1 Подробнее см.: Geschichtswissenschaft und ‘performative turn’: Ritual, Inszenierung und Performanz von Mittelalter bis zur Neuzeit / Hg. J. Martschukat and S. Patzold. Koln, 2003.
2 За рамками статьи остался ряд перформативных форм, среди которых на материале XVII в. наиболее изучены практики межличностной коммуникации и риторические перформансы. Подробнее см.: Zakharine D. Von Angesicht zu Angesicht. Der Wandel der direkten Kommunikation in der west- und osteuropaischen Modeme. Konstanz, 2005; Сазонова JI.K Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.
3 См. подробнее: Гоффман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. М., 2003; Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб., 2011.4 Часто эта критика была основана на словах Иоанна Златоуста, благодаря чему в историографии утвердилось представление о скоморошестве как языческом феномене. Ср. с католической и протестантской критикой театра: Barnish J. The Antitheatrical Prejudice. Berkeley; Los Angeles, 1981. P. 66-220; Enders J. Of Protestantism, Performativity, and the Threat of Theater // Mediaevalia. 1999. Vol. 22. Special Issue. P. 55-74; Dox D. The Idea of the Theater in Latin Christian Thought: Augustin to the Fourteenth Century. AnnArbor, 2004.
5 Серёгина H. С. Древнерусское храмовое действо как предтеча театра в России // Музыкальный театр: Сборник научных трудов. СПб., 1991. С. 110-124. О парадоксальной связи игрового и религиозного элемента в средневековой культуре см.: Warning R. Funktion und Struktur: Die Ambivalenzen des geistlichen Spiels. Munchen, 1974; Enders J. Performing Miracles: The Mysterious Mimesis of Valenciennes (1547) // Theatrically / Ed. T.C. Davis and T. Postliwait. Cambridge, 2003. P. 40-64; Fischer-Lichte E. Theater und Fest: Anmerkungen zum Verhaltnis von Theatralitat und Ritualitat in den geistlichen Spielen des Mittelalters // Transformationen des Religiosen: Performativitat und Textualitat in geistlichen Spiel / Hg.I. Kasten und E. Fischer-Lichte. Berlin, 2007. S. 3-17. Подробнее о термине см.: Действа литургические // Православная энциклопедия. Т. XIV. М., 2006. С. 321.
6 Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действа в России XVI-XVII вв. (на примере «Пещного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье). Дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2006; Терентьева П. В. Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо». Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.
7 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск, 2003. С. 263-265.8 Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. II: Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 2001. С. 423—432. Цитата на с. 431.
9 Иоанн Златоуст. Маргарит. М., 1641. Л. 465.
10 Стенникова П.А. Указ. соч. С. 67.
11 РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 347, л. 1—4; Седов П. В. Походы царя Фёдора Алексеевича в Коломенское // Коломенское: Материалы и исследования. Вып. 13. М., 2011. С. 58-86.
12 Подробнее см.: Плетнёва А. А. Скоморох и скоморошество: К истории слов и понятий // Эволюция понятий в свете истории русской культуры. М., 2012. С. 93-108.
13 Петрей 77. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. М., 1997. С. 425; Олеарий А. Указ. соч. С. 36; РГАДА, ф. 53, д. 9 (1644 г.), л. 2-5.
14 Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. II: Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 2000. С. 293.15 Там же. С. 282.
16 РГАДА, ф. 396, оп. 2, д. 284, л. 346 об.-349.
17 Ср.: Котлярчук А. С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII века: Официальные церемонии и крестьянская обрядность. СПб., 2001.
18 Олеарий А. Указ. соч. С. 176; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Вып. 1: Время патриаршества Иосифа. М., 1887. С. 172; Полосин И. И. «Игры в царя»: (Отголоски Смуты в московском быту XVII в.) // Известия Тверского педагогического института. Вып. 1. Тверь, 1926. С. 59-63.
19 О сходстве процессов, проходивших в России и Европе, см.: Вайгачев С. А. Духовная культура переходного времени от средневековья к новому времени в России и Западной Европе. Некоторые типологические параллели // Русская культура в переходный период от средневековья к новому времени. М., 1992. С. 46-78.
20 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею (далее - АИ). Т. III. СПб., 1841. № 92. С. 96.
21 Материалы для истории раскола. Т. 1. М., 1874. С. 260-263; Рождественский Н.В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в. (Челобитная нижегородских священников 1636 года в связи с первоначальной деятельностью Ивана Неронова) // ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Смесь. С. 1-31; Житие протопопа Аввакума // Памятники литературы Древней Руси. XVII в. Кн. 2. М., 1989. С. 357, 642.
22 Иванов П. И. Описание Государственного архива старых дел. М., 1850. С. 296-299; Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975. С. 85-89, 173-175.
23 АИ. Т. IV. СПб., 1842. № 35. С. 124-126.24 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспе-дициею императорской Академии наук. Т. IV. СПб., 1836. № 98. С. 138-139.
25 Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968 (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е. 1-39). С. 17.
26 К примеру, в 1671 г. в Москве задержали музыкантов, людей бояр Воротынского и Долгорукова, а в 1686 г. задержанных стрельцами «гудошников и волынщиков» отбили неизвестные вооружённые люди {Булгаков М. Б. Скоморохи в русском городе XVII в. // Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI-XVIII вв.). Проблемы культуры и культурного наследия: Доклады Третьей научной конференции (Муром, 17-20 мая 2000 г.). М., 2003. С. 192-200).
27 Каптерев Н. Ф. Указ. соч. С. 171-173.
28 Jensen C.R. Musical Cultures in Seventeenth-Century Russia. Bloomington, 2009. P. 10-24.
29 Временник Ивана Тимофеева. М.; JI., 1951. С. 89.
30 Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесённых в Хронографы русской редакции. М., 1869. С. 409.
31 Одесский М. П. Поэтика русской драмы: вторая половина XVII - первая треть XVIII в. М., 2004. С. 35; Антонов Д.И. Потешный ад Лжедмитрия, или монстр на Москве-реке // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2. М., 2013. С. 45-56.32 Устрялов Н.Г. Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Ч. 3. СПб., 1832. С. 159.
33 Jensen C.R. Op. cit. P. 166-167.
34 Вести-Куранты. 1600-1639 гг. М., 1972. С. 54.
35 Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. II. С. 286-288.
36 РГАДА, ф. 396, оп. 2, ч. 1, кн. 292, л. 45, 57.
37 Там же, on. 1, д. 2853, л. 2.
38 Черная Л. А. Повседневная жизнь московских государей в XVII веке. М., 2013. С. 368.
39 РГАДА, ф. 396, оп. 2, ч. 1, кн. 292, л. 269 об., 270.
40 Черная Л. А. Указ. соч. С. 368.
41 Люцидарская А. А. Несостоявшаяся авантюра. Из истории переселения «иноземцев» в Сибирь в XVII в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 82-86.42 Майер И., Шамин С.М. Псковское театральное лето 1644 года // Родина. 2013. № 8. С. 64-67; Maier I., Samin S. Strassburger Mummenschanz im russischen Pleskau im Jahre 1644? Eine deutsche Schaustellertruppe versucht ihr Gliick im Zarenreich // Jahrbiicher fur Geschichte Osteuropas. 2016. Bd. 64. № 1. S. 1-25.
43 СедовП.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века. М., 2006. С. 140, 214-215.
44 Вести-Куранты. 1648-1650 гг. М., 1983. С. 159.
45 Там же. С. 185.46 Статейный список посольства дворянина и Боровского наместника Василья Лихачёва во Флоренцию в 7167 (1659) годе // Древняя российская вивлиефика. Ч. 4. М., 1788. С. 350-351.
47 Комедией в XVII в. могли назвать любое театральное представление или драму. Особенности содержания пьесы иногда уточняли: «прохладной комедией» называли произведения развлекательного характера, а «жалобной комедией» - пьесы с трагическим окончанием. Подробнее см.: Берков 77. 77. Из истории русской театральной терминологии XVII-XVIII веков // Труды отдела древнерусской литературы (далее - ТОДРЛ). Т. 11. Л., 1955. С. 280-299.
48 Гурлянд И. Я. Иван Гебдон, комиссариус и резидент: (Материалы по истории администрации Московского государства второй половины XVII века). Ярославль, 1903. С. 49.
49 В отсутствие актёров царь Алексей Михайлович стал пользоваться услугами польских сиповщиков выборного полка А. Шепелева. Подробнее см.: Восстание 1662 г. в Москве: Сборник документов. М., 1964. С. 93; Малое А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории. 1656-1671 гг. М., 2006. С. 221-224.
50 Jensen С. R., Powell J. S. A Mess of Russians Left Us But of Late: Diplomatic Blunder, Literary Satire, and the Muscovite Ambassador’s 1668 Visit to Paris Theatres // Theatre Research International. 1999. Vol. 24. № 2. P. 131-144; Новоселов В.P. Русское посольство во Францию 1668 г.: Два отчёта об одной миссии // Иноземцы в России в XV-XVII веках. М., 2006. С. 355.
51 Jensen С., Maier 7. Orpheus and Pickleherring in the Kremlin: The «Ballet» for the Tsar of February 1672 // Scando-Slavica. 2013. Vol. 59. № 2. P. 145-184; idem. Pickleherring Return to the Kremlin: More New Sources on the Pre-History of the Russian Court Theatre // Ibid. Vol. 61. № 1. P. 7-56.52 Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре // ЧОИДР. 1914. Кн. 2. С. 1, 6, 7, 21-23; Jensen С., Maierl. Pickleherring Return to the Kremlin... P. 17-18.
53 Первые пьесы русского театра. М., 1972. С. 76.
54 Богоявленский С.К. Московский театр... С. V-VI, 12, 14, 30, 39, 40, 74, 76; Первые пьесы русского театра. С. 55-57, 60. Увлечение театром не обогатило Газенкруга. С 1675 г. его гамбургские хозяева безуспешно пытались вернуть его на родину для предания суду за неаккуратность в финансовых вопросах, однако русское правительство встало на его защиту (см.: РГАДА, ф. 44, on. 1, д. 1 (1675 г.), л. 1^44).
55 Богоявленский С.К. Московский театр... С. 29.
56 Там же. С. 37.51 Державина О. А. Пьеса о царе Навуходоносоре на европейской сцене XVII в. // ТОДРЛ. Т. 24. Л., 1969. С. 272-275.
58 Ранняя русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. М., 1972. С.313- 329.
59 Николаев С.И. Русские интермедии XVII в.: новые материалы // ТОДРЛ. Т. 55. СПб., 2004. С. 423—426.
60 Одесский М. П. Театр власти и власть театра: «бояре на сцене» в книге Я. Рейтенфельса «О Московии» // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2001. № 4. С. 8-10.
61 Подробнее см.: Холодов Е.Г. К истории старинного русского театра (несколько уточнений) // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1981. Л., 1983. С. 151-152.
62 Богоявленский С.К. Московский театр... С. 51, 60; он же. Научное наследие. О Москве XVII века. М., 1980. С. 43, 149, 157; Лаврентьев А. В. Грамматическое училище в Московской Бронной слободе // История СССР. 1991. № 3. С. 197-198.
63 Богоявленский С.К. Московский театр... С. 48, 55-57, 61, 62, 64-65, 70.64 Каган М. Д. «Комедия о Бахусе с Венусом» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: XVII в. Ч. 2. СПб., 1993. С. 176.
65 Бубнов Н.Ю., Демкова Н. С. Вновь найденное послание из Москвы в Пустозерск «Возвещение от сына духовнаго ко отцу духовному» и ответ протопопа Аввакума (1676 г.) // ТОДРЛ. Т. 36. JL, 1981. С. 127-150. Протопоп Аввакум упоминает ещё про одного персонажа этой пьесы - архангела Михаила, явившегося с мечом к Адаму и Еве после их грехопадения (Русская историческая библиотека. Т. 39. М., 1927. Стб. 466).
66 Богоявленский С.К. Московский театр... С. 55.
67 Jensen C.R. Op. cit. P. 201.
68 Ср.: Робинсон A.H. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974. С. 119; Алпатов С. В., Шамин С. М. Игры детей в культуре допетровской Руси // Российская медиевистика на рубеже XXI века. Berlin, 2016 (в печати).69 Робинсон А.Н. Борьба идей... С. 111-112, 132.
70 Державина О. А. Жанровая природа первых русских пьес // Новые черты в русской литературе и искусстве: (XVII - начало XVIII в.). М., 1976. С. 62-72.
71 Богоявленский С.К. Московский театр... С. 10, 29, 32, 51.
72 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 189.
73 Державина О. А. К вопросу сравнительно-исторического изучения европейской и русской драматургии XVII в. (Традиции средневековья и новые элементы в пьесах XVII в. об Иосифе) // Славянские литературы: VI Международный конгресс славистов (Прага, август 1968 г.): Доклады советской делегации. М., 1968. С. 141-165; Робинсон А.Н. Первый русский театр как явление европейской культуры // Новые черты в русской литературе и искусстве: (XVII - начало XVIII в.). М., 1976. С. 8-27.
74 Symes С. The History of Medieval Theatre / Theatre of Medieval History: Dramatic Documents and the Performance of the Past // History Compass. 2009. № 7. P. 3.
75 Назвать публичным контролем интерес старообрядцев к постановкам придворного театра было бы натяжкой.
76 Форстен Г.В. Датские дипломаты при московском дворе во второй половине XVII в. // Журнал Министерства народного просвещения. 1904. Ч. 355. С. 144. Прим.77 Одесский М. 77. К истории русской драмы и театра в правление Фёдора Алексеевича // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53). С. 99-100.
78 Седов П. В. Закат Московского царства. С. 233, 243, 244.
79 Там же. С. 253-260.
80 См., например: Демкова Н. С. Неизвестные и неизданные тексты из сочинений протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 21. М.; Л., 1965. С. 227, 229.
81 Сазонова Л. И. Указ. соч. С. 340-345.
82 Крюгер А. Самодеятельный театр при Петре I // Старинный спектакль в России: Сборник статей. Л., 1928. С. 359-385; Робинсон А.Н. Доминирующая роль русской драматургии и театра как видов искусства в эпоху Петровских реформ // Славянские культуры в эпоху формирования и развития славянских наций XVIII-XIX вв.: Материалы международной конференции ЮНЕСКО. М., 1978. С. 176-182; Зицер Э. Царство Преображения: Священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого. М., 2008.
83 Гадло А. В. Бытовой уклад жизни первых Романовых и русская народная культура XVII в. // Исторический опыт русского народа и современность. Ч. 2. СПб., 1995. С. 109-123.
84 Подробнее о публичной сфере см.: Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society / Transl. by T. Burger with the assistance of F. Lawrence. Cambridge, 1991; Beyond the Public Sphere: Opinions, Publics, Spaces in Early Modem Europe / Ed.M. Rospocher. Bologna; Berlin, 2012. О взаимосвязи театра и публичной сферы см.: Wiles D. Theatre and Citizenship: The History of a Practice. Cambridge, 2011.85 Д. С. Лихачёв говорил о появлении театра в связи с «отступлением фольклора». Подробнее см.: Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. С. 65-67.
86 Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII в. М., 1990. С. 199-214; Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб., 2001. С. 22—44; Сазонова Л. И. Указ. соч. С. 145-165. Увлечение двора риторикой вызвало небывалую дискуссию между её сторонниками и противниками (Успенский Б. А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVI-XVII вв.) // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 2: Язык и культура. М., 1994. С. 7-25).
87 Enders J. Rhetoric and the Origins of Medieval Drama. Ithaka, 1992.
88 Робинсон А.Н. Борьба идей... С. 96.
89 Ср.: Богданов К. А. О крокодилах в России: Очерки из истории заимствований и экзотиз-мов. М., 2006. С. 68-104.
90 Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Матфея. Ч. I. М., 1664. Л. 69, 69 об.; Севастьянова С. К. Новонайденное сочинение о Патриархе Никоне // Культура, история и литература русского мира: общенациональный и региональный аспекты: Сборник статей и материалов всероссийской научной конференции с международным участием «Человек и мир человека». Барнаул, 2014. С. 356.
91 Ср.: Седов П. В. Закат Московского царства. С. 548-550; Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М., 2008. С. 83-84.
92 Такая дистанцированность была закономерна в условиях разрушения церковнославянско-русской диглоссии {Успенский Б. А. История русского литературного языка. М., 2002. С. 472^196).93 О важной роли мигрантов в культурном и технологическом трансфере см.: Innovation and Creativity in Late Medieval and Early Modem European Cities / Ed.K. Davids and B. De Munk. Aldershot, 2014.
94 В большей степени это влияние изучено на примере театра, риторики и панегирической поэзии (Робинсон А.Н. Борьба идей... С. 94-193; Дёмин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. С. 478^488, особенно 486; Сазонова Л.И. Указ. соч. С. 340-345).
Комментарии
Сообщения не найдены