Понятие греха в «Этике» Пьера Абеляра
Понятие греха в «Этике» Пьера Абеляра
Аннотация
Код статьи
S2072-07260000616-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
112-125
Аннотация
Статья посвящена анализу трактата Пьера Абеляра «Этика, или Познай самого себя». В данной работе исследуется абеляровское понятия «греха» (peccatum) и его связь с понятиями «согласия» (consensus), «порока» (uicium), «воли» (voluntas), «презре­ния»(contemptus) и «намерения» (intentio). Особое место уделено особенностям важного для этики Абеляра понятия «намерения» и его сравнению с трактовкой «намерения»Ланской школой. Показана взаимозависимость некоторых этических идей Абеляра и этических тезисов из «писем» Элоизы. В статье обосновывается, что грех для Абеляра – это презрение к Богу вследствие согласия с тем, с чем согла­шаться не должно. При этом грех не есть «плохой поступок», «порок» или «злая воля». Грех есть не-благое «намерение». Несмотря на то, что Абеляр заимствует понятие «намерения» из теологии Ланской школы, его интерпретация уникальна и вписана в его общую концепцию греха, которая отличается как от идей Ланской школы, так и от концепции зла и греха у Аврелия Августина. Для Абеляра грех – личное намерение, поэтому он не может быть «передан». Поэтому Абеляр готов сделать вывод, что человек перенимает от Адама не вину, а лишь наказание. Несмотря на то, что гипотеза о взаимозависимости идей Элоизы и поздних теорий Абеляра не является самоочевидной, и понятие «греха» у Элоизы соответствует по смыслу абеляровскому понятию «порока», тем не менее, в их идеях есть общие ме­ста, например, мысль о том, что грех – следствие определенного «душевного состо­яния», что наказываться должно именно это «душевное состояние», а также другие тезисы, которые мы постарались осветить в данной статье.
Ключевые слова
Абеляр, Элоиза, этика, христианская этика, схоластика, грех, на­мерение, порок
Классификатор
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
573
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бугай Д.В. Комментарий Прокла Диадоха на Алкивиад I Платона. Методы философского истолкования // Вопросы философии. 2001.  4. С. 105‒118.
  2. Душин О.Э. Пьер Абеляр и формирование средневековой университетской учёности // Verbum. Вып. 7. СПб.: СПбГУ, 2004. C. 111‒132.
  3. Маслов Д.К. О спорах Бернарда Клервосского с Петром Абеляром и Гильбертом Пор­ретанским // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2008.  1. С. 43‒60.
  4. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994. 216 с.
  5. Петр Абеляр. История моих бедствий / Пер. с лат. С.С. Неретиной. М.: ИФ РАН, 2011. 125 с.
  6. Федотов Г.П. Абеляр // Федотов Г.П. Собр. соч.: в 12 т. Т. 1. М.: Мартис, 1996. С. 185‒274.
  7. Шишков А.М. На плечах гигантов. Очерки интеллектуальной культуры западноевро­пейского Средневековья VXIV вв. М.; СПб.: Университетская книга, 2016. 704 с.
  8. Anselms von Laon. Systematische Sentenzen / Hrsg. von F.P. Bliemetzrieder. Münster: Aschen­dorff, 1919. 260 S.
  9. Blomme R. La doctrine du péché dans les écoles théologiques de la première moitié du XIIesiècle. Louvain: Publications universitaires de Louvain, 1958. 385 p.
  10. Bloomfield M.W. The Origin of the Concept of the Seven Cardinal Sins // The Harvard Theolo­gical Review. 1941. Vol. 34. No. 2. P. 121‒128.
  11. Clanchy M.T. Abelard: A Medieval Life. Oxford: Blackwell, 1997. 436 p.
  12. Copleston F. A History of Medieval Philosophy. Indiana: University of Notre Dame Press, 1990. 416 p.
  13. Courcelle P. «Connais-toi toi-même», de Socrate à saint Bernard. Paris: Études Augustiniennes, 1975. 790 p.
  14. Foucault M. L’Hermeneutique du sujet: Cours au Collège de France (1981‒1982). Paris: Seuil, 2001. 560 p.
  15. Gilson E. La Philosophie au Moyen Âge. Paris: Payot, 1988. 782 p.
  16. In the Garden of Evil: The Vices and Culture in the Middle Ages / Ed. by R. Newhauser. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 2005. 568 p.
  17. Lottin O. Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siècles. T. IV. Gembloux: J. Duculot, 1954. 944 p.
  18. Luscombe D.E. The School of Peter Abelard: The Influence of Abelard’s Thought in the Early Scholastic Period. Cambridge: Cambridge University Press, 1969. 360 p.
  19. Luscombe D.E. The Ethics of Abelard: some further consideration // Peter Abelard. Proceedings of the International Conference / Ed. by E.M. Buytaert. Leuven: University Press; The Hague: Nijhoff, 1974. P. 65‒84.
  20. Mann W.E. God, Belief, and Perplexity. Oxford: Oxford University Press, 2016. 272 p.
  21. Marenbon J. The philosophy of Peter Abelard. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. xx, 373 p.
  22. Marenbon J. Life, milieu, and intellectual contexts // The Cambridge Companion to Abelard / Ed. by J.E. Brower and K. Guilfoy. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2004. P. 14‒44.
  23. Mews C.J. Abelard and Heloise. Oxford: Oxford University Press, 2005. 308 p.
  24. Migne J.P. Patrologia Latina. Vol. 180. Parisiis, 1855. 950 p.
  25. Murray A.V. Abelard and St. Bernard: A study in twelfth century «modernism». Manchester: Manchester University Press, 1967. 167 p.
  26. Peter Abelard’s Ethics / Ed. with intro., english trans. and notes by D.E. Luscombe. Oxford: Oxford University Press, 1979. 144 p.
  27. Petrus Abaelardus. Dialogus inter Philosophum, Iudaeum, et Christianum / Ed. F.H. Rheinwald. Berolini: Chr. Fr. Enslin, 1831.
  28. Petrus Abaelardus. Historia calamitatum sive Ad amicum suum consolatoria / Ed. J. Monfrin. Paris: J. Vrin, 1978. 125 p.
  29. Petrus Abaelardus. Opera theologica II / Ed. E.M. Buytaert. Turnhout: Brepols, 1969. 510 p.
  30. Remusat C. Abélard. T. 2. Paris: Librairie Philosophique de Ladrange, 1845. 563 p.
  31. The Letter Collection of Peter Abelard and Heloise / Ed. with a revised trans. by D.E. Lus­combe. Oxford: Oxford University Press, 2013. 792 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести