«Небесный Адам» и еврейская каббала в ев­ропейской религиозно-философской мысли конца XVII – начала XVIII вв.
«Небесный Адам» и еврейская каббала в ев­ропейской религиозно-философской мысли конца XVII – начала XVIII вв.
Аннотация
Код статьи
S2072-07260000616-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
49-67
Аннотация
В статье предпринят анализ различных интерпретаций представления о предвеч­ном, архетипическом человеке (ивр. Адам Кадмон), заимствованного европейскими мыслителями XVII – начала XVIII вв. из традиции еврейского мистицизма (каб­балы). Европейские авторы, познакомившиеся с этой идеей благодаря контактам с представителями каббалы, их сочинениям и переводам, активно использовали ее при разработке собственных взглядов. Проводя параллель между Адамом Кадмо­ном и «предвечным Христом», по образу которого был сотворен мир и человек, эти мыслители стремились обосновать представление о единстве человечества и Церк­ви, а также возможность всеобщего спасения. Адам Кадмон, или «предвечный Хри­стос» понимается ими как «единый источник, или единственная причина всякого порождения», «инструмент и посредник для всего, что последовало за начальным» и «совершенная причина совершенных причин». Воспринятые европейскими авто­рами из каббалы идеи оказали заметное влияние на понимание ими природы ипо­стасей Троицы как модусов единой субстанции, а также на метафизическое объяс­нение несовершенства мира (результата грехопадения) и смысла Воплощения как восстановления изначальной совершенной фигуры предвечного человека.
Ключевые слова
христианство, каббала, еврейская философия, иудаизм, Христос, Адам Кадмон, Лейбниц
Классификатор
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
641
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бурмистров К.Ю. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоуда­лении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // История фило­софии / History of Philosophy. 2009. № 14. С. 3‒44.
  2. Бурмистров К.Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М.: ИФ РАН, 2013. 266 с.
  3. Бурмистров К.Ю. Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мисти­цизме // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 97‒117.
  4. Виталь Х. Эц хаим [Древо жизни]. Иерусалим, 1866. 154, 37 л. (На иврите)
  5. Ѓеррера А.К. де. Бейт Элоѓим. Шаар ѓа-шамаим [Дом Господа. Небесные врата] / Пер. с исп., введ. и коммент. Н. Йоша. Иерусалим: Махон Бен-Цви, 2002. VIII, 649 p. (На иврите)
  6. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. / Пер. Я.М. Боровского и др. М.: Мысль, 1982‒1989.
  7. Орлов А.А. Зеркала Всевышнего: небесный двойник человека в иудейской апокалиптике. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2018. 384 с.
  8. Сэфер ѓа-зоѓар аль хамиша хумше Тора [Книга Сияния]: в 10 т. Иерусалим: Ярид ѓа-сфа­рим, 1998. (На арамейском и иврите)
  9. Altmann A. Lurianic Kabbalah in a Platonic Key // Jewish Thought in the 17thCentury / Ed. by I. Twersky and B. Septimus. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 1987. P. 1‒37.
  10. Antognazza M.A. Leibniz on the Trinity and the Incarnations. Reason and Revelation in the Se­venteenth Century. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 2007. xxv, 322 p.
  11. Beltran M. The Influence of Abraham Cohen de Herrera's Kabbalah on Spinoza’sMetaphysics. Leiden: Brill, 2016. IX, 449 p.
  12. Benz E. La Kabbale chrétienne en Allemagne du xvi au xviii siècle // Kabbalistes Chrétiens / Éd. par A. Faivre, F. Tristan. Paris: Albin Michel, 1979. P. 89‒148.
  13. Burmistrov K. Die hebräischen Quellen der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. 2002. BdXII. S. 341376.
  14. Burmistrov K. The Christian Kabbalah and Jewish Universalism // От Библии допостмодер­на. Статьи по истории еврейской культуры / Отв. ред. В.В. Мочалова. М.: Книжники; Текст, 2009. С. 150‒176.
  15. Chajes J.H. Durchlässige Grenzen: Die Visualisierung Gottes zwischen jüdischer und christli­cher Kabbala bei Knorr von Rosenroth und van Helmont // Morgen-Glantz. 2017. Bd. 27. S. 99147.
  16. Conway A. The Principles of the Most Ancient and Modern Philosophy / Ed. by A.P. Coudert, T. Corse. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. 73 p.
  17. Coudert A. Henry More, the Kabbalah, and the Quakers // Philosophy, Science, and Religion in England, 1640‒1700 / Ed. by R. Kroll et al. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992. P. 31‒67.
  18. Coudert A. The Kabbala Denudata: Converting Jews or seducing Christians? // Jewish Chris­tians and Christian Jews / Ed. by R.H. Popkin, G.M. Weiner. Dordrecht: Kluwer, 1994. P. 73‒96.
  19. Coudert A. Leibniz and the Kabbalah. Dordrecht: Kluwer, 1995. 218 p.
  20. Coudert A. The Impact of the Kabbalah in the Seventeenth Century. Leiden: Brill, 1999. 418 p.
  21. Crocker R. Henry More. Dordrecht: Kluwer, 2003. 278 p.
  22. Farmer S.A. Syncretism in the West: Pico’s 900 Theses (1486). Temple (AZ): AZ MRTS, 1998. 596 p.
  23. Foucher de Careil L.A. Leibniz, la philosophie juive et la Cabale. Paris: Auguste Durand, 1861. 75 p.
  24. Francis Mercury van Helmont’s Sketch of Christian Kabbalism / Ed. by S.A. Spector. Leiden: Brill, 2012. 184 p.
  25. Ginzberg L. The Legends of the Jews. Vol. V. Philadelphia: The Jewish Publ. Soc. of America, 1925. 450 p.
  26. Goshen-Gottstein A. The Body as Image of God in Rabbinic Literature // Harvard Theological Review. 1994. No. 87 (2). P. 171‒195.
  27. Herrera A.C. de. Gate of Heaven / Trans. by K. Krabbenhoft. Leiden: Brill, 2002. 548 p.
  28. Hutton S. From Christian Kabalism to Kabalistic Quakerism // Christliche Kabbala/ Hrsg. von W. Schmidt-Biggemann. Ostfildern: Thorbecke, 2003. S. 199‒200.
  29. Hutton S. Anne Conway: A Woman Philosopher. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. 280 p.
  30. Idel M. Messianic Mystics. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1998. 451 p.
  31. Idel M. Ben: Sonship and Jewish Mysticism. L.; N.Y.: Continuum 2007. 725 p.
  32. Kabbala Denudata, seu Doctrina Hebraeorum Transcendentalis et Metaphysique atque Theo­logica / Ed. by Ch. Knorr von Rosenroth. Vol. I–II. Sulzbach: A. Lichtenthaler; Frankfurt a/M.: J.D. Zunner, 1677‒1684.
  33. Lærke M. Three texts on the Kabbalah: More, Wachter, Leibniz, and the philosophy of the He­brews // British Journal for the History of Philosophy. 2017. No. 25 (5). P. 10111030.
  34. Leibniz G.W. Essais de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l’homme et l’origine du mal. 2 Vols. Amsterdam: F. Changuion, 1747.
  35. More H. Opera Omnia. 3 Vols. L.: J. Maycock, 1675‒1679.
  36. Necker G. Humanistische Kabbala im Barock. Berlin; Boston: De Gruyter, 2011. 310 S.
  37. Schmidt-Biggemann W. Geschichte der christlichen Kabbala. Bd. 1‒3. Stuttgart: Frohmann – Holzboog, 2012‒2013.
  38. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem: Keter, 1974. 492 p.
  39. Scholem G. Origins of the Kabbalah. Princeton: Princeton Univ. Press, 1987. XVI, 487 p.
  40. Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead. N.Y.: Schocken, 1991. 328 p.
  41. Seyoon Kim. The Origin of Paul’s Gospel. Eugene (OG): Wipf & Stock, 1981. 402 p.
  42. Tatian, Theophilus, and The Clementine Recognitions / Ed. by A. Roberts and J. Donaldson. Edinburgh: T. & T. Clark, 1867. 485 p. (Ante-Nicene Christian Library. Vol. III)
  43. The Clementine Homilies. The Apostolic Constitutions / Ed. by A. Roberts and J. Donaldson. Edinburgh: T. & T. Clark, 1870. 340, 280 p. (Ante-Nicene Christian Library. Vol. XVII)
  44. Stroumsa G. Form(s) of God: Some Notes on Metatron and Christ // Harvard Theological Re­view. 1983. No. 76 (3). P. 269‒288.
  45. [Van Helmont F.M.] Adumbratio Kabbalae Christianae. Frankfurt a/M.: J.D. Zunner, 1684. 70 p.
  46. Van Helmont F.M. The Paradoxal Discourses Concerning the Macrocosm and Microcosm. L.: J.S. and F. Collins, 1685. 215 p.
  47. [Van Helmont F.M.] The Divine Being and its Attributes. L.: R. Taylor, 1693. 240 p.
  48. [Van Helmont F.M.] Seder Olam, or, The order, series or succession of all the ages, periods, and times of the whole world. L.: S. Howkins, 1694. 236, [3] p.
  49. Vileno A.M. Enjeu d’une ception: la figure d’adam kadmon dans la Kabbala denudata de Knorr de Rosenroth // Esthétique et Spiritualité: Circulation des modèles en Europe / Éd. par B. Decharneux et al. Paris: EME, 2012. P. 43‒56
  50. Wolfson E.R. Venturing Beyond: Law and Morality in Kabbalistic Mysticism. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2006. 390 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести