- Код статьи
- S032103910002908-1-
- DOI
- 10.31857/S032103910002908-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 78 / Выпуск 4
- Страницы
- 889-908
- Аннотация
Статья посвящена переосмыслению истории взаимоотношений римских властей и христианства в апологетической литературе II–III вв. В ряде сочинений указанного периода присутствуют вымышленные истории о прохристианских симпатиях различных римских императоров, а римская история включается в общехристианский контекст. В апологетических сочинениях складывается новая по сравнению с апостольской литературой I в. позитивная позиция по отношению к римской власти, в рамках которой оказывается возможным и востребованным конструирование новой истории взаимоотношений Рима с христианством. Подобную христианизацию истории представляется возможным интерпретировать как способ создания общей культурной памяти христианского сообщества, с помощью которой можно было выстраивать собственную групповую идентичность и согласовывать ее с представлениями окружающего их населения римского мира.
- Ключевые слова
- раннее христианство, апологетика, Римская империя, II–III вв., культурная память
- Дата публикации
- 23.01.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 791
Библиография
- 1. Ackeren, M. van. 2012: A Companion to Marcus Aurelius. Oxford.
- 2. Афиногенов, Д.Е. К кому обращена апология Татиана. ВДИ 1, 1990. С. 167–174.
- 3. Афиногенов, Д.Е. 2000: Татиан и его «Слово к эллинам» в историческом контексте. В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 80–92.
- 4. Ассман, Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и по-литическая идентичность в высоких культурах древности. (Пер. с немецкого М.М. Сокольской). М., 2004.
- 5. Barnard, L.W. 1967: Justin Martyr: His Life and Thought. Cambridge.
- 6. Barnes, T.D. 1981: Constantine and Eusebius. Cambridge (Mass).
- 7. Becker, E.-M. 2017: The Birth of Christian History: Memory and Time from Mark to Luke-Acts. Yale.
- 8. Benko, S. 1984: Pagan Rome and the Early Christians. Bloomington (Indiana).
- 9. Большаков, А.П. «Эллины» и «эллинская мудрость» в произведениях раннехристианских апологетов. В сб.: В.И. Кузищин и др. (ред.), Древний Восток и античный мир: труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 4. М., 2001. С. 151–165.
- 10. Большаков, А.П. Греко-иудейские традиции в христианских апологиях II–IV веков. Автореф. дисс.… канд. ист. наук. М., 2002.
- 11. Большаков, А.П. Раннехристианские апологии: происхождение и содержание. В сб.: Древний Восток и античный мир: труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М., 2002. С. 151–165.
- 12. Болотов, В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. История Церкви в период Констиантина. СПб., 1910.
- 13. Братухин, А.Ю. Тертуллиан и Климент Александрийский. В сб.: Индоевропейское языкознание и классическая филология – IX. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. СПб., 2005. С. 39–46.
- 14. Братухин, А.Ю. Тит Флавий Климент – примиритель противоположностей. В кн.: А.Ю. Братухин (ред.), Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. СПб., 2006. С. 5–46.
- 15. Братухин, А.Ю. Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан). Автореф. дисс.… д-ра филол. наук. СПб., 2016.
- 16. Buck, P.L. 1996: Athenagoras’s embassy. A literary fiction. Harvard Theological Review 89, 209‒226.
- 17. Buell, D.K. 2005: Why This New Race: Ethnic Reasoning in Early Christianity. New York.
- 18. Бычков, В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.
- 19. Бычков, В.В. Aesthetica patrum. Эстетика Отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.
- 20. Chesnut, G.F. 1986: The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret, and Evagrius. Macon (Georgia).
- 21. Christensen, A.S. 1980: Lactantius the Historian. An Analysis of the De Mortibus Persecutorum. Copenhagen.
- 22. Ciholas, P. 2003: The Omphalos and the Cross: Pagans and Christians in Search of a Divine Center. Macon (Georgia).
- 23. Cook, J.G. 2010: Roman Attitudes Toward the Christians: From Claudius to Hadrian. Tübingen.
- 24. Десницкий, А.С. Своеобразие «Послания к Диогниту» и его место в ранней апологетике. В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 118–121.
- 25. Digeser, E.D. 2000: The Making of a Christian Empire: Lactantius and Rome. Ithaca–London.
- 26. Edwards, M. et al. 1999: Introduction: Apologetics in the Roman world. In: M. Edwards, M. Goodman, S. Price (eds.), Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford.
- 27. Esler, P. 1987: Community and Gospel in Luke-Acts: The Social and Political Motivations of Lucan Theology. Cambridge, 1987.
- 28. Fiedrowicz, M. 2001: Apologie im frühen Christentum. Die Kontroverse um den christlichen Wahrheitsanpruch in den ersten Jahrhunderten. Paderborn.
- 29. Frend, W.H.C. 1965: Martyrdom and Persecution in the Early Church. A Study of Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford.
- 30. Gamble, H.Y. 1995: Books and Readers in the Early Church: A History of Early Christian Texts. New Haven.
- 31. Grant, R.M. 1988: Greek Apologists of the Second Century. London.
- 32. Гарнак, А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. В сб.: Раннее христианство. Т. I. (Перевод с немецкого С. Свиридовой). Москва–Харьков, 2001. С. 305–350.
- 33. Henderson, T.P. 2011: The Gospel of Peter and Early Christian Apologetics: Rewriting the Story of Jesus’ Death, Burial, and Resurrection. Tübingen.
- 34. Jacobsen, A.-C. 2009: Apologetics and apologies – some definitions. In: J. Ulrich, A.-C. Jacobsen, М. Kahlos (eds.), Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics. Frankfurt am Main.
- 35. Kannaday, W.C. 2004: Apologetic Discourse and the Scribal Tradition. Atlanta.
- 36. Казаков, М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.
- 37. Keresztes, P. 1967: The Emperor Hadrian's rescript to Minucius Fundanus. Phoenix 21, 120–129.
- 38. Керн, К.Э. (архимандрит Киприан). Патрология. Т. I. Москва–Париж, 1996.
- 39. Kovács, P. 2009: Marcus Aurelius’ Rain Miracle and the Marcomannic Wars. Leiden–Boston.
- 40. Кривушин, И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998.
- 41. Loveday, A. 1999: The Acts of the Apostles as an apologetic text. In: M. Edwards, M. Goodman, S. Price (eds.), Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford, 15–44.
- 42. MacMullen, R. 1984: Christianizing the Roman Empire (A.D. 100–400). New Haven–London.
- 43. Marguerat, D. 2002: The First Christian Historian: Writing the “Acts of the Apostles”. Cambridge.
- 44. Millar, F. 1977: The Emperor in the Roman World (31 B.C.–A.D. 337). London.
- 45. Minns, D. 2007: The Rescript of Hadrian. In: S. Parvis, P. Foster (eds.), Justin Martyr and His Worlds. Minneapolis (MN), 38–49
- 46. Minns, D., Parvis P. (eds.) 2009: Justin, Philosopher and Martyr. Apologies. Oxford.
- 47. Муравьев, А.В. «Этот муж проповедовал христианство, сохраняя мантию философа...». В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 39–44.
- 48. Nesselhauf, H. 1976: Hadrians Reskript an Minicius Fundanus. Hermes. Zeitschrift für klassische Philologie 104, 348–361.
- 49. Пантелеев, А.Д. Христианство в Римской империи во II–III вв.: К проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства. Дис.... канд. ист. наук. СПб., 2004.
- 50. Пантелеев, А.Д. Молниеносный легион: христианская легенда и реальность. Вестник СПбГУ. Серия 2: История 3, 2007. С. 143–149.
- 51. Pattison, S.E. 1990: A Study of the Apologetic Function of the Summaries of Acts. PhD thesis. Atlanta.
- 52. Преображенский, П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926.
- 53. Прокопьев, С.М. Возникновение христианской исторической мысли: Ориген Александрийский. М., 2010.
- 54. Прокопьев, С.М. Христианская историческая мысль во II и III столетиях. Вестник МГУП имени Ивана Федорова 12, 2011, С. 33–44.
- 55. Prostmeier, F.P. 2017: Die sogenannten Imperatoren in der Weltchronik des Theophilos von Antiochia. In: U. Heil, J. Ulrich (Hrsgg.), Kirche und Kaiser in Antike und Spätantike. Berlin–Boston.
- 56. Rankin, D. 2006: From Clement to Origen: The Social and Historical Context of the Church Fathers. Burlington.
- 57. Rankin, D. 2009: Athenagoras: Philosopher and Theologian. Farnham.
- 58. Rhee, H. 2005: Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. The Apologies, Apocryphal Acts and Martyr Acts. New York.
- 59. Robbins, V. 1991: Luke-Acts: A mixed population seeks a home in the Roman Empire. In: A. Loveday (ed.), Images of Empire. Sheffield.
- 60. Schott, J.M. 2008: Christianity, Empire, and the Making of Religion in Late Antiquity. Philadelphia.
- 61. Сидоров, А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996.
- 62. Sterling, G. 1992: Historiography and Self-Definition: Josephos, Luke-Acts and Apologetic History. Leiden.
- 63. Strobel, K. 1993: Das Imperium Romanum im “3. Jahrhundert”: Modell einer historischen Krise? Stuttgart.
- 64. Свенцицкая, И.С. 1988: Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.
- 65. Свенцицкая, И.С. Христиане и императорская власть в апокрифических сказаниях II–IV вв. (Переосмысление истории). В сб.: Античное общество – IV: Власть и общество в античности. СПб., 2001.
- 66. Свенцицкая, И.С. Первые христиане и Римская империя. М., 2003.
- 67. Тюленев, В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.
- 68. Ващева, И.Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПб., 2006.
- 69. Вдовиченко, А.В. Христианская апология. Краткий обзор традиции. В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 5–38.
- 70. Walton, S. 2002: The state they were in: Luke’s view of the Roman Empire. In: P. Oakes (ed.), Rome in the Bible and the Early Church. Carlisle–Grand Rapids.
- 71. Wifstrand, A. 2005: The Roman Empire from the Greek perspective. In: L. Rydbeck, S. Porter (eds.), Epochs and Styles: Selected Writings on the New Testament, Greek Language and Greek Culture in the Post-Classical Era. Tübingen.
- 72. Wilhite, D.E. 2007: Tertullian the African: An Anthropological Reading of Tertullian’s Context and Identities. Berlin.
- 73. Yamazaki-Ransom, K. 2010: The Roman Empire in Luke’s narrative. London–New York.
- 74. Yoder, J. 2014: Representatives of Roman Rule: Roman Provincial Governors in Luke-Acts. Berlin–Munich–Boston.
- 75. Жолудь, Р.В. Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы. Воронеж, 2002.