Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Выпуски
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Выпуск №8
>
Традиционная африканская культура в контексте современности. Между архаикой и модернизацией
Традиционная африканская культура в контексте современности. Между архаикой и модернизацией
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Традиционная африканская культура в контексте современности. Между архаикой и модернизацией
8
Традиционная африканская культура в контексте современности. Между архаикой и модернизацией
Наталия Ксенофонтова
Аннотация
Код статьи
S032150750027145-1-1
DOI
10.31857/S032150750027145-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Львова Э.С. Традиции в постколониальной Африке южнее Сахары
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ксенофонтова Наталия Александровна
Связаться с автором
ORCID:
0000-0002-7225-1007
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Выпуск №8
Страницы
79-82
Аннотация
Ключевые слова
Африка, африканская традиционная культура, неотрадиционализм, традиционные вожди
Классификатор
Получено
03.02.2023
Дата публикации
30.08.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
316
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Ксенофонтова Н. А. Традиционная африканская культура в контексте современности. Между архаикой и модернизацией // Азия и Африка сегодня. – 2023. – Выпуск №8 C. 79-82 . URL: https://asafras.ru/s0205-96060000622-1-1-ru-89/?version_id=102243. DOI: 10.31857/S032150750027145-1
MLA
Ksenofontova, Natalia A "Traditional African Culture in the Context of Modernity. Between Archaics and Modernization."
Asia and Africa Today.
8 (2023).:79-82. DOI: 10.31857/S032150750027145-1
APA
Ksenofontova N. (2023). Traditional African Culture in the Context of Modernity. Between Archaics and Modernization.
Asia and Africa Today.
no. 8, pp.79-82 DOI: 10.31857/S032150750027145-1
Содержание публикации
1
Отрадно отметить, что в последние годы в отечественной науке наблюдается возрождение интереса к африканской истории, традиционной культуре, мифологии. На протяжении нескольких десятилетий преобладали исследования и публикации по экономике, политологии, глобальным проблемам.
Отрадно отметить, что в последние годы в отечественной науке наблюдается возрождение интереса к африканской истории, традиционной культуре, мифологии. На протяжении нескольких десятилетий преобладали исследования и публикации по экономике, политологии, глобальным проблемам.
Отрадно отметить, что в последние годы в отечественной науке наблюдается возрождение интереса к африканской истории, традиционной культуре, мифологии. На протяжении нескольких десятилетий преобладали исследования и публикации по экономике, политологии, глобальным проблемам.
2
К числу известных российских авторов, уделяющих большое внимание этим важнейшим темам, принадлежит д.и.н., профессор кафедры африканистики ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова
Элеонора Сергеевна Львова
, чьи многочисленные работы (монографии, учебники, статьи) являются значительным вкладом в российскую африканистику. В их основу легли собственные наблюдения автора во время неоднократных поездок в разные страны континента и подробнейшее исследование трудов отечественных, западных и африканских ученых.
К числу известных российских авторов, уделяющих большое внимание этим важнейшим темам, принадлежит д.и.н., профессор кафедры африканистики ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова <em>Элеонора Сергеевна Львова</em>, чьи многочисленные работы (монографии, учебники, статьи) являются значительным вкладом в российскую африканистику. В их основу легли собственные наблюдения автора во время неоднократных поездок в разные страны континента и подробнейшее исследование трудов отечественных, западных и африканских ученых.
К числу известных российских авторов, уделяющих большое внимание этим важнейшим темам, принадлежит д.и.н., профессор кафедры африканистики ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова <em>Элеонора Сергеевна Львова</em>, чьи многочисленные работы (монографии, учебники, статьи) являются значительным вкладом в российскую африканистику. В их основу легли собственные наблюдения автора во время неоднократных поездок в разные страны континента и подробнейшее исследование трудов отечественных, западных и африканских ученых.
3
Подпись к рисунку/медиа
4
В 2022 г. вышла очередная публикация этого ученого
«Традиции в постколониальной Африке южнее Сахары»
(М., 2022). На первой странице обложки изображен правитель Буганды – кабака, который, подняв руку, как бы приветствует читателя, приглашая его заглянуть в этот загадочный, богатый, многообразный мир традиционной африканской культуры. И эта магия присутствия и сопричастности поглощает вас сразу, как только вы откроете и прочитаете страницу за страницей, знакомясь с многочисленными иллюстрациями (их более 70), в которых отражена бытовая и политическая культура, традиции, одежда, архитектура, национальное искусство, портреты исторических и политических деятелей, древние археологические памятники и современные предметы бытовой культуры.
В 2022 г. вышла очередная публикация этого ученого <strong>«Традиции в постколониальной Африке южнее Сахары»</strong> (М., 2022). На первой странице обложки изображен правитель Буганды – кабака, который, подняв руку, как бы приветствует читателя, приглашая его заглянуть в этот загадочный, богатый, многообразный мир традиционной африканской культуры. И эта магия присутствия и сопричастности поглощает вас сразу, как только вы откроете и прочитаете страницу за страницей, знакомясь с многочисленными иллюстрациями (их более 70), в которых отражена бытовая и политическая культура, традиции, одежда, архитектура, национальное искусство, портреты исторических и политических деятелей, древние археологические памятники и современные предметы бытовой культуры.
В 2022 г. вышла очередная публикация этого ученого <strong>«Традиции в постколониальной Африке южнее Сахары»</strong> (М., 2022). На первой странице обложки изображен правитель Буганды – кабака, который, подняв руку, как бы приветствует читателя, приглашая его заглянуть в этот загадочный, богатый, многообразный мир традиционной африканской культуры. И эта магия присутствия и сопричастности поглощает вас сразу, как только вы откроете и прочитаете страницу за страницей, знакомясь с многочисленными иллюстрациями (их более 70), в которых отражена бытовая и политическая культура, традиции, одежда, архитектура, национальное искусство, портреты исторических и политических деятелей, древние археологические памятники и современные предметы бытовой культуры.
5
Книга состоит из 3 глав, каждая из которых затрагивает актуальнейшие проблемы развития современных африканских обществ:
Книга состоит из 3 глав, каждая из которых затрагивает актуальнейшие проблемы развития современных африканских обществ:
Книга состоит из 3 глав, каждая из которых затрагивает актуальнейшие проблемы развития современных африканских обществ:
6
–
«Неотрадиционализм в постколониальной Африке южнее Сахары»;
– <em>«Неотрадиционализм в постколониальной Африке южнее Сахары»;</em>
– <em>«Неотрадиционализм в постколониальной Африке южнее Сахары»;</em>
7
– «Десакрализация власти традиционных правителей в странах Африки южнее Сахары в постколониальный период»;
<em>– «Десакрализация власти традиционных правителей в странах Африки южнее Сахары в постколониальный период»;</em>
<em>– «Десакрализация власти традиционных правителей в странах Африки южнее Сахары в постколониальный период»;</em>
8
– «Традиции в бытовой культуре в постколониальной Африке южнее Сахары».
<em>– «Традиции в бытовой культуре в постколониальной Африке южнее Сахары».</em>
<em>– «Традиции в бытовой культуре в постколониальной Африке южнее Сахары».</em>
9
Глава 1
посвящена важнейшему вопросу – эволюции в общественном сознании взглядов на историческое прошлое и роль вековых обычаев. Как отмечает автор, «в первые годы независимости сохранялось отрицательное отношение к традициям и исторической памяти, затем оно стало не столь категоричным. Сначала было стремление порвать с ними, но по прошествии времени пришло осознание ошибочной негативной оценки роли и места традиций в жизни независимых государств Африки. Появилось понимание важности традиций и исторической памяти в разных областях современного развития» (с. 7–8).
<strong>Глава 1</strong> посвящена важнейшему вопросу – эволюции в общественном сознании взглядов на историческое прошлое и роль вековых обычаев. Как отмечает автор, «в первые годы независимости сохранялось отрицательное отношение к традициям и исторической памяти, затем оно стало не столь категоричным. Сначала было стремление порвать с ними, но по прошествии времени пришло осознание ошибочной негативной оценки роли и места традиций в жизни независимых государств Африки. Появилось понимание важности традиций и исторической памяти в разных областях современного развития» (с. 7–8).
<strong>Глава 1</strong> посвящена важнейшему вопросу – эволюции в общественном сознании взглядов на историческое прошлое и роль вековых обычаев. Как отмечает автор, «в первые годы независимости сохранялось отрицательное отношение к традициям и исторической памяти, затем оно стало не столь категоричным. Сначала было стремление порвать с ними, но по прошествии времени пришло осознание ошибочной негативной оценки роли и места традиций в жизни независимых государств Африки. Появилось понимание важности традиций и исторической памяти в разных областях современного развития» (с. 7–8).
10
Э.С.Львова показывает, как руководители молодых независимых государств континента попытались использовать их для решения многих современных проблем в различных областях экономической, социальной, политической жизни, в развитии материальной культуры и в духовной сфере, в решении конфликтных ситуаций. Как подчеркивает автор, «однако мы видим отнюдь не воссоздание традиций во всем их комплексе, а появление новых форм. ˂…> сама жизнь изменилась, и появилась необходимость приспосабливать к её требованиям старые нормы. Так что явление, наблюдаемое в Африке южнее Сахары, не возвращение к традициям, а то, что можно определить словом неотрадиционализм» (с. 8).
Э.С.Львова показывает, как руководители молодых независимых государств континента попытались использовать их для решения многих современных проблем в различных областях экономической, социальной, политической жизни, в развитии материальной культуры и в духовной сфере, в решении конфликтных ситуаций. Как подчеркивает автор, «однако мы видим отнюдь не воссоздание традиций во всем их комплексе, а появление новых форм. ˂…> сама жизнь изменилась, и появилась необходимость приспосабливать к её требованиям старые нормы. Так что явление, наблюдаемое в Африке южнее Сахары, не возвращение к традициям, а то, что можно определить словом неотрадиционализм» (с. 8).
Э.С.Львова показывает, как руководители молодых независимых государств континента попытались использовать их для решения многих современных проблем в различных областях экономической, социальной, политической жизни, в развитии материальной культуры и в духовной сфере, в решении конфликтных ситуаций. Как подчеркивает автор, «однако мы видим отнюдь не воссоздание традиций во всем их комплексе, а появление новых форм. ˂…> сама жизнь изменилась, и появилась необходимость приспосабливать к её требованиям старые нормы. Так что явление, наблюдаемое в Африке южнее Сахары, не возвращение к традициям, а то, что можно определить словом неотрадиционализм» (с. 8).
11
Мы видим из данных, приведенных в книге, что еще со времен колониализма знакомство различных слоев африканцев с европейской цивилизацией привело последних к заимствованию общей интернациональной одежды, норм городской и христианской культуры, изменению антропонимической формулы (в частности, появлению фамилий), использованию предметов быта промышленного, а не ремесленного производства.
Мы видим из данных, приведенных в книге, что еще со времен колониализма знакомство различных слоев африканцев с европейской цивилизацией привело последних к заимствованию общей интернациональной одежды, норм городской и христианской культуры, изменению антропонимической формулы (в частности, появлению фамилий), использованию предметов быта промышленного, а не ремесленного производства.
Мы видим из данных, приведенных в книге, что еще со времен колониализма знакомство различных слоев африканцев с европейской цивилизацией привело последних к заимствованию общей интернациональной одежды, норм городской и христианской культуры, изменению антропонимической формулы (в частности, появлению фамилий), использованию предметов быта промышленного, а не ремесленного производства.
12
Что касается системы властных отношений, тут тоже произошли существенные изменения. И хотя в первые годы независимости во многих государствах проводилась политика разрушения института традиционных правителей, в последующие годы роль местных вождей усилилась. Однако, по мнению автора книги, их положение уже далеко не то, что в прежние времена.
Что касается системы властных отношений, тут тоже произошли существенные изменения. И хотя в первые годы независимости во многих государствах проводилась политика разрушения института традиционных правителей, в последующие годы роль местных вождей усилилась. Однако, по мнению автора книги, их положение уже далеко не то, что в прежние времена.
Что касается системы властных отношений, тут тоже произошли существенные изменения. И хотя в первые годы независимости во многих государствах проводилась политика разрушения института традиционных правителей, в последующие годы роль местных вождей усилилась. Однако, по мнению автора книги, их положение уже далеко не то, что в прежние времена.
13
Как показывает Э.С.Львова, неоднозначная ситуация сложилась в современном африканском обществе и в области религиозных верований. Ислам и христианство стали проникать туда и распространяться еще несколько веков назад, и сейчас они охватывают более 60% населения. Нередки случаи, когда в одной семье соседствуют представители разных конфессий. Автор рецензируемой книги пишет: «Вспоминается разговор в Абиджане с африканцем-лютеранином, отец которого католик, а брат – мусульманин. На недоуменный вопрос, не приводит ли это обстоятельство к напряженности в семейных отношениях, был спокойный ответ: “А какая разница, все равно у нас дома стоит фетиш”» (с. 13).
Как показывает Э.С.Львова, неоднозначная ситуация сложилась в современном африканском обществе и в области религиозных верований. Ислам и христианство стали проникать туда и распространяться еще несколько веков назад, и сейчас они охватывают более 60% населения. Нередки случаи, когда в одной семье соседствуют представители разных конфессий. Автор рецензируемой книги пишет: «Вспоминается разговор в Абиджане с африканцем-лютеранином, отец которого католик, а брат – мусульманин. На недоуменный вопрос, не приводит ли это обстоятельство к напряженности в семейных отношениях, был спокойный ответ: “А какая разница, все равно у нас дома стоит фетиш”» (с. 13).
Как показывает Э.С.Львова, неоднозначная ситуация сложилась в современном африканском обществе и в области религиозных верований. Ислам и христианство стали проникать туда и распространяться еще несколько веков назад, и сейчас они охватывают более 60% населения. Нередки случаи, когда в одной семье соседствуют представители разных конфессий. Автор рецензируемой книги пишет: «Вспоминается разговор в Абиджане с африканцем-лютеранином, отец которого католик, а брат – мусульманин. На недоуменный вопрос, не приводит ли это обстоятельство к напряженности в семейных отношениях, был спокойный ответ: “А какая разница, все равно у нас дома стоит фетиш”» (с. 13).
14
Древние культы и ритуалы превратились в «археологическую» ценность. Вера в колдовство и действенную силу амулетов сохранилась лишь в быту и на самых высоких ступенях власти. Автор в процессе многочисленных контактов с жителями Африки убеждалась, что «на высшем, политико-интеллектуальном уровне эта система взглядов и миропонимания воспринимается не как религиозные верования, а как философия» (с. 15). Этика и мораль традиционного религиозного сознания легли в основу таких систем взглядов, как негритюд, панафриканизм, афроцентризм, возникших на рубеже XX–XXI вв., южноафриканского направления этики и гуманистической философии «Убунту», рассматриваемого как «новое африканское мышление» или «Африканский ренессанс». Многие значимые в прошлом ритуалы, как, например, инициация, десакрализуются и становятся просто праздничными действиями. Эти и другие традиционные обычаи, по наблюдениям Э.С.Львовой, либо модернизируются, либо меняют свой смысл. Значительно сужается ареал их действия и сила влияния. Подобное, в частности, относится к тайным союзам, традиционным судам, нормам обычного права.
Древние культы и ритуалы превратились в «археологическую» ценность. Вера в колдовство и действенную силу амулетов сохранилась лишь в быту и на самых высоких ступенях власти. Автор в процессе многочисленных контактов с жителями Африки убеждалась, что «на высшем, политико-интеллектуальном уровне эта система взглядов и миропонимания воспринимается не как религиозные верования, а как философия» (с. 15). Этика и мораль традиционного религиозного сознания легли в основу таких систем взглядов, как негритюд, панафриканизм, афроцентризм, возникших на рубеже XX–XXI вв., южноафриканского направления этики и гуманистической философии «Убунту», рассматриваемого как «новое африканское мышление» или «Африканский ренессанс». Многие значимые в прошлом ритуалы, как, например, инициация, десакрализуются и становятся просто праздничными действиями. Эти и другие традиционные обычаи, по наблюдениям Э.С.Львовой, либо модернизируются, либо меняют свой смысл. Значительно сужается ареал их действия и сила влияния. Подобное, в частности, относится к тайным союзам, традиционным судам, нормам обычного права.
Древние культы и ритуалы превратились в «археологическую» ценность. Вера в колдовство и действенную силу амулетов сохранилась лишь в быту и на самых высоких ступенях власти. Автор в процессе многочисленных контактов с жителями Африки убеждалась, что «на высшем, политико-интеллектуальном уровне эта система взглядов и миропонимания воспринимается не как религиозные верования, а как философия» (с. 15). Этика и мораль традиционного религиозного сознания легли в основу таких систем взглядов, как негритюд, панафриканизм, афроцентризм, возникших на рубеже XX–XXI вв., южноафриканского направления этики и гуманистической философии «Убунту», рассматриваемого как «новое африканское мышление» или «Африканский ренессанс». Многие значимые в прошлом ритуалы, как, например, инициация, десакрализуются и становятся просто праздничными действиями. Эти и другие традиционные обычаи, по наблюдениям Э.С.Львовой, либо модернизируются, либо меняют свой смысл. Значительно сужается ареал их действия и сила влияния. Подобное, в частности, относится к тайным союзам, традиционным судам, нормам обычного права.
15
Однако всё чаще слышатся голоса исследователей (антропологов, социологов, политологов) и африканских политических деятелей, которые считают, что разрушение традиционных ценностей и «структур местных обществ, падение авторитета старейшин усугубило экономическую нестабильность и бедность, вызвавших жестокий конфликт. Они полагают, что большую роль в успокоении соперников могли бы сыграть не применение силы, а изучение истории народов ˂…>, их менталитета, методов старой “народной дипломатии”» (с. 19).
Однако всё чаще слышатся голоса исследователей (антропологов, социологов, политологов) и африканских политических деятелей, которые считают, что разрушение традиционных ценностей и «структур местных обществ, падение авторитета старейшин усугубило экономическую нестабильность и бедность, вызвавших жестокий конфликт. Они полагают, что большую роль в успокоении соперников могли бы сыграть не применение силы, а изучение истории народов ˂…>, их менталитета, методов старой “народной дипломатии”» (с. 19).
Однако всё чаще слышатся голоса исследователей (антропологов, социологов, политологов) и африканских политических деятелей, которые считают, что разрушение традиционных ценностей и «структур местных обществ, падение авторитета старейшин усугубило экономическую нестабильность и бедность, вызвавших жестокий конфликт. Они полагают, что большую роль в успокоении соперников могли бы сыграть не применение силы, а изучение истории народов ˂…>, их менталитета, методов старой “народной дипломатии”» (с. 19).
16
В заключении данной главы книги автор совершенно обоснованно делает следующий вывод: нельзя с определенностью полагать, насколько широко будут использоваться традиции, хоть и в модернизированном виде, для решения разных жизненных проблем, но в то же время можно отметить наличие тенденции к расширению сфер их действия и приспособлению к нуждам современности (с. 24).
В заключении данной главы книги автор совершенно обоснованно делает следующий вывод: нельзя с определенностью полагать, насколько широко будут использоваться традиции, хоть и в модернизированном виде, для решения разных жизненных проблем, но в то же время можно отметить наличие тенденции к расширению сфер их действия и приспособлению к нуждам современности (с. 24).
В заключении данной главы книги автор совершенно обоснованно делает следующий вывод: нельзя с определенностью полагать, насколько широко будут использоваться традиции, хоть и в модернизированном виде, для решения разных жизненных проблем, но в то же время можно отметить наличие тенденции к расширению сфер их действия и приспособлению к нуждам современности (с. 24).
17
В
г
лаве 2
автор сосредоточивает внимание на таком важном элементе африканских обществ, как институт традиционных вождей (правителей), который до сих пор существует в разных современных государствах Африки южнее Сахары. Многие его представители являются потомками династических линий раннегосударственных образований, политических союзов, городов-государств и других доколониальных политических структур.
В <strong>г</strong><strong>лаве 2</strong> автор сосредоточивает внимание на таком важном элементе африканских обществ, как институт традиционных вождей (правителей), который до сих пор существует в разных современных государствах Африки южнее Сахары. Многие его представители являются потомками династических линий раннегосударственных образований, политических союзов, городов-государств и других доколониальных политических структур.
В <strong>г</strong><strong>лаве 2</strong> автор сосредоточивает внимание на таком важном элементе африканских обществ, как институт традиционных вождей (правителей), который до сих пор существует в разных современных государствах Африки южнее Сахары. Многие его представители являются потомками династических линий раннегосударственных образований, политических союзов, городов-государств и других доколониальных политических структур.
18
Как замечает Э.С.Львова, в настоящее время «этот институт воспринимается как элемент “культурного наследия”, обязанности их правителей в основном представительские и церемониальные» (с. 28). Изменился их социальный состав и линии происхождения. Некоторые из теперешних вождей ранее были фермерами, предпринимателями, военными, служащими и т.п. Большинство из них – люди современные, нередко с университетским образованием, полученным как на родине, так и в Европе и США (с. 29).
Как замечает Э.С.Львова, в настоящее время «этот институт воспринимается как элемент “культурного наследия”, обязанности их правителей в основном представительские и церемониальные» (с. 28). Изменился их социальный состав и линии происхождения. Некоторые из теперешних вождей ранее были фермерами, предпринимателями, военными, служащими и т.п. Большинство из них – люди современные, нередко с университетским образованием, полученным как на родине, так и в Европе и США (с. 29).
Как замечает Э.С.Львова, в настоящее время «этот институт воспринимается как элемент “культурного наследия”, обязанности их правителей в основном представительские и церемониальные» (с. 28). Изменился их социальный состав и линии происхождения. Некоторые из теперешних вождей ранее были фермерами, предпринимателями, военными, служащими и т.п. Большинство из них – люди современные, нередко с университетским образованием, полученным как на родине, так и в Европе и США (с. 29).
19
Члены старых династий и вожди новой формации во многих случаях становятся представителями государственных структур, дипломатами, даже крупными партийными функционерами.
Члены старых династий и вожди новой формации во многих случаях становятся представителями государственных структур, дипломатами, даже крупными партийными функционерами.
Члены старых династий и вожди новой формации во многих случаях становятся представителями государственных структур, дипломатами, даже крупными партийными функционерами.
20
В доколониальной Африке власть и её представители всегда носили сакральный характер. Автор книги задается вопросом: «сохраняется ли эта сакральная сущность, тесно связанная с локальными традиционными религиозными представлениями?» Она показывает на примерах, что с распадом древних политических объединений, появлением новых систем колониального управления, принятием ислама и христианства многие черты властных отношений и функции вождей деформировались, десакрализовались и упрощались, но не исчезали вовсе (с. 30).
В доколониальной Африке власть и её представители всегда носили сакральный характер. Автор книги задается вопросом: «сохраняется ли эта сакральная сущность, тесно связанная с локальными традиционными религиозными представлениями?» Она показывает на примерах, что с распадом древних политических объединений, появлением новых систем колониального управления, принятием ислама и христианства многие черты властных отношений и функции вождей деформировались, десакрализовались и упрощались, но не исчезали вовсе (с. 30).
В доколониальной Африке власть и её представители всегда носили сакральный характер. Автор книги задается вопросом: «сохраняется ли эта сакральная сущность, тесно связанная с локальными традиционными религиозными представлениями?» Она показывает на примерах, что с распадом древних политических объединений, появлением новых систем колониального управления, принятием ислама и христианства многие черты властных отношений и функции вождей деформировались, десакрализовались и упрощались, но не исчезали вовсе (с. 30).
21
Что касается табу, свойственных традиционному обществу, которыми были окружены правители, то, по наблюдениям автора книги, сейчас «они чаще всего воспринимаются лишь как древние обычаи, никак не связанные с ритуалом и сакральностью правителя» (с. 34).
Что касается табу, свойственных традиционному обществу, которыми были окружены правители, то, по наблюдениям автора книги, сейчас «они чаще всего воспринимаются лишь как древние обычаи, никак не связанные с ритуалом и сакральностью правителя» (с. 34).
Что касается табу, свойственных традиционному обществу, которыми были окружены правители, то, по наблюдениям автора книги, сейчас «они чаще всего воспринимаются лишь как древние обычаи, никак не связанные с ритуалом и сакральностью правителя» (с. 34).
22
Как показывают очевидцы событий, к числу которых принадлежит и сама Э.С.Львова, в настоящее время положение африканских вождей стало иным; они не выполняют многие ритуалы, связанные с сакральностью, в корне изменились правила наследования власти.
Как показывают очевидцы событий, к числу которых принадлежит и сама Э.С.Львова, в настоящее время положение африканских вождей стало иным; они не выполняют многие ритуалы, связанные с сакральностью, в корне изменились правила наследования власти.
Как показывают очевидцы событий, к числу которых принадлежит и сама Э.С.Львова, в настоящее время положение африканских вождей стало иным; они не выполняют многие ритуалы, связанные с сакральностью, в корне изменились правила наследования власти.
23
Всё же даже в обществах, официально считавшихся христианскими или мусульманскими, довольно живучи некоторые традиционные обязанности вождей, хотя и в модифицированном виде. Правительства многих африканских государств уже не отрицают важности для жизни их народов этого политического традиционного института. Так, например, в структурах ЭКОВАС и Африканского Союза предусмотрены Комитеты Старейшин (Мудрецов).
Всё же даже в обществах, официально считавшихся христианскими или мусульманскими, довольно живучи некоторые традиционные обязанности вождей, хотя и в модифицированном виде. Правительства многих африканских государств уже не отрицают важности для жизни их народов этого политического традиционного института. Так, например, в структурах ЭКОВАС и Африканского Союза предусмотрены Комитеты Старейшин (Мудрецов).
Всё же даже в обществах, официально считавшихся христианскими или мусульманскими, довольно живучи некоторые традиционные обязанности вождей, хотя и в модифицированном виде. Правительства многих африканских государств уже не отрицают важности для жизни их народов этого политического традиционного института. Так, например, в структурах ЭКОВАС и Африканского Союза предусмотрены Комитеты Старейшин (Мудрецов).
24
Как подмечает Э.С.Львова, неформальная власть вождей уже никем не отрицается, но подлинное их положение и влияние практически еще не изучено, остается много неясного в вопросе принципа разделения власти между центральным правительством, гражданской администрацией и местными вождями и «царьками». По мнению автора рецензируемой книги, требуются глубокие исследования по вопросу о том, насколько сохраняется понимание сакральности местных правителей, «содержит ли это понятие что-то глубинное, или остаются лишь внешние редкие атрибуты этой сущности, воспринимающиеся как дань традиции, и проходят процессы, приводящие к полной десакрализации традиционной власти?» (с. 39). По-видимому, на сегодняшний день окончательный ответ на этот вопрос остается открытым.
Как подмечает Э.С.Львова, неформальная власть вождей уже никем не отрицается, но подлинное их положение и влияние практически еще не изучено, остается много неясного в вопросе принципа разделения власти между центральным правительством, гражданской администрацией и местными вождями и «царьками». По мнению автора рецензируемой книги, требуются глубокие исследования по вопросу о том, насколько сохраняется понимание сакральности местных правителей, «содержит ли это понятие что-то глубинное, или остаются лишь внешние редкие атрибуты этой сущности, воспринимающиеся как дань традиции, и проходят процессы, приводящие к полной десакрализации традиционной власти?» (с. 39). По-видимому, на сегодняшний день окончательный ответ на этот вопрос остается открытым.
Как подмечает Э.С.Львова, неформальная власть вождей уже никем не отрицается, но подлинное их положение и влияние практически еще не изучено, остается много неясного в вопросе принципа разделения власти между центральным правительством, гражданской администрацией и местными вождями и «царьками». По мнению автора рецензируемой книги, требуются глубокие исследования по вопросу о том, насколько сохраняется понимание сакральности местных правителей, «содержит ли это понятие что-то глубинное, или остаются лишь внешние редкие атрибуты этой сущности, воспринимающиеся как дань традиции, и проходят процессы, приводящие к полной десакрализации традиционной власти?» (с. 39). По-видимому, на сегодняшний день окончательный ответ на этот вопрос остается открытым.
25
В
г
лаве 3
Э.С.Львова продолжает анализировать материалы, касающиеся сохранения традиций и их роли в современных африканских обществах на примере бытовой культуры, где наиболее часто и глубоко они проявляют себя в повседневной жизни народов.
В <strong>г</strong><strong>лаве 3</strong> Э.С.Львова продолжает анализировать материалы, касающиеся сохранения традиций и их роли в современных африканских обществах на примере бытовой культуры, где наиболее часто и глубоко они проявляют себя в повседневной жизни народов.
В <strong>г</strong><strong>лаве 3</strong> Э.С.Львова продолжает анализировать материалы, касающиеся сохранения традиций и их роли в современных африканских обществах на примере бытовой культуры, где наиболее часто и глубоко они проявляют себя в повседневной жизни народов.
26
В этой сфере, по мнению автора, которая изучала материальную культуру, побывав во многих странах континента, наблюдаются те же тенденции, что и в других областях жизни – в политике, в социальных отношениях, в духовных исканиях. Она замечает: «Пришло осознание того, что традиционные практики не исчезли, продолжают хотя бы частично существовать, а затем появилось и стремление воплотить их в жизнь» (с. 42), но уже под новой оболочкой, т.е. происходит то, что можно определить термином «неотрадиционализм». Другой термин, также употребляемый современными исследователями – «пограничная ситуация», когда сосуществуют старые и новые черты общественной, политической и материальной жизни, африканских и европейских элементов культуры (с. 42–43). Э.С.Львова полагает, что старые содержательные части культурного кода оказались вытесненными или оставались лишь местами на периферии картины культуры народов Африки.
В этой сфере, по мнению автора, которая изучала материальную культуру, побывав во многих странах континента, наблюдаются те же тенденции, что и в других областях жизни – в политике, в социальных отношениях, в духовных исканиях. Она замечает: «Пришло осознание того, что традиционные практики не исчезли, продолжают хотя бы частично существовать, а затем появилось и стремление воплотить их в жизнь» (с. 42), но уже под новой оболочкой, т.е. происходит то, что можно определить термином «неотрадиционализм». Другой термин, также употребляемый современными исследователями – «пограничная ситуация», когда сосуществуют старые и новые черты общественной, политической и материальной жизни, африканских и европейских элементов культуры (с. 42–43). Э.С.Львова полагает, что старые содержательные части культурного кода оказались вытесненными или оставались лишь местами на периферии картины культуры народов Африки.
В этой сфере, по мнению автора, которая изучала материальную культуру, побывав во многих странах континента, наблюдаются те же тенденции, что и в других областях жизни – в политике, в социальных отношениях, в духовных исканиях. Она замечает: «Пришло осознание того, что традиционные практики не исчезли, продолжают хотя бы частично существовать, а затем появилось и стремление воплотить их в жизнь» (с. 42), но уже под новой оболочкой, т.е. происходит то, что можно определить термином «неотрадиционализм». Другой термин, также употребляемый современными исследователями – «пограничная ситуация», когда сосуществуют старые и новые черты общественной, политической и материальной жизни, африканских и европейских элементов культуры (с. 42–43). Э.С.Львова полагает, что старые содержательные части культурного кода оказались вытесненными или оставались лишь местами на периферии картины культуры народов Африки.
27
Нам представляется, что этот посыл автора чересчур категоричен. Некоторые факты заставляют иногда сомневаться в этом. Так, например, во второй половине ХХ в. очень престижными стали национальная одежда, прически, украшения не только среди знати, но и у обычных людей. И даже сама автор пишет, что все эти бытовые атрибуты сейчас довольно востребованы и очень распространены, пожалуй, больше, чем несколько десятилетий назад, поскольку, по мнению африканских исследователей, они концентрируют многолетний культурный опыт, дают информацию о социальном статусе, этничности, занятиях их носителя, традиционных ритуалах и праздниках, являются символами коллективизма и солидарности (с. 44–45).
Нам представляется, что этот посыл автора чересчур категоричен. Некоторые факты заставляют иногда сомневаться в этом. Так, например, во второй половине ХХ в. очень престижными стали национальная одежда, прически, украшения не только среди знати, но и у обычных людей. И даже сама автор пишет, что все эти бытовые атрибуты сейчас довольно востребованы и очень распространены, пожалуй, больше, чем несколько десятилетий назад, поскольку, по мнению африканских исследователей, они концентрируют многолетний культурный опыт, дают информацию о социальном статусе, этничности, занятиях их носителя, традиционных ритуалах и праздниках, являются символами коллективизма и солидарности (с. 44–45).
Нам представляется, что этот посыл автора чересчур категоричен. Некоторые факты заставляют иногда сомневаться в этом. Так, например, во второй половине ХХ в. очень престижными стали национальная одежда, прически, украшения не только среди знати, но и у обычных людей. И даже сама автор пишет, что все эти бытовые атрибуты сейчас довольно востребованы и очень распространены, пожалуй, больше, чем несколько десятилетий назад, поскольку, по мнению африканских исследователей, они концентрируют многолетний культурный опыт, дают информацию о социальном статусе, этничности, занятиях их носителя, традиционных ритуалах и праздниках, являются символами коллективизма и солидарности (с. 44–45).
28
То есть эти элементы материальной культуры заключают в себе такую же смысловую нагрузку, которую они имели в прошлом. По-прежнему традиционный костюм, несмотря на некоторое влияние на него современных модных тенденций, является знаком местного менталитета, национальной идентичности и культурного наследия. Безусловно, веяния времени несут в себе множество новаций: появляются иные типы тканей, меняется их окраска и орнаменты, покрой одежды.
То есть эти элементы материальной культуры заключают в себе такую же смысловую нагрузку, которую они имели в прошлом. По-прежнему традиционный костюм, несмотря на некоторое влияние на него современных модных тенденций, является знаком местного менталитета, национальной идентичности и культурного наследия. Безусловно, веяния времени несут в себе множество новаций: появляются иные типы тканей, меняется их окраска и орнаменты, покрой одежды.
То есть эти элементы материальной культуры заключают в себе такую же смысловую нагрузку, которую они имели в прошлом. По-прежнему традиционный костюм, несмотря на некоторое влияние на него современных модных тенденций, является знаком местного менталитета, национальной идентичности и культурного наследия. Безусловно, веяния времени несут в себе множество новаций: появляются иные типы тканей, меняется их окраска и орнаменты, покрой одежды.
29
Еще один из важнейших бытовых объектов использования традиций – это, по мнению автора, архитектура и градостроительство. И хотя современные строители активно используют все новейшие инженерно-строительные достижения и материалы (кирпич, бетонные плиты вместо глины, дерева и соломы), но при планировании домов и в декоре местные мастера стараются следовать старым, привычным традициям; это, в частности, касается традиционной круговой планировки зданий.
Еще один из важнейших бытовых объектов использования традиций – это, по мнению автора, архитектура и градостроительство. И хотя современные строители активно используют все новейшие инженерно-строительные достижения и материалы (кирпич, бетонные плиты вместо глины, дерева и соломы), но при планировании домов и в декоре местные мастера стараются следовать старым, привычным традициям; это, в частности, касается традиционной круговой планировки зданий.
Еще один из важнейших бытовых объектов использования традиций – это, по мнению автора, архитектура и градостроительство. И хотя современные строители активно используют все новейшие инженерно-строительные достижения и материалы (кирпич, бетонные плиты вместо глины, дерева и соломы), но при планировании домов и в декоре местные мастера стараются следовать старым, привычным традициям; это, в частности, касается традиционной круговой планировки зданий.
30
Сюжеты и манеру исполнения, в основу которых ложатся элементы многовековой традиционной культуры, можно обнаружить и в изделиях мелкой и монументальной скульптуры. Такая же тенденция наблюдается в изготовлении традиционных масок, однако их значение в корне изменилось; они теряют свою сакральную функцию, их изготовление больше подчиняется требованиям туристического рынка.
Сюжеты и манеру исполнения, в основу которых ложатся элементы многовековой традиционной культуры, можно обнаружить и в изделиях мелкой и монументальной скульптуры. Такая же тенденция наблюдается в изготовлении традиционных масок, однако их значение в корне изменилось; они теряют свою сакральную функцию, их изготовление больше подчиняется требованиям туристического рынка.
Сюжеты и манеру исполнения, в основу которых ложатся элементы многовековой традиционной культуры, можно обнаружить и в изделиях мелкой и монументальной скульптуры. Такая же тенденция наблюдается в изготовлении традиционных масок, однако их значение в корне изменилось; они теряют свою сакральную функцию, их изготовление больше подчиняется требованиям туристического рынка.
31
В заключении книги Э.С.Львова делает следующий вывод: «трудно сказать, насколько широко в будущем будут использоваться традиции (хотя и в модернизированном виде) для решения самых разных аспектов современной жизни африканских стран, но важно отметить существование тенденции к расширению сфер их деятельности и приспособлению к нуждам современности, десакрализации, коммерциализации» (с. 58). С этим нельзя не согласиться.
В заключении книги Э.С.Львова делает следующий вывод: «трудно сказать, насколько широко в будущем будут использоваться традиции (хотя и в модернизированном виде) для решения самых разных аспектов современной жизни африканских стран, но важно отметить существование тенденции к расширению сфер их деятельности и приспособлению к нуждам современности, десакрализации, коммерциализации» (с. 58). С этим нельзя не согласиться.
В заключении книги Э.С.Львова делает следующий вывод: «трудно сказать, насколько широко в будущем будут использоваться традиции (хотя и в модернизированном виде) для решения самых разных аспектов современной жизни африканских стран, но важно отметить существование тенденции к расширению сфер их деятельности и приспособлению к нуждам современности, десакрализации, коммерциализации» (с. 58). С этим нельзя не согласиться.
32
Рецензируемая работа, как и всякая другая, несвободна от небольших недостатков. В разных главах встречаются смысловые повторы. Немного не к месту абзац о сценическом искусстве в главе о материальной культуре. Но это детали. Главное, что перед нами, несмотря на свой незначительный объем, очень интересная книга, насыщенная богатой информацией, написанная хорошим языком, с богатейшим иллюстративным материалом.
Рецензируемая работа, как и всякая другая, несвободна от небольших недостатков. В разных главах встречаются смысловые повторы. Немного не к месту абзац о сценическом искусстве в главе о материальной культуре. Но это детали. Главное, что перед нами, несмотря на свой незначительный объем, очень интересная книга, насыщенная богатой информацией, написанная хорошим языком, с богатейшим иллюстративным материалом.
Рецензируемая работа, как и всякая другая, несвободна от небольших недостатков. В разных главах встречаются смысловые повторы. Немного не к месту абзац о сценическом искусстве в главе о материальной культуре. Но это детали. Главное, что перед нами, несмотря на свой незначительный объем, очень интересная книга, насыщенная богатой информацией, написанная хорошим языком, с богатейшим иллюстративным материалом.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены