение дистанционных технологий обучения и реализацию возможностей онлайн обучения как для преподавателей, так и для студентов. Подписание соглашений позиционировано как начало нового этапа американо-узбекского сотрудничества в области образования [20]. В 2020 г. в Кыргызстане прошла очередная кампания по приёму проектных заявок на программу книжных переводов [21]. В ходе акции принимались заявки от издательств, образовательных учреждений и неправительственных организаций на издание книг американских авторов, отражающих ценности Соединённых Штатов Америки и переведённых на киргизский язык.
ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Мероприятия по планам международного военного сотрудничества организует и проводит ЦЕНТКОМ во взаимодействии с другими силовыми структурами, в частности с Национальной гвардией. Они направлены на:
а) внедрение американских моделей принятия решений и управления силами и средствами в ходе военных действий;
б) привлечение воинских подразделений к участию в операциях за пределами национальных территорий;
в) культурный обмен между военнослужащими стран региона;
г) внедрение американских стандартов обучения и воспитания личного состава.
Как правило, мероприятия проводятся в форме официальных визитов военных делегаций, совместных конференций и учений (см. табл. 2).
Таблица 2
Мероприятия международного военного сотрудничества, 2017 – 2020 гг.
Страна | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Туркменистан (число мероприятий – 2) | 1. Участие в конференции представителей военных разведывательных органов государств; место проведения – штат Флорида.
2. Участие в конференции глав оборонных ведомств Центральной и Южной Азии в Ташкенте |
|||
Узбекистан (число мероприятий – 13) | 1. Совместные американо-узбекские занятия по организации связи в тактическом звене управления; Ташкент. 2. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2017»; Душанбе. | 1. Визит министра обороны Узбекистана в американское военное ведомство, встреча с Д. Трампом; Вашингтон. 2. Визит узбекской военной делегации в штаб ЦЕНТКОМ для участия в совместном планировании на 2019 фин.г.; штат Флорида. 3. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2018»; штат Массачусетс. 4. Совместное учение на горном полигоне «Фориш»; Узбекистан. 5. Визит американской военной делегации; Ташкент | 1. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2019»; Душанбе. 2. Совместное учение «Южный удар»; штат Миссисипи. 3. Участие в конференции глав оборонных ведомств Центральной и Южной Азии; Ташкент. 4. Визит командующего ЦЕНТКОМ в Узбекистан; Ташкент. 5. Визит американской делегации в военную академию Узбекистана; Ташкент. 6. Участие в конференции представителей военных разведывательных органов государств; штат Флорида. | 1. Совместное учение «Непобедимый страж-2020», Ташкент. |
Таджикистан (число мероприятий – 10) | 1. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2017»; Душанбе. 2. Совместное американо-таджикское антитеррористическое учение. 3. Визит военной делегации Таджикистана в штаб ЦЕНТКОМ, штат Флорида. 4. Визит командующего ЦЕНТКОМ в Таджикистан; Душанбе. 5. Визит заместителя командующего ЦЕНТКОМ в Таджикистан; Душанбе. | 1. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2018»; штат Массачусетс. 2. Визит командующего ЦЕНТКОМ в Таджикистан; Душанбе. | 1. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2019»; Душанбе. 2. Участие в конференции представителей военных разведывательных органов государств; штат Флорида. 3. Участие в конференции глав оборонных ведомств Центральной и Южной Азии; Ташкент. | |
Киргизия (число мероприятий – 4) | 1. Совместное учение «Региональное сотрудничество-2017», Душанбе. 2. Визит командующего Национальной гвардией штата Монтана; Бишкек. | 1.Участие в конференции представителей военных разведывательных органов государств; штат Флорида. 2. Участие в конференции глав оборонных ведомств стран Центральной и Южной Азии; Ташкент. 3. Визит директора по планированию и политике Центрального командования США; Бишкек. | ||
Казахстан (число мероприятий – 8) | 1. Визит военной делегации Казахстана в одну из частей Нацгвардии США; Аризона. 2. Американо-англо-казахское учение «Степной орёл-2017»; Казахстан. | 1. Визит командующего ЦЕНТКОМ в Казахстан, встреча с министром обороны Казахстана; Нур-Султан. 2. Направление миротворческого подразделения; Ливан. | 1.Американо-англо-казахское учение «Степной орёл-2019», Казахстан. 2. Визит военной делегации Казахстана в одну из частей Нацгвардии США для участия в совместных занятиях по техническому обслуживанию военной техники; штат Аризона. 3. Участие в конференции глав оборонных ведомств стран Центральной и Южной Азии; Ташкент. 4. Участие в конференции представителей военных разведывательных органов государств региона; штат Флорида. | |
Всего мероприятий | 11 | 9 | 18 | 1 |
[22]
Показательно содержание мероприятий в военной сфере. Так, в рамках официального визита министра обороны вооружённых сил Узбекистана в американское военное ведомство была проведена его встреча с президентом США Д. Трампом [23]. Согласно плану визита, рабочей группой совместно со штабом ЦЕНТКОМ был также проработан и подписан сторонами проект программы совместных мероприятий на следующий год. На учениях «Региональное сотрудничество» и «Степной орёл» отрабатывались варианты совместных действий в различных условиях обстановки. Особенностью учения по охране общественного порядка «Степной орёл-2019» явилось то, что в его ходе было практически отработано руководство многонациональными подразделениями. В рамках учения для придания реалистичности толпе, на блокирование которой направлялись действия подразделений, в состав толпы включались лингвисты, владеющие русским языком [24]. По отзыву командира одного из многонациональных подразделений, в состав которого входили таджикский взвод и британская пехотная эскадрилья, всего 55 военнослужащих, он узнал много нового о различиях и сходствах культурных особенностей стран-участниц прочувствовал проблемы, связанные с языковым барьером и с работой с личным составом через переводчиков.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В целях подготовки данных для оперативной корректировки планирующих и программных документов, позволяющих оказывать влияние на процессы развития человеческого потенциала, проводятся исследования постсоветского пространства [25]. Они позволяют на системной и легальной основе проводить мониторинг эффективности работы органов власти и выявлять тенденции социально-экономического развития стран – объектов наблюдения. Вокруг деятельности по реализации Стратегии формируется необходимый информационный фон. Помимо новостей в подконтрольных средствах массовой информации (радио «Свобода», «Азия плюс» и др.) на официальном сайте Госдепартамента США публикуются доклады о соблюдении прав человека, религиозной терпимости и по другим вопросам в центральноазиатских государствах. Подобные публикации не всегда однозначно воспринимаются правительствами этих стран, так как «применение национальных стандартов и механизмов оценки ситуации», – отмечалось в Заявлении МИД Таджикистана, «противоречит общепризнанным нормам международного права и является формой вмешательства во внутренние дела государств в целях оказания влияния на государственную политику» [26].
В целом деятельность Соединённых Штатов в Центральной Азии носит концептуально согласованный характер, для чего используются ресурсы правительственных учреждений, неправительственных организаций и американского бизнеса. В табл. 3 показаны объёмы финансирования, предусмотренные на 2021 фин. г., причём формулировки видов расходов достаточно показательно демонстрируют степень развития отношений Соединённых Штатов со странами региона.
Таблица 3
Качественные и финансовые характеристики международной деятельности США на 2021 фин. г. для стран Центральной Азии, тыс. долл.
Страна | Цели деятельности | Объём финансирования |
Казахстан | Наращивание правоохранительного, судебного и военного потенциала (обучение, оснащение, учения) | 900 |
Создание условий по нераспространению технологий изготовления оружия массового уничтожения | 800 | |
Кыргызстан | Наращивание правоохранительного, судебного и военного потенциала (обучение, оснащение, учения) | 2850 |
Диверсификация экономики и создание благоприятных условий для деятельности американских компаний | 3600 | |
Поддержка демократии и совершенствование структуры и работы государственного аппарата | 10950 | |
Укрепление финансовой и управленческой самодостаточности и технического потенциала ключевых организаций гражданского общества и государственных учреждений в целях более эффективной пропаганды большего уважения и внимания к правам человека для всех граждан, с особым вниманием к маргинализированным меньшинствам, находящимся в группе риска | 2600 | |
Таджикистан | Наращивание правоохранительного, судебного и военного потенциала (обучение, оснащение, учения) | 2950 |
Совершенствование структуры и работы государственного аппарата | 2050 | |
Повышение эффективности работы институтов гражданского общества и независимых средств массовой информации в целях укрепления демократии и повышения прозрачности государственного управления | 1960 | |
Повышение конкурентоспособности Таджикистана на региональных и международных рынках | 8,800 | |
Повышение качества здравоохранения, образования и социальных услуг населению в целях реализации гражданами в полной мере своего потенциал человеческого развития и внесение вклада в социально-экономическое развитие Таджикистана | 12690 | |
Туркменистан | Расширение сотрудничества между США и Туркменистаном в области безопасности путём развития более тесного партнёрства и укрепления доверия для обеспечения программ укрепления национальной и региональной стабильности | 200 |
Узбекистан | Укрепление сотрудничества в области безопасности и деятельности правоохранительных органов для противодействия транснациональным преступным организациям и защиты американских границ | 3040 |
Совершенствование контроля над cоблюдением Узбекистаном международных обязательств и осуществлением позитивных реформ в области прав человека | 2450 | |
Повышение доступа общественности к системе правосудия Узбекистана и доверия к ней в направлении более подотчётного и последовательного отправления правосудия, в том числе путём позитивных реформ | 5800 | |
Повышение качества услуг в области здравоохранения и безопасности, уровня их доступности для граждан | 5500 | |
Улучшение инвестиционного климата для внутренних и международных инвестиций | 2150 | |
Улучшение управления сельским хозяйством, энергетикой и природными ресурсами, которое развивает рынок для деятельности американских фирм и одновременно повышает стабильность и процветание за счёт сокращения продовольственной, водной и энергетической бедности | 6800 | |
Создание условий для повышения устойчивости населения Узбекистана к пагубной дезинформации и негативной пропаганде о Соединённых Штатах через лучшее понимание и признание американской культуры и ценностей | 1000 | |
Обеспечение перехода осуществляемых образовательными учреждениями Узбекистана образовательных программ к более полному соответствию международным стандартам на основе расширения академического сотрудничества и обмена с американскими институтами | 8500 |
[27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проводимые мероприятия по реализации «Стратегии США для Центральной Азии на 2019–2025 гг.» направлены, главным образом, на дальнейшее развитие отношений с Узбекистаном как в гражданской (табл. 1, 3), так и в военной сфере (табл. 2), а также на создание благоприятных условий для эффективной реализации Стратегии в других странах региона. Формы реализации Стратегии практически не отличаются от используемых Вашингтоном форм в других государствах мира, выступая инструментом «мягкой силы», использующей систему управления (политические ценности и общественные институты), технологический прогресс, культурное наследие, уровень развития экономики, вовлечённость в международную жизнь и образование [Крячкина Ю.А., 2019: 97].
Библиография
- 1. United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview) // U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/ (accessed 09.08.2020).
- 2. USAID. Central Asia. Regional Development Cooperation Strategy 2015-2020 // USAID. Official site. Available аt: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1861/RDCSCentralAsiaupdated20202.pdf (accessed 11.08.2020)
- 3. Стартовал проект USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды в Туркменистане. Available at: https://turkmenportal.com/blog/25104/startoval-proekt-usaid-po-razvitiyu-predprinimatelstva-i-biznessredy-v-turkmenistane (accessed 17.08.2020).
- 4. В Туркменистане проходит показ американских фильмов. Available at: https://turkmenportal.com/blog/24900/v-turkmenistane-prohodit-pokaz-amerikanskih-filmov (accessed 17.08.2020).
- 5. Между Узбекистаном и США подписано соглашение о содействии в разви-тии системы образования Узбекистана (DOAG). Available at: http://uza.uz/ru/society/uzbekistan-ssha-novyy-period-sotrudnichestva-v-sfere-obrazov-28-09-2019?sphrase_id=16849119 (accessed 17.08.2020).
- 6. National guard. Official site. Available at: https://www.nationalguard.mil/ (accessed 26.12.2020).
- 7. Туркменистан опроверг получение от США многомиллионной экономиче-ской помощи. Available at: https://turkmenportal.com/blog/26670/turkmenistan-oproverg-poluchenie-ot-ssha-mnogomillionnoi-ekonomicheskoi-pomoshchi (accessed 17.08.2020).
- 8. О мерах по реализации проекта «Модернизация сельского хозяйства Рес-публики Узбекистан» с участием Международного банка реконструкции и разви-тия и Международной ассоциации развития. Available at: http://uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-realizatsii-proekta-modernizatsiya-selskogo-khoz-11-08-2020?sphrase_id=16849119 (accessed 17.08.2020).
- 9. США намерены развивать работу сети своих культурных центров в Казах-стане. Available at: https://russian.rt.com/ussr/news/773263-gosdep-ssha-kazahstan-obrazovanie (accessed 17.08.2020).
- 10. Plans, Performance, Budget // U.S. Department of State. Official site. Available at: https://www.state.gov/plans-performance-budget/ (accessed 02.01.2021).
- 11. FY 2021 International Affairs Budget // U.S. Department of State. Official site. Available at: https://www.state.gov/fy-2021-international-affairs-budget/ (accessed 07.01.2021).
- 12. USAID. Официальный сайт. Available at: https://www.usaid.gov/node/55556 (accessed 02.01.20201).
- 13. USAID. Официальный сайт. Available at https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/fact-sheets/us-assistance-uzbekistan-covid-19 (accessed 02.01.2021).
- 14. Центком США заключил контракты с поставщиками Таджикистана на бо-лее чем 1 млн долл. Available at: http://news.tajweek.tj/view/otdel-centkoma-ssha-zaklyuchil-kontrakty-s-postavschikami-tadzhikistana-na-bolee-chem-1-mln/ (accessed 15.08.2020).
- 15. США готовят закупку систем вооружения в странах бывшего СССР. Availa-ble at: https://regnum.ru/news/polit/2938779.html (accessed 15.08.2020).
- 16. Uzbekistan receives Ravens to bolster border security. Available at: https://www.army.mil/article/218187/uzbekistan_receives_ravens_to_bolster_border_security (accessed 15.08.2020).
- 17. Почему это происходит? Available at: http://uza.uz/ru/world/pochemu-eto-proiskhodit-17-04-2020?sphrase_id=16849119 (accessed 17.08.2020).
- 18. США профинансируют работу с молодёжью в странах Центральной Азии. Available at: https://russian.rt.com/world/news/764047-ssha-centralnaya-aziya-obrazovanie (accessed 17.08.2020).
- 19. Конкурс проектных предложений по созданию сети выпускников образо-вательных программ правительства США. Available at: https://tj.usembassy.gov/ru/the-u-s-embassy-in-dushanbe-requests-project-proposals-to-run-and-consolidate-a-u-s-government-usg-alumni-network-in-tajikistan-ru-ru/ (accessed 20.12.2020).
- 20. Landmark U.S.-Uzbekistan Agreements Signed on Education and Culture // U.S. Department of State. Official site. 2018. 16 May. Available at: https://www.state.gov/landmark-u-s-uzbekistan-agreements-signed-on-education-and-culture/ (accessed 10.08.2020).
- 21. Программа Книжных Переводов 2020 // Посольство США в Кыргызской Республике. Официальный сайт. Available at: https://kg.usembassy.gov/ru/2020-book-translation-program-ru/ (accessed 02.01.2021).
- 22. U.S. Central Command Official site. Available at: https://www.centcom.mil/ (accessed 12.08.2020).
- 23. USCENTCOM and Uzbekistan discuss military cooperation // U.S. Central Command. Official site. 2018. 11-12 April. URL: https://www.centcom.mil/MEDIA/NEWS-ARTICLES/News-Article-View/Article/1495303/uscentcom-and-uzbekistan-discuss-military-cooperation/ (ac-cessed: 10.08.2020).
- 24. Eight days in, Steppe Eagle 19 participants showing progress, interoperability. Available at: https://www.army.mil/article/223787/eight_days_in_steppe_eagle_19_participants_showing_progress_interoperability (accessed 15.08.2020).
- 25. Госдеп выделит $2 млн в рамках программы изучения стран бывшего СССР. Available at: https://russian.rt.com/world/news/729240-gosdep-izuchenie-strany-sssr (accessed 17.08.2020).
- 26. Заявление Министерства иностранных дел Республики Таджикистан в свя-зи с докладом Государственного департамента США о ситуации с правами челове-ка в мире. Available at: https://khovar.tj/rus/2020/03/zayavlenie-ministerstva-inostrannyh-del-respubliki-tadzhikistan-v-svyazi-s-dokladom-gosudarstvennogo-departamenta-ssha-o-situatsii-s-pravami-cheloveka-v-mire/ (accessed 17.08.2020).
- 27. Congressional Budget Justification // U.S. Department of State. Official site. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/04/FY21-Supplementary-Tables-FINAL.pdf (accessed 08.01.2021).
- 28. Бабинцев В.П. 2012. Человеческий потенциал как научная категория. Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. №8, с. 223-229.
- 29. Крячкина Ю.А. 2019. «Мягкая сила» во внешней политике Японии: ключевые особенности. Проблемы национальной стратегии. №6 (57), c. 95-107.
2. Командование по обеспечению безопасности вооружённых сил США (USASAC) – орган военного управления, который реализует программы содействия безопасности вооружённых сил США, включая иностранные военные продажи оборонных изделий и услуг соответствующим иностранным правительствам. Является исполнительным органом АСОБ по иностранным военным продажам.