РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В целях выявления возрастной динамики характеристик речевого развития ребенка, прогностических для овладения навыком чтения, проведено лонгитюдное исследование детей (n = 10) от рождения до 7 лет. На основе комплексного метода анализа установлена связь между физиологическим состоянием ребенка при рождении, характеристиками его вокализаций на первом году жизни и уровнем речевого развития в 4-7 лет. Показано, что сочетание факторов возраста и риска развития при рождении значимо влияет на понимание ребенком в возрасте 5-7 лет прочитанного материала. Результаты проведенного исследования свидетельствуют в пользу представления о том, что овладение разговорной речью и навыком чтения представляет единый процесс речевого развития, и позволяют заключить, что прогностически значимым для овладения ребенком навыка чтения является весь предшествующий ход раннего речевого развития.
Ключевые слова
ребенок, вокализации, речь, ответные реплики, чтение, фонематический слух, акустические характеристики, прогностические признаки.
Классификатор
Дата публикации
01.05.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
565
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). СПб.: Речь, 2003.
  2. Корнев А.Н. Анализ когнитивных механизмов чтения на начальном этапе усвоения: влияние пола на выбор стратегий рекодирования//Материалы V Международн. конф. по когнитивной науке. Калининград, 2012. С. 437-439.
  3. Королева И.В., Шургая Г.Г., Штыров Ю.Ю. Разработка дихотических тестов и проведение дихоти-ческого прослушивания: Методические рекомендации. СПб., 1998.
  4. Крещенко О.Ю. Гендерные особенности формирования навыков письма и чтения у детей 9-10 лет//Материалы V Международн. конф. по когнитивной науке. Калининград, 2012. С. 466-468.
  5. Ляксо Е.Е. Речевая имитация в диадах "мать-ребенок" с нормально развивающимися детьми и детьми, имеющими неврологические нарушения: лонгитюдное исследование//Сенсорные системы. 2006. Т. 20. № 3. С. 204-215.
  6. Ляксо Е.Е. Оценка раннего речевого и когнитивного развития детей: разработка и апробация опросника//Коллективная монография "Речь ребенка -проблемы и решения"/Ред. Т.Н. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2008. Гл. 12. С. 262318.
  7. Ляксо Е.Е. Становление речи ребенка в онтогенезе: лонгитюдное исследование//Коллективная монография "Речь ребенка -проблемы и решения"/Ред. Т.Н. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2008. Гл. 3. С. 54-89.
  8. Ляксо Е.Е., Столярова Э.И. Специфика реализации речевых навыков 4-5-летних детей в диалоге//Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 48-57.
  9. Ляксо Е.Е., Григорьев А.С., Куражова А.В., Гайко-ва Ю.С., Бедная Е.Д. Акустика детской речи: динамика временных и спектральных характеристик гласных//XXV сессия Российского акустического общества. Акустика речи, медицинская и биологическая акустика, 2012.
  10. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Смирнов А.Г., Куражо-ва А.В., Гайкова Ю.С., Бедная Е.Д., Григорьев А.С. Уровень речевого развития детей на этапе формирования навыка чтения//Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 90-104.
  11. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста//Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1. С. 26-36.
  12. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр ВОЗ. Женева, М.: Медицина по по-руч. МЗ РФ, 1998. Т. 2.
  13. МФА (IPA) http://www.arts.gla.ac.uk/IPA/ipa.htm
  14. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  15. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. СПб.: Питер, 2002.
  16. Скворцов И.А. Неврология развития. Руководство для врачей. М.: Литера, 2008.
  17. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе//Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5. С. 26-36.
  18. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности//Психол. журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 84-93.
  19. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. -М.: Владос, 2000.-240 с.
  20. Чистович И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID. СПб.: Институт раннего вмешательства, 2000.
  21. Adams J., Treiman R., Pressley M. Reading, writing, and literacy//Handbook of Child Psychology: Child Psychology in Practice/Eds. I.E. Sigel, K.A. Renninger. N.Y.: Wiley, 1998. P. 275-355.
  22. Chen L.M., Kent R.D. Consonant-vowel co-occurrence patterns in Mandarin-learning infants//Journal of Child Language. 2005. V. 32. P. 507-534.
  23. DeThorme L.S., Petrill S.A., Schatcheneider C., Cutting L. Conversational language use as a predictor of early reading development: language history as a moderating variable//Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2010. V. 53. 209-223.
  24. Gentilucci M., Stefanini S., Roy A.C., Santunione P. Action observation and speech production: study on children and adults. Neuropsychologia. 2004. V. 42. P. 1554-1567.
  25. Kaiser A., Holler S., Schmitz S., Nitsch C. On sex/gender related similarities and differences in fMRI language research//Brain Research Reviews. 2009. V. 61. № 2. P. 49-59.
  26. Law J., Plunkett C. The interaction between behaviour and speech and language difficulties: does intervention for one affect outcomes in the other? EPPI-Centre Social Science Research Unit Institute of Education University of London//EPPI-Centre report. 2009. № 1705. 71 p.
  27. Leppdnen P.H.T., Hamalainen J.A., Guttorm T.K., Eklund KM. et al. Infant brain responses associated with reading-related skills before school and at school age//Clinical Neurophysiology. 2011. V. 42. P. 35-41.
  28. Lyytinen H., Ahonen T., Eklund K. et al. Developmental pathways of children with and without familial risk for dyslexia during the first years of life//Developmental Neuropsychology. 2001. V. 20. № 2. P. 535-554.
  29. Lyytinen H., Erskine J., Kujala J. et al. Health and Disability: In search of a science-based application: A learning tool for reading acquisition//Scandinavian Journ. of Psychology. 2009. V. 50. P. 668-675.
  30. McEwen F., Happe F., Bolton P., Rijsdijk F., Ronald A. Origins of Individual Differences in Imitation: Links With Language, Pretend Play, and Socially Insightful Behavior in Two-Year-Old Twins//Child. Development. 2007. V. 78. № 2. P. 474-492.
  31. Moore J.K. Maturation of human auditory cortex: implication for speech perception//Annals of otology and laryngology. 2002. Suppl. 189. V. 111. № 5. P. 7-10.
  32. Morales M., Mundy P., Delgado C.E.F. et al. Responding to Joint Attention Across the 6-through 24-Month Age Period and Early Language Acquisition//Journ. of Applied Developmental Psychology. 2000. V. 21. № 3. P. 283-298.
  33. Ohgi S., Loo K.K., Mizuike C. Frontal brain activation in young children during picture book reading with their mothers//Acta Paediatr. 2010. V. 99. № 2. P. 225-229.
  34. Raschle N.M., Zuk J., Gaab N. Functional characteristics of developmental dyslexia in left-hemispheric posterior brain regions predate reading onset//PNAS. 2012. V. 109. № 6. P. 2156-2161.
  35. Rayner K. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research//Psychological Bulletin. 1998. V. 124. № 3. P. 372-422.
  36. Silven M. Something from nothing. Early Interaction and language Acquisition in Finnish children: cascading effect from first words to reding?//Academic Dissertation. Turku: Turin Yliopisto, 2002. 62 p.
  37. Smith A.B., Locke J.L., Bennett J. A longitudinal study of speech timing in young children later found to have reading disability//Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2008. V. 51. P. 1300-1314.
  38. Stoel-Gammon C. Prespeech and early speech development of two late talkers//First language. 1989. V. 9. P. 207-223.
  39. Storch S.A., Whitehurst G.J. Oral language and code-related precursors to reading: Evidence from a longitudinal structural model//Developmental Psychology. 2002. V. 38. P. 934-947.
  40. Vihman MM., DePolis R.A., Karen-Portnoy T. A dynamic systems approach to babbling and words/Ed. E. Bavin. Handbook of Child Language. 2009. P. 163-182.
  41. Vorperian H., Kent R. Vowel Acoustic Space Development in Children: A Synthesis of Acoustic and Anatomic Data//Journal Speech Lang Hear Res. 2007. V. 50. № 6. P. 1510-1545.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести