Япония. Наследие Олимпийских игр
Япония. Наследие Олимпийских игр
Аннотация
Код статьи
S032150750008167-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Комаров Михаил Евгеньевич 
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
50-55
Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос наследия Олимпийских игр на фоне роста затрат на проведение данного мегамероприятия. Раскрываются понятия «мягкого» и «твёрдого» наследия, приводятся конкретные примеры.  Анализируются  концепция  и  организационная  структура  потенциального  наследия  предстоящей  Олимпиады

2020 г. в Токио. Рассматриваются текущая ситуация и концепция использования наследия Олимпиады 2020 г. после проведения Игр. Проводятся аналогии с уже прошедшими на территории Японии тремя предыдущими Олимпиадами.

Ключевые слова
Токио 2020, Олимпийские игры, материальное наследие, нематериальное наследие, имидж страны
Классификатор
Получено
05.03.2020
Дата публикации
05.03.2020
Всего подписок
37
Всего просмотров
2489
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Олимпийские игры – крупнейшее спортивное мегасобытие в мире, оказывающее влияние на экономику не только города-организатора, но и всей страны в целом. Немало отечественных и зарубежных научных статей и монографий рассматривают влияние Игр на такие экономические показатели, как ВВП, размер инвестиций в экономику, количество рабочих мест, а также изучают последствия проведения Игр в таких сферах, как туризм, реклама, транспорт, гостиничный бизнес и т.д. Однако постолимпийский период и т.н. наследие Игр сравнительно скромно освещены в научной литературе.
2 В целом, под наследием Олимпиады понимают экономические выгоды, которые страна-организатор получает благодаря проведению данного мегамероприятия. Экономические выгоды могут быть получены в форме реконструированных спортивных объектов, новых стадионов, обновлённых транспортных узлов и сетей, дохода гостиниц, ресторанов и т.д. Такого рода выгоды носят название материального («твёрдого») наследия. Под нематериальным («мягким») наследием же подразумевают улучшение имиджа страны на мировой арене и рост патриотических настроений в стране-организаторе.
3

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА НАСЛЕДИЯ

4 Почему же в последнее время вопрос наследия Олимпийских игр всё чаще привлекает внимание японских экспертов, журналистов и граждан страны?
5 Во-первых, Япония провела уже три Олимпиады: в 1964, 1972 и 1998 гг., «твёрдым» наследием которых она пользуется и гордится и по сей день. Это наследие представлено, в частности, скоростными поездами синкансэн, которые были официально запущены в эксплуатацию за 9 дней до проведения Олимпийских игр 1964 г. Для удобства участников и зрителей Олимпиады в Нагано 1998 г. линия синкансэн была проведена и в этот сравнительно труднодоступный на тот период времени город. Кроме того, не стоит забывать и о крупных спортивных сооружениях, которые были построены или модернизированы к проведению Игр в Японии. К примеру, целый ряд объектов спортивной инфраструктуры 1964 г. уже прошёл модернизацию и будет использован для проведения соревнований в рамках Олимпиады в 2020 г.
6 Что же касается «мягкого» наследия, то благодаря Олимпиаде в Токио в 1964 г. Япония, безусловно, смогла продемонстрировать всему миру колоссальные успехи ускоренного послевоенного восстановления своей экономики. Этот факт сказался благоприятным образом на имидже страны на мировой арене, что было чрезвычайно важно для Японии как страны, потерпевшей поражение во Второй мировой войне. К примеру, с определённой степенью уверенности можно утверждать, что выбор Международным бюро выставок в 1965 г. города Оскака в качестве города-организатора Всемирной выставки 1970 г. был сделан отчасти под влиянием «мягкого» наследия Олимпиады 1964 г. в Токио.
7 Вместе с тем, нельзя сказать, что проведение Олимпийских игр в Японии было сугубо прибыльным делом и что оно оставило только «положительное» наследие. Самым ярким примером нерентабельного «твёрдого» наследия Игр 1998 г. является санно-бобслейная трасса, строительство которой стоило около $90 млн. Проблемой является даже не высокая стоимость объекта, а его ежегодное содержание в постолимпийский период, которое обходится в $1 млн при доходе всего в $63 тыс. Власти Нагано не первый год обсуждают возможность закрытия и демонтажа этого объекта вследствие его крайней нерентабельности.
8 Во-вторых, как показывает опыт проведения Олимпийских игр, такого рода мегамероприятия являются крайне затратными с финансовой точки зрения. На сегодняшний день единственной безубыточной Олимпиадой стала Олимпиада в ЛосАнджелесе в 1984 г. Основной причиной этого стало наличие в данном регионе практически всей необходимой спортивной и транспортной инфраструктуры до проведения соревнований.
9 Принимая это во внимание, можно заключить, что все три уже проведённые японские Олимпиады стали убыточными в финансовом плане. Так, например, группа исследователей из Оксфордского университета пришла к выводу, что: «[Стоимость] Игр превышает первоначальный бюджет в 100 процентах случаев. Ни один другой тип мегапроектов не является таким последовательным в отношении превышения бюджета» [1]. Это обстоятельство уже привело к существенному снижению числа стран, подающих заявки на проведение Олимпийских игр на своей территории, за последние 30 лет.
10 В связи с упомянутыми выше причинами жители стран-организаторов в последнее время проявляют всё бóльшую озабоченность по поводу больших затрат на проведение Олимпийских игр и использования постолимпийского наследия. Японское общество в этом плане не является исключением.
11 Следовательно, правительства стран-организаторов должны оправдать колоссальные затраты на проведение Игр, гарантировать рентабельность «твёрдого» наследия и, что немаловажно, наличие ощутимого «мягкого» наследия. Для достижения этих целей Организационный комитет Олимпийских игр-2020 в Токио опубликовал в 2016 г. первый «План действий и наследия», который публикуется ежегодно в обновлённом и дополненном виде.
12

«ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И НАСЛЕДИЯ»

13 Уже в самой преамбуле к этому документу присутствуют недвусмысленные отсылки к истории – к Олимпийским играм 1964 г. Оргкомитет не раз подчёркивает в этом документе значимость и важность Игр 1964 г. в контексте влияния на всю экономику Японии, а также уделяет особое внимание теме «мягкого» и «твёрдого» наследия той Олимпиады.
14 Если обратиться к современной истории Олимпийского движения, то первые Игры должны были пройти в Японии даже не в 1964 г., а 24 годами ранее, в 1940 г. Как известно, Игры-1940 были отменены из-за напряжённой международной ситуации в период Второй мировой войны. Однако стоит отметить, что при подаче заявки и подготовке к проведению Олимпиады в 1940 г. Япония ставила перед собой глобальные политические цели, которые напрямую связаны с «мягким» наследием. Речь идёт о желании Японии продемонстрировать мировому сообществу колоссальный прогресс, который был достигнут Японией с момента т.н. открытия страны в 1868 г., а также результаты реконструкции и модернизации Токио после Великого землетрясения Канто в 1923 г.
15 Игры 1964 г. оставили значительное материальное и нематериальное наследие, одновременно послужив мощным катализатором экономического подъёма в стране. Вероятно, можно провести своеобразную параллель между Олимпийскими играми 1964 г. и 2020 г. В 2011 г. Япония снова столкнулась с необходимостью восстановления инфраструктуры и экономики вследствие Великого восточно-японского землетрясения и последовавшего за ним цунами, приведшего к аварии на АЭС Фукусима-1. Благодаря Олимпийским играм-2020 Япония рассчитывает вновь продемонстрировать всему миру продвинутость своих технологий, сплочённость и усердие нации. Возможно, за счёт проведения на высочайшем уровне соревнований и мероприятий, связанных с грядущими Играми, Япония хочет отблагодарить мировое сообщество за помощь и поддержку, оказанную ей после катастрофы 2011 г., что также, безусловно, входит в понятие «мягкого» наследия.
16 В последние десятилетия затянувшаяся экономическая рецессия, старение населения, уменьшение рождаемости и прочие проблемы привели к формированию весьма тяжёлой социально-экономической ситуации в Японии. Премьер-министр Японии С.Абэ, проводя параллель с первыми Играми в Японии, не раз выражал надежду на то, что Олимпийские игры-2020, подобно Играм 1964 г., станут катализатором экономического подъёма в стране, который поможет справиться с рецессией и другими насущными проблемами.
17 Возвращаясь к содержанию «Плана действий и наследия», стоит отметить, что он представляет собой подход Оргкомитета Олимпийских игр Токио 2020 г. к действиям и наследию, которые планируется оставить будущим поколениям после проведения Олимпиады. Мероприятия по активной подготовке к проведению данного мегасобытия охватывают широкий спектр сфер: спорт, культура, экономика, образование, технологии, безопасность, городское планирование, коммуникации. Эти мероприятия начались в 2016 г. и будут продолжаться вплоть до окончания Олимпийских игр. В самом плане значится, что Игры станут событием, которое выходит далеко за рамки «обычных сфер деятельности, географических границ и времени» [2]. Концепция наследия ярко иллюстрирует эту позицию, однако в контексте данной статьи стоит отдельно отметить, что, выделяя время в отдельную категорию, Организационный комитет Олимпийских игр-2020 демонстрирует пристальное внимание к тематике использования потенциального наследия Игр.
18

КОНЦЕПЦИЯ НАСЛЕДИЯ

19 Характерной особенностью подхода к планированию наследия Олимпийских игр 2020 г. является его комплексность. При реализации проектов в различных сферах японские специалисты составляют подробнейший план, привлекают многочисленных специалистов и консультантов, в т.ч. и из смежных сфер, нередко выходят за рамки принятых на Западе стандартов планирования. Планирование Олимпийских Игр-2020 не является исключением. Потенциальное наследие грядущих Игр в Токио не будет ограничиваться только сферой спорта, но будет охватывать такие сферы, как образование, градостроительство, технологии, культура, экономика и т.д. Цель, которую преследует Организационный комитет, – оказать положительное влияние не только на префектуру Токио, но и на всю Японию, Азиатский регион и всю планету.
20 Концепция наследия грядущей Олимпиады в Токио в общих чертах базируется на 5 «столпах»: (1) спорт и здоровье; (2) городское планирование и устойчивое развитие; (3) культура и образование; (4) экономика и технологии; (5) восстановление, польза для всей нации и глобальные коммуникации. Соответствующая комиссия контролирует реализацию программы каждого «столпа» (см. табл.). В рамках первого «столпа» в октябре 2014 г. была создана комиссия, которую возглавляет золотая медалистка Игр 2000 г. в Сиднее Такахаси Наоко.
21 Во многом благодаря действиям комиссии в программу Игр в Токио был включён целый ряд новых дисциплин в уже представленные ранее олимпийские виды спорта. В дзюдо были добавлены командные соревнования, в баскетбол – дисциплина 3х3 и т.д.
22 Включение новых дисциплин практически не отражается на «твёрдом» наследии, т.к. не требуется строительство дополнительных спортивных объектов. В то же время это демонстрирует заинтересованность Японии в дальнейшем развитии олимпийского движения, популяризации новых дисциплин и спорта в целом.
23 В рамках проектов 2-го «столпа» можно привести многочисленные примеры модернизации инфраструктуры Токийской префектуры в преддверии соревнований. Ярким примером материального наследия в этой сфере станет модернизация железнодорожной станции Тама и реновация привокзальных участков, призванные увеличить пропускную способность станции, повысить комфорт пассажиров. Эта станция в её современном облике была введена в эксплуатацию в 1988 г., она находится вблизи крупного спортивного стадиона Адзиномото, на котором будут проводиться футбольные матчи в рамках Игр 2020 г., в связи с чем и появилась необходимость усовершенствования инфраструктуры и реконструкции, которые начались в июне 2018 г. и которые планируется завершить к апрелю 2020 г.
24 Таблица
25 Комиссии, отвечающие за реализацию «столпов» в рамках концепции наследия Олимпиады 2020.
26

27 Составлено автором по: [3].
28 В сфере культуры и образования правительство Японии, к примеру, проявило инициативу SFT (Sport for tomorrowЗавтрашний спорт), которая включает в себя международное сотрудничество и обмен в сфере спорта, проведение обучающих курсов для будущих лидеров в данной сфере и пакет мер по усилению противодействия допингу («Играй честно 2020»). Эта инициатива затрагивает более 10 млн человек в приблизительно 100 странах мира (речь идёт по большей части о развивающихся и слабо развитых странах). Это ещё один пример нематериального наследия.
29 В сфере экономики и технологий Япония активно работает над новейшими, революционными системами обеспечения безопасности во время проведения соревнований. Среди таких систем можно выделить, к примеру, разработку компании Secomустройство будет записывать на видео всё происходящее вокруг человека-«ходячей камеры», отправлять всю информацию в режиме реального времени в центр контроля безопасности, где с помощью искусственного интеллекта будет оцениваться обстановка и анализироваться тот или иной подозрительный предмет или человек.
30 В рамках 5-го «столпа» – восстановления – осуществляется всестороннее содействие преодолению последствий Великого восточно-японского землетрясения и последовавшего за ним цунами, а также информированию мирового сообщества об уникальных проектах и аспектах Японии, налаживанию более тесного сотрудничества и диалога с представителями бизнес-сообществ других стран, в частности, туристических компаний. Среди конкретных примеров реализации программ в рамках 5-го «столпа» можно привести осуществление студенческих волонтёрских программ помощи жителям пострадавших районов, организуемых НПО Gakuwo, осуществление подготовки волонтёров в сфере спорта на территории префектуры Фукусима и т.д. Кроме того, интересным решением в рамках этого «столпа» является переплавка плат и микросхем использованных мобильных телефонов в медали победителям и призёрам соревнований в рамках Олимпиады.
31 Необходимо затронуть и тему комиссий. Каждая из них состоит из экспертов в соответствующих областях, а также представителей Организационного комитета, Олимпийского комитета Японии, экономических организаций, а также Токийского муниципалитета и правительства в качестве наблюдателей. Комиссии дают рекомендации по текущему состоянию рабочих вопросов, вырабатывают решение спорных вопросов в соответствующих областях, а также скрупулёзно рассматривают тему наследия Олимпийских игр.
32

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НАСЛЕДИЯ

33 В контексте данной статьи также важно описать и своеобразную организационную структуру потенциального наследия Олимпиады-2020, которая довольно сложна. Это объясняется тем, что для осуществления такого мегапроекта и создания1 масштабного положительного «мягкого» и «твёрдого» наследия в постолимпийский период необходимо привлечение самых разнообразных участников процесса. Организационная структура наследия изображена на рисунке.
1. Термин «создание» употреблён здесь не случайно. В оригинальном японском тексте «Плана действий и наследия» употребляется термин soushutsu [2], который на английский язык можно перевести как «creation», а на русский именно как «создание». Таким образом, можно сделать вывод, что концепция потенциального наследия детально проработана и что создание наследия тщательно и заранее спланировано (прим. авт.).
34

Рис. Организационная структура наследия Олимпийских игр в Токио.

35 *Токийский муниципалитет (прим. авт.). ** Олимпийский комитет Японии (прим. авт.). Составлено автором по: [2].
36 Каждый участник этой организационной структуры, безусловно, преследует свои цели и интересы. Однако взаимодействие всех этих субъектов лишний раз доказывает, что Олимпийские игры и создание постолимпийского наследия являются для Японии делом общенационального масштаба. Что касается конкретных действий участников организационной структуры, то в декабре 2015 г. Токийский муниципалитет сформулировал свои «Инициативы Токийского муниципалитета на период после 2020 г. – фокус на долговременное наследие». Этот документ описывает действия, которые муниципалитет планирует предпринять с целью сохранения наследия Олимпиады на долгие годы после её окончания.
37 В свою очередь, правительство Японии в ноябре 2015 г. сформулировало «Основную политику продвижения мер по подготовке и проведению Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио в 2020 г.», которая делает акцент на создание наследия для будущих поколений и глобальные коммуникации (один из видов «мягкого» наследия). В марте 2015 г. Японская федерация бизнеса (Кэйданрэн), Торгово-промышленная палата Японии и Японская ассоциация руководителей компаний объединили свои усилия для организации конференции бизнес-сообщества Олимпийских игр 2020 г. Одним из пунктов сотрудничества является создание масштабного положительного наследия для всех.
38 Концепция наследия Олимпийских игр 2020 г. прекрасно вписывается в видение Олимпиады в Токио, которое было окончательно сформулировано в феврале 2015 г. Интересующая нас в рамках данной статьи часть этого видения звучит следующим образом: «…Олимпийские игры 2020 г. как самые технологически продвинутые игры в истории помогут в реализации положительных изменений во всём мире, осуществляя три основных концепции» [4], которые перенимает и «План действий и наследия»:
39 Достижение своего лучшего результата: Игры-2020 будут способствовать достижению личных рекордов не только спортсменов, но и волонтёров, организаторов, зрителей, тренеров и т.д. в целом ряде областей, включая спорт, образование, культуру, технологии и экономику.
40 Единство в разнообразии: активное вовлечение как можно большего числа людей в события, которые будут разворачиваться в Японии, начиная с доолимпийского периода, во время Олимпиады и после её окончания. Возможно, сами идеи и мысли о претворении в жизнь желаний и стремлений всех участников сами по себе можно назвать «мягким» наследием.
41 Связь с завтрашним днём: желание организаторов соревнований и прочих мероприятий, связанных с Олимпиадой в Токио, помочь в реализации положительных значимых стремлений как в масштабах Токио, так и Японии, и всего мира, что будет выражаться как в форме материального, так и нематериального наследий.
42

ПЛАНИРУЕМОЕ И РЕАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

43 Итак, «План действий и наследия» на бумаге представляет собой тщательно проработанный документ, чётко отражающий стремление Организационного комитета Олимпийских игр в Токио максимизировать выгоду для всех участников и оставить материальное и нематериальное наследие, которое будет полезно для Японии в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день фактически можно судить только о том, как выглядит процесс подготовки к проведению Олимпийских игр 2020 г.
44 Как уже было указано выше, проведение Олимпийских игр напрямую связано с колоссальными затратами и часто с безудержным ростом бюджета. Не является исключением и Олимпиада в Японии. Так, в 2013 г. представители Олимпийского комитета Японии при подаче заявки на проведение Игр заявляли, что Игры-2020 будут стоить примерно $7,3 млрд. Однако, по состоянию на 2018 г., затраты на проведение Олимпиады уже приблизились к отметке в $25 млрд и, вероятно, продолжат расти вплоть до церемонии открытия. При сохранении этой тенденции Олимпийские игры-2020 войдут в топ-3 самых дорогостоящих в истории (после Олимпиад 2008 г. в Пекине и 2014 г. в Сочи, соответственно).
45 На данном этапе важнейшими задачами всех органов, ответственных за проведение Игр в 2020 г., являются необходимость удержать дальнейший рост стоимости проведения Олимпиады (80% которой, по оценкам аудиторских компаний, ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков в стране) и в то же время создание эффективного и долговечного «мягкого» и «твёрдого» наследия в рамках этого бюджета. Попытки создания такого рода наследия, безусловно, предпринимаются, и, стоит отметить, они выглядят весьма успешно. Планируется эксплуатация некоторых спортивных объектов Олимпиады-2020 ещё до её проведения, до того, как эти объекты станут её наследием.
46 Кроме того, ставя перед собой задачу создания эффективного наследия в условиях необходимости ограничения бюджета, органы, ответственные за проведение грядущей Олимпиады, принимают во внимание просчёты прошедших Игр, одним из примеров которых является санно-бобслейная трасса в Нагано. Имея перед глазами данный нерентабельный объект, о котором не устают напоминать многочисленные противники проведения Олимпиады в Токио, Япония стремится использовать по максимуму потенциальное наследие Игр 2020 г. Потенциальное «твёрдое» наследие будет использовано в рамках Чемпионата мира по водным видам спорта в 2021 г. в Японии; Чемпионата мира по футболу среди женщин и Чемпионата мира по спортивной гимнастике в 2023 г., страны-организаторы которых ещё не были официально избраны. Уже ведутся активные разговоры о возможности подачи заявки на проведение Зимней Олимпиады-2030 в г. Саппоро. Одной из причин вероятного участия Японии в гонке за проведение этой Олимпиады является стремление использовать наследие в т.ч. и Олимпийских игр 1972 г.
47 Таким образом, очевидно, что потенциальное наследие Игр-2020 хорошо проработано, его концепция и организационная структура предельно ясны и прозрачны. В то же время в реальной действительности затраты на проведение грядущих Олимпийских игр в Токио уже достигли колоссальных масштабов, вследствие чего растёт недовольство среди рядовых налогоплательщиков. Значит, единственный способ оправдать такие весомые затраты – сделать так, чтобы Олимпиада-2020 оставила не менее масштабное «мягкое» и «твёрдое» наследие, которое будет играть важную роль для Японии не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Как сказал официальный представитель Олимпийских игр 2016 г. М.Андрада: «Так как [Олимпийские игры] крайне дорогое мероприятие, только отлично структурированное, ощутимое и эффективное наследие может оправдать общественные затраты» [5].

Библиография

1. Flyvbjerg B., Stewart A. Olympic Proportions: Cost and Cost Overrun at the Olympics 1960-2012, June 2012. http://eureka.sbs.ox.ac.uk/4943/1/SSRN-id2382612_ (2).pdf (accessed 15.03.2019)

2. Tokyo 2020 Action & Legacy Plan, July 2016 (In Jap.). https://tokyo2020.org/jp/games/legacy/items/legacyreport.pdf (accessed 18.03.2019)

3. Tokyo 2020 Action & Legacy Plan, July 2017 (In Jap.). https://tokyo2020.org/jp/games/legacy/items/legacyreport2017.pdf (accessed 26.03.2019)

4. Tokyo 2020 Games Vision (In Jap.). https://tokyo2020.org/jp/games/vision/ (accessed 03.04.2019)

5. Tokyo 2020 Olympics will come and quickly go, but the legacy is all-important, 2 January 2017. https://www.japantimes.co.jp/news/2017/01/02/national/tokyo-2020-olympics-will-come-quickly-go-legacyimportant/#.XKswkZgzY2w (accessed 06.04.2019)

6. Legacy Strategic Approach. Moving Forward, December 2017. https://www.olympic.org/~/media/Document%20Library/OlympicOrg/Documents/Olympic-Legacy/IOC_Legacy_ Strategy_Full_version.pdf?la=en (accessed 02.03.2019)

7. Leopkey B., Parent M.M. 2012. Olympic Games Legacy: From General Benefits to Sustainable Long-Term Legacy. International Journal of the History of Sport, Vol. 29, Й 6, pp. 924-943. https://www.researchgate.net/publication/254239870_ Olympic_Games_Legacy_From_General_Benefits_to_Sustainable_Long-Term_Legacy (accessed 15.03.2019)

8. Olympic Legacy. https://www.olympic.org/olympic-legacy (accessed 01.04.2019)

9. Scheu A., Preuss H. The Legacy of the Olympic Games from 1896-2016, November 2017. https://www.sport.unimainz. de/Preuss/Download%20public/Working%20Paper%20Series/Working_Paper_No_14_Legacy%20Review.pdf (accessed 14.03.2019)

10. Tokyo 2020 Action & Legacy Plan, Action compile, 2018 (In Jap.). https://tokyo2020.org/jp/games/legacy/items/legacy-compile2018.pdf (accessed 03.04.2019)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести