25 лет иордано-израильскому договору. Особенности двусторонних отношений на современном этапе
25 лет иордано-израильскому договору. Особенности двусторонних отношений на современном этапе
Аннотация
Код статьи
S032150750008162-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Павлова Вера Юрьевна 
Должность: Аспирантка
Аффилиация: Дипломатическая академия МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
32-37
Аннотация

Рассматриваются особенности иордано-израильского диалога после заключения мирного договора в контексте нестабильности в регионе, раскрывается содержание документа и его значение для двух государств; анализируются подходы Иордании и Израиля к урегулированию палестино-израильского конфликта; рассматриваются причины возникновения оппозиции договору, а также перспективы его существования в условиях критики со стороны общественности и законодательных органов двух стран.

Ключевые слова
Иордания, Израиль, мирный договор, двустороннее сотрудничество, палестинский вопрос, «сделка века»
Классификатор
Дата публикации
05.03.2020
Всего подписок
37
Всего просмотров
2250
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В октябре 2019 г. исполнилось 25 лет со дня подписания мирного договора между Иорданским Хашимитским Королевством и Государством Израиль.
2 Несмотря на широкую критику договора и возникающие время от времени призывы в рядах иорданской и израильской общественности его разорвать, этому документу удалось сохранить хрупкий мир, послужить на благо двух государств и двусторонних отношений.
3 25 июля 1994 г. в Вашингтоне в ходе мирного переговорного процесса была подписана декларация, официально покончившая с состоянием войны между Иорданией и Израилем, продолжавшимся 46 лет, и ставшая основой для последующего договора. 26 октября того же года два государства подписали исторический мирный договор1.
1. Иордания стала вторым арабским государством после Египта, подписавшим договор с Израилем (прим. авт.).
4 Подписание документа в то время активно лоббировалось Западом, включая обещание ощутимых для Иордании экономических выгод. Так, Вашингтон аннулировал Иордании долг в $700 млн, а ряд европейских стран и Япония предоставили ей финансовую помощь, что положительно сказалось на дальнейшем экономическом развитии Королевства [1].
5 Во исполнение мирного договора также были подписаны и ратифицированы еще 15 двусторонних соглашений [2] в области торговли, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, коммуникаций, транспортного и воздушного сообщения, борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотиков, науки и культуры, образования, здравоохранения, туризма и др.
6 Одним из самых значимых для иорданской экономики стало двустороннее соглашение о специальных промышленных зонах, которое позволило создать рабочие места для тысяч иорданских подданных и наладить экспорт различных беспошлинных товаров на американский рынок. Частично был решен вопрос нехватки у Королевства водных ресурсов. Согласно одному из приложений договора, Израиль начал поставлять воду в Иорданию [3].
7 Документ позволил Королевству вернуть под свой суверенитет приграничные районы Бакура (Нахараим) и Гамр (Цофар), но при этом одно из приложений сохранило право Израиля на землепользование. Согласно приложению, Иордания обязалась разрешить свободу перемещения и ведения сельскохозяйственной деятельности в этих районах для израильских фермеров. В свою очередь, Израиль обязался не допускать в указанных районах деятельности, ущемляющей безопасность Королевства. Приложение о частном землепользовании было заключено на 25 лет и предусматривало его пролонгирование, если стороны не ставят вопрос о его расторжении2.
2. В октябре 2018 г. король Абдалла II, учитывая мнение общественности и иорданского парламента, решил все же не продлевать данное соглашение, о чем будет сказано ниже (прим. авт.).
8 В развитие экономических связей с соседним еврейским государством после прекращения поставок природного газа из Египта в 2013 г. из-за неоднократных подрывов трубопровода на Синайском полуострове иорданские компании Jordan Bromine Company и Arab Potash Company при посредничестве Госдепартамента США подписали контракт о покупке газа с уже эксплуатируемого израильского месторождения «Тамар» [4].
9 Заключение договора привело к установлению контактов в сфере безопасности и по линии спецслужб. Так, израильтяне осуществляли подготовку военных кадров и содействовали реорганизации некоторых частей иорданской армии (пилотов самолетов F-16 и экипажей танков М60А1) [2].
10 Подписание Вашингтонской декларации и самого мирного договора «только укрепило легитимность» правящей Хашимитской семьи [7], а также поспособствовало поддержанию стабильности в Королевстве. В 1994 г. в подписанной в Вашингтоне декларации было зафиксировано, что «Израиль уважает существующую специальную роль Иорданского Хашимитского Королевства в отношении мусульманских святынь Иерусалима» [5]. Чуть позднее, при заключении мирного договора с Израилем, король Хусейн добился включения в его текст положения о признании этой «особой исторической роли» [6]. Также звучали обещания учесть ее в палестино-израильских переговорах об окончательном статусе3.
3. В 2013 г. в документе, подписанном между президентом Палестины М.Аббасом и королем Иордании Абдаллой II, за иорданским монархом был закреплен статус хранителя как исламских, так и христианских святых мест Иерусалима с «полным правом на использование всех юридических мер их защиты и опеки», дабы предотвратить попытки изменить арабско-исламскую и христианскую идентичность Святого города (прим. авт.).
11 Для Израиля договор стал знаковым в плане обеспечения безопасности собственных границ, превратив бывшего противника в стратегического партнера. В интересах собственной безопасности израильское руководство считает необходимым способствовать поддержанию стабильности в соседней Иордании.
12 Между государствами наладилось сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Оно стало для двух стран особенно актуальным после начала сирийского кризиса и заметного расширения влияния террористических группировок в регионе, в т.ч. ИГИЛ.
13 Взаимодействие Королевства с Израилем на сирийском треке происходит также исходя из общего понимания необходимости противодействия нарастающему влиянию шиитского Ирана в Сирии и во всем регионе. Что касается израильско-иранских отношений, то в последнее время они только продолжают накаляться, а количество взаимных угроз и претензий – увеличиваться. В свою очередь, иорданское руководство опасается присутствия иранских формирований и других шиитских группировок в непосредственной близости от иордано-сирийской границы. Эти опасения идеально вписываются в антииранскую политику Израиля, монархий Персидского залива и нынешней администрации США в регионе.
14 Король Абдалла II, как и его отец, полагает, что поддержание мира с Израилем способствует сохранению его власти и авторитета, хотя это не мешает ему зачастую публично критиковать израильское руководство. В своей книге «Наш лучший последний шанс» Абдалла II предостерегает от еще одной опустошительной войны на Ближнем Востоке и винит в такой ситуации израильскую политическую верхушку, из-за нежелания идти на компромисс которой мирный процесс находится в тупике [8, p. 388].
15 Подавляющее большинство населения в Королевстве солидарно с этим мнением монарха. Недоверие к Израилю находит отражение в иорданских СМИ на протяжении всего времени со дня заключения договора и вплоть до сегодняшнего дня. Не раз иорданский парламент в ответ на односторонние действия Израиля на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, в частности в Иерусалиме на территории Храмовой горы, находящейся под покровительством Хашимитской королевской семьи, единогласно требовал выслать израильского посла из Аммана и разорвать мирный договор. Немалая часть иорданской общественности продолжает активно протестовать против дипломатического присутствия Израиля, организовывая демонстрации и сжигая израильские флаги на улицах.
16 Против договора неизменно выступают представители «Фронта исламского действия» – политического крыла иорданского движения «Братьев-мусульман», левых партий и арабские националисты. Такая позиция аргументируется тем, что документ нарушает принципы ряда резолюций Совета Безопасности ООН (242, 338, 237 и 194), особенно в части, касающейся возвращения палестинских беженцев. Иорданское руководство не раз обвинялось и в том, что, заключая договор, оно негласно согласилось на ассимиляцию части беженцев вместо того, чтобы искать пути их возвращения на свою родину.
17 Сегодня вряд ли можно найти жителя Королевства, который рассматривает мирный договор как осязаемое достижение. Дело в том, что для иорданцев отделить двусторонние отношения между Иорданией и Израилем от незавершенного палестино-израильского конфликта представляется невозможным, т.к. они видят мирный договор как часть всеобъемлющего мирного процесса, который зашел в тупик, и считают, что Израиль не стремится к миру вовсе. Как пишет иорданский аналитик Х.Барари: «Излишне говорить, что чувство разочарования со стороны иорданцев не поддается описанию» [9].
18 По вопросу палестино-израильского конфликта Иордания неизменно продолжает придерживаться идеи его урегулирования на основе принципа «двух государств», предполагающего создание жизнеспособного палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме [10], и при любом удобном случае предостерегает Израиль от любых односторонних шагов, которые могли бы этот принцип подорвать. Такой вариант урегулирования, по мнению короля, является единственной возможностью достичь мира и стабильности в регионе. Руководство Королевства полагает также, что создание независимого палестинского государства будет способствовать закреплению иорданской идентичности. Таким образом, двугосударственное решение этого застарелого конфликта определяется и как национальный интерес Иордании.
19 Израильская верхушка скептически воспринимает официальную позицию Королевства по палестинской проблематике. По мнению многих арабских политологов, нынешняя израильская политика нацелена на уничтожение перспектив реализации двугосударственной парадигмы. Многие члены ведущей правоцентристской партии «Ликуд» и вовсе открыто заявляют о том, что распространение суверенитета «на всей Земле Израиля» – это вопрос времени [11].
20 Непреодоленные разногласия в рядах палестинцев, возросшее влияние правых партий в Израиле, политика администрации президента США Д.Трампа в палестинском вопросе разрушают надежду иорданцев на реализацию решения «двух государств» в ближайшем будущем. В складывающихся условиях снова возродилась идея т.н. «иорданской опции», подразумевающей создание иордано-палестинской конфедерации как удобного для Израиля варианта решения палестинского вопроса4. Концепция конфедерации не является новой для региона, однако она не затрагивалась на переговорах после заключения соглашений в Осло, направленных на достижение палестино-израильского урегулирования, и создания Палестинской национальной администрации в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан.
4. Проект конфедеративного арабского государства Иордании и Палестины разрабатывался в середине
21 По сообщениям прессы, тема объединения в конфедерацию вновь была поднята в июне 2017 г. старшим советником президента США Д.Кушнером на встрече с главой Палестинской национальной администрации М.Аббасом [12], что вызвало существенное раздражение иорданского руководства. Очевидно, что для Израиля данный вариант является наиболее приемлемым, т.к. в случае его реализации практически все составляющие палестинской проблемы были бы решены за счет соседнего королевства.
22 Иордания решительно выступает против создания конфедерации по ряду причин, в частности, из-за опасений последующего демографического дисбаланса, который превратит самих иор- данцев в меньшинство, а Иорданию в «альтернативную родину» для палестинцев [13]. Это может вызвать недовольство иорданского населения и негативно сказаться на внутренней стабильности, а также способно пошатнуть власть Хашимитской династии.
23 При этом, по информации некоторых источников, король Абдалла II полностью возможность создания конфедерации в будущем не исключал, говоря, что этот вариант станет возможным только тогда, когда будет создано независимое палестинское государство, а также народы обоих государств выскажутся за объединение.
24 Переговоры Д.Кушнера с палестинским лидером проходили в рамках серии встреч с ближневосточными лидерами по обсуждению предварительного плана президента США Д.Трампа по урегулированию ближневосточного конфликта [14], т.н. «сделки века». По различным источникам, данный план включает в себя несколько положений, которые изначально были неприемлемы для палестинской и иорданской сторон, а именно: нарушение статуса-кво Иерусалима и установление израильского суверенитета над Старым городом, предоставление палестинскому государству ограниченного суверенитета, а также исключение вопроса возвращения палестинских беженцев из повестки дня. В этой связи иорданский монарх отнесся к упомянутой инициативе крайне негативно, о чем упомянул в своем интервью телеканалу «Fox news» [15] в конце сентября 2018 г., назвав исключение ряда важных вопросов из переговоров бедствием для всех, включая Израиль.
25 В целом, попытки американских переговорщиков получить открытую поддержку арабских лидеров этому плану, в котором явно был сделан уклон в израильскую сторону, пока не удались, даже несмотря на анонсирование финансовой помощи некоторым арабским странам, в числе которых Иордания, на презентации экономической части «сделки века» летом 2019 г. в Бахрейне5.
5. Согласно опубликованному на официальном сайте Белого дома (http://www.whitehouse.gov/peacetoprosperity) плану – «Мир ради процветания», в течение 10 лет США намерены привлечь $50 млрд инвестиций для реализации различных проектов на Западном берегу р. Иордан, секторе Газа, Египте, Ливане и Иордании (прим. авт.).
26 На фоне обострения ситуации в Иерусалиме, после решения Д.Трампа в декабре 2017 г. признать Иерусалим столицей Израиля и перевести туда посольство США, произошло охлаждение отношений между Иорданией и Израилем, что отразилось на мирном договоре и его приложениях. В конце 2018 г. король Абдалла II заявил о своем решении не продлевать действие приложения об использовании израильскими фермерами иорданских территорий Бакура и Гамр. Король заявил, что они являются иорданскими землями, и поэтому будут находиться под полным суверенитетом Иордании, что особенно важно, по его словам, в эпоху региональных потрясений. Как отмечают иорданские и израильские комментаторы, король столкнулся с сильным давлением внутри страны. В стране проходили антиизраильские выступления и демонстрации против налоговой реформы, петицию против продления соглашения о землепользовании подписали 87 парламентариев (из 130 в Нижней палате). Монарх попытался этим решением смягчить критику в свой адрес и вызвал одобрение иорданского населения, а также правительства и парламента.
27 Израильское руководство, однако, заявило, что Израиль будет еще пытаться продолжать переговоры о продлении аренды [16], т.к. израильские фермеры не хотят просто так бросать свои сельскохозяйственные угодья. Однако, как заверил иорданский министр иностранных дел А.Сафади [17], Королевство не собирается идти навстречу еврейскому государству в этом вопросе, особенно в свете недавнего ухудшения отношений из-за односторонней политики Израиля по отношению к статусу Святых мест в Иерусалиме.
28 Тем не менее, как отмечает ряд экспертов, не исключено, что Королевство рассчитывает на некий торг с Израилем по экономическим вопросам [18]. Вероятно, что стороны затронут тему продления соглашения о землепользовании в последующих переговорах по увеличению объемов поставляемой воды, тем самым актуализируя принцип мирного договора «мир взамен на воду» до «земля взамен на воду» [19]. Обострение водной проблемы в Королевстве объясняется засухой и тяжелыми последствиями пребывания сотен тысяч сирийских беженцев на его территории. Возможно, также постараются придать импульс обсуждению совместного водного проекта «Красное море – Мертвое море»6, который оказался на гране срыва из-за дипломатического скандала, связанного со стрельбой в израильском посольстве в Аммане летом 2017 г., а также ряда экономических и экологических аспектов этого проекта, которые настораживают Израиль.
6. Договор по проекту, подписанный в 2013 г. Иорданией, Израилем и ПНА, подразумевал строительство канала от Красного моря до Мертвого, который обеспечил бы электроэнергией и питьевой водой эти страны (прим. авт.).
29 В начале 2019 г. противоречия вокруг святых мест Иерусалима обострились с новой силой. Вакфом, который находится под контролем иорданских властей, было принято решение открыть для населения восточные Ворота милосердия (Баб ар-Рахма) Храмовой горы, которые были закрыты на протяжении 16 лет. Однако израильские власти предприняли попытки опять их закрыть и даже запретили посещать комплекс ряду палестинских чиновников. В марте 2019 г., в ходе визита израильской делегации в Королевство, обсуждалось будущее этой части Храмовой горы и возможное соглашение по этому вопросу, однако переговоры ощутимого прогресса не принесли. После этого иорданское руководство, пользуясь поддержкой арабских стран [20], еще раз выразило решимость продолжать осуществлять функции хранителя мусульманских и христианских святынь Иерусалима, нацеленные на сохранение их исторического и правового статуса-кво.
30 Для противодействия плану США, а также предотвращения укрепления суверенитета Израиля в Восточном Иерусалиме Иордания и Палестинская национальная администрация (ПНА) создали совместный совет по управлению Храмовой горой [21] и святыми местами Иерусалима [22]. Вакф был расширен с 11 до 18 человек, в т.ч. за счет включения в него представителей ПНА и палестинского движения «ФАТХ», что вызвало резкую критику с израильской стороны.
31 21 марта в ходе посещения г. Зарки король Абдалла II вновь подтвердил свою приверженность защите мусульманских и христианских святынь в Иерусалиме, назвав их неприкосновенность «красной линией» [23].
32 В этом чувствительном для иорданского монарха вопросе он явно подвергается давлению через утечки в прессу о якобы обещании американцев предоставить Саудовской Аравии особый статус по отношению к мусульманским святыням на Храмовой горе [24], что нанесло бы большой урон имиджу Иордании и ее влиянию в исламском мире.
33 Ситуация вокруг святых мест Иерусалима отразилась и на договорах о поставках израильского газа в Иорданию. До настоящего времени многочисленным антиизраильским демонстрациям в Королевстве, призывающим их расторгнуть, не удавалось повлиять на решение правительства. Однако участившиеся антиизраильские народные выступления и возросшее недовольство в парламенте вынудило правительство в 2019 г. отправить на рассмотрение в Конституционный суд Иордании (согласно ст. 33 основного закона государства) дело о расторжении контракта с «оккупационными властями». Согласно некоторым иорданским источникам, король Абдалла II лично дал распоряжение пересмотреть контракт с Израилем, дабы оказать определенное политическое давление на его руководство.
34 Большая часть общественности Израиля тоже выражает недовольство политикой иорданских властей, в особенности в том, что касается отношения к израильским евреям-паломникам и туристам. Под предлогом обеспечения безопасности у въезжающих на территорию Иордании евреев обычно конфискуются предметы иудейского религиозного культа и израильские символы, также достаточно непроста процедура прохождения КПП.
35 Летом 2019 г. иорданские власти запретили посещения гробницы Аарона еврейским паломникам, находящейся недалеко от иорданского города Петра якобы из-за нарушений пропускного порядка [25]. В качестве ответных мер израильтянами были озвучены предложения по ограничению деятельности иорданского Вакфа в Иерусалиме и остановке подачи воды в Иорданию. Однако израильское правительство пока по большей части старается не реагировать на данные шаги иорданской стороны из-за нежелания обострять и без того непростые отношения со своим соседом на восточном фланге. Ключевым моментом, определяющим отношение руководства Израиля к соседнему государству, является вопрос безопасности и борьбы с терроризмом, а также поддержание стабильности в Королевстве, дабы не допустить возможного прихода в нем к власти антиизраильского режима.
36 Очевидно, что неисполнение международных резолюций и договоров Израилем, непропорциональные и агрессивные действия по отношению к палестинцам, нелегальная поселенческая деятельность и продолжающаяся оккупация палестинских территорий являются препятствием для полноценных межгосударственных отношений между странами. Однако стороны на протяжении всего этого времени старались использовать мирный договор в своих национальных интересах.
37 Как ожидается, сегодняшняя напряженность в отношениях между двумя государствами и непростая ситуация в комплексе на Храмовой горе в Иерусалиме сохранятся и будут время от времени обостряться. Остается открытым вопрос, как же изменится вектор двустороннего сотрудничества. Тем не менее, как представляется, несмотря на широкие общественные выступления в Иордании против мирного договора, его расторжение в будущем маловероятно. Сохранение политической стабильности в условиях непростой региональной ситуации и экономические выгоды, которые обеспечиваются за счет двусторонних отношений, регламентированных договором, имеют первостепенную важность.

Библиография

1. Гасратян С. Израиль и Иордания: партнеры по необходимости. Международная жизнь, 2015, № 5. https://interaffairs.ru/jauthor/ material/1261 (accessed 19.05.2019)

2. Israel-Jordan Negotiations. Israel Ministry of Foreign Affairs, 01.12.1995. https://mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/guide/pages/israel-jordan%20negotiations.aspx (accessed 20.05.2019)

3. Рысбеков Ю.Х. Бассейн реки Иордан (Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Палестина, Сирия), Трансграничное сотрудничество на международных реках: проблемы, опыт, уроки, прогнозы экспертов. Научно-информационный центр МКВК, 2009. http://www.cawater-info.net/bk/water_law/2_4_2.htm (accessed 05.09.2019)

4. Ghazal M. Israeli gas to Jordan expected in 2020 – official. The Jordan Times, 05.07.2018. http://jordantimes.com/news/local/israeli-gas-jordan-expected-2020—-official (accessed 13.09.2019)

5. The Washington Declaration. Israel Ministry of Foreign Affairs. http://www.mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/guide/pages/the%20washington%20declaration.aspx (accessed 03.04.2019)

6. Israel-Jordan Peace Negotiations: Israel-Jordan Treaty of Peace. Jewish Virtual Library (AICE), 26.10.1994. https://www.jewishvirtuallibrary.org/israel-jordan-treaty-of-peace (accessed 18.11.2018)

7. Ханин В. Израиль и иорданский фактор нового ближневосточного расклада сил. Институт Ближнего Востока, 10.07.2018. http://www.iimes.ru/?p=45906 (accessed 13.09.2019)

8. King Abdullah II of Jordan, Our Last Best Chance: The Pursuit of Peace in a Time of Peril, 2011 (In Arab.)

9. Barari H.A. The Future of Peace with Israel. The Jordan Times, 22.10.2018. http://www.jordantimes.com/opinion/hassan-barari/future-peace-israel (accessed 20.04.2019)

10. King Abdullah II of Jordan, Challenges facing our peoples, demand that we live up to their aspirations – King. The Jordan Times, 01.04.2019. http://jordantimes.com/news/local/challenges-facing-our-peoples-demand-we-live-their-aspirations-king (accessed 11.04.2019)

11. Shlomi E. Likud’s mainstreaming of West Bank annexation. Al-Monitor, 15.02.2019. https://www.almonitor.com/pulse/originals/2019/02/israel-west-bank-sovereignty-annexation-likud-elections.html (accessed 30.03.2019)

12. США предложили Палестине создать конфедерацию с Иорданией. ТАСС, 02.09.2018. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5515933 (accessed 20.05.2019)

13. Bar’el Z. Jordan’s King Nixes Peace Treaty Annexes as Payback Against Trump, Netanyahu. Haaretz, 22.10.2018. https://www.haaretz.com/middle-east-news/jordan/.premium-jordan-s-king-uses-nixed-peace-treaty-annexes-as-paybackagainst-trump-netanyahu-1.6584975 (accessed 05.05.2019)

14. Щегловин Ю.Б. О возможности реализации плана Д.Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта. Институт Ближнего Востока, 27.09.2018. http://www.iimes.ru/?p=48202 (accessed 05.05.2019)

15. King Abdullah II of Jordan on Syria, ISIS and Mideast peace. Interview. Fox News, 26.09.2018. https://video.foxnews.com/v/5840640760001/#sp=show-clips 26.09 (accessed 13.09.2019)

16. Krasna J. The Jordan-Israel Peace Treaty at 25: A Slightly Tarnished, but Still Important, Silver Anniversary. 20.06.2019. https://jiss.org.il/en/krasna-the-jordan-israel-peace-treaty-at-25/ (accessed 11.09.2019)

17. Khory J. Jordanian FM: We will not negotiate our sovereignty with Israel. Haaretz, 22.10.2018. https://www.haaretz.com/middle-east-news/jordan/jordanian-fm-we-will-not-negotiate-sovereignty-over-annexes-withisrael-1.6585104 (accessed 09.09.2019)

18. Cabrera V. Jordan requests more water from Israel after cancelling peace treaty annex. The Jerusalem Post, 25.11.2018. https://www.jpost.com/Middle-East/Jordan-requests-more-water-from-Israel-amid-rising-need-from-Syrian-refugees-572720 (accessed 19.08.2019)

19. Чернин В. Иордания просит Израиль увеличить поставки пресной воды. Институт Ближнего Востока, 24.11.2018. http://www.iimes.ru/?p=50094 (accessed 10.09.2019)

20. Ghazal M. Arab leaders declare support for Hashemite Custodianship in Jerusalem. The Jordan Times, 01.04.2019. http://jordantimes.com/news/local/arab-leaders-declare-support-hashemite-custodianship-jerusalem (accessed 06.08.2019)

21. Menachem Y.B. Jordanian-Palestinian Collaboration against the «Deal of the Century». Jerusalem Center for Public Affairs, 18.02.2019. http://jcpa.org/jordanian-palestinian-collaboration-against-the-deal-of-the-century/ (accessed 05.08.2019)

22. Корочкина В.А. О совместных мерах ПНА и Иордании против «сделки века» президента США Дональда Трампа. Институт Ближнего Востока, 21.02.2019. http://www.iimes.ru/?p=53476 (accessed 04.08.2019)

23. King says Jerusalem a red line, no to alternative homeland. The Jordan Times, 27.03.2019. http://www.jordantimes.com/news/local/king-says-jerusalem-red-line-no-alternative-homeland (accessed 10.09.2019)

24. Kattan V. Trump Is Playing With Fire At Jerusalem’s al-Aqsa Mosque. Haaretz, 28.07.2019. https://www.haaretz.com/israel-news/premium-trump-is-playing-with-fire-at-the-al-aqsa-mosque-1.7573662 (accessed 08.08.2019)

25. Joffrre T. Jordan closes Aaron’s tomb after Jews seen praying at site. Jerusalem Post, 05.08.2019. http://www.jpost.com/Middle-East/Jordan-closes-Aarons-Tomb-after-Jews-seen-praying-at-site-597568 (accessed 10.09.2019)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести