ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты двух независимых исследований, направленных на выявление динамики нейрофизиологических (ЭЭГ) и психофизиологических (КГР) показателей в процессе когнитивной деятельности: 1) разных типов понятийных преобразований (“вертикальных” и “горизонтальных”) ( n = 34); 2) разных типов перцептивного сканирования на примере показателей когнитивного стиля импульсивность/рефлективность ( n = 31) (возраст испытуемых – от 17 до 33 лет). Показано, что чем выше продуктивность понятийных преобразований, тем меньше сложность кривой ЭЭГ: это может быть интерпретировано как тенденция к уменьшению энергозатрат в наблюдаемом частотном диапазоне. Установлено, что рефлективный когнитивный стиль является более энергозатратной формой когнитивного функционирования по сравнению с импульсивным. Делается вывод о том, что характер информационно-энергетических соотношений при выполнении разных типов когнитивной деятельности зависит от фактора-медиатора – ментальных усилий: при их редукции наблюдается уменьшение энергозатрат, при росте – увеличение. Таким образом, информационные характеристики когнитивной деятельности являются исходным, а энергетические – ее производным аспектом.
Ключевые слова
когнитивная деятельность, информационно-энергетические характеристики, ментальные структуры, ментальные усилия, понятийные преобразования, импульсивность/рефлективность, ЭЭГ, КГР.
Классификатор
Дата публикации
02.09.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
623
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969.
  2. Веккер Л.М., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении//Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1971. Вып. 8.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. Т. 2.
  4. Вуджек Т. Тренировка ума. СПб.: Питер, 1996.
  5. Зырянова Н.Г., Степанова Е.А. Влияние индивидуально-типических особенностей нервной системы на продуктивность мыслительной деятельности//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 82-86.
  6. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987.
  7. Одёрышев Б.С. Активированность нервной системы//Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном обследовании студентов. Л., 1976. С. 95-110.
  8. Страбахина Т.Н. О соотношении структурных, операциональных и энергетических характеристик мыслительных процессов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л., 1980.
  9. Суходоев В.В. Оценка компонентов активации психофизиологического состояния человека по кож-но-гальваническим реакциям//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. C. 112-121.
  10. Суходоев В.В. Методическое обеспечение измерений, анализа и применения параметров кожно-гальванических реакций человека//Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. М., 1999. С. 303-353.
  11. Холодная М.А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Дисс.. канд. психол. наук. Ленинград, 1974.
  12. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.
  13. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  14. Чепа М.-Л.А. Взаимосвязь информационных и энергетических характеристик познавательных процессов в деятельности человека: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Киев, 1990.
  15. Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания комического: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2009.
  16. Щербакова О.В. О диагностическом потенциале метаграмм//Ананьевские чтения -2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19-21 октября 2010 г. Ч. 1/Отв. ред. Л.А. Цветкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2010. С. 499-501.
  17. Globerson T. Mental capacity, mental effort and cognitive style//Developmental Review. 1983. V. 3. P. 292-302.
  18. Haier R.J., Siegel B., Tang C., Abel L., & Buchsbaum M.S. Intelligence and changes in regional cerebral glucose metabolic rate following learning//Intelligence. 1992. V. 16. P. 415-426.
  19. Jauŝovec N. Differences in Cognitive Processes Between Gifted, Intelligent, Creative, and Average Individuals While Solving Complex Problems: An EEG Study//Intelligence. 2000. V. 28 (3). Р. 213-237.
  20. Nelson J. G., Shapiro J. The role of arousal in predicting impulsive and reflective children//Personality and Individual Differences. 1987. V. 8 (1). Р. 553-563.
  21. Neubauer A.C., Grabner R.H., Freudenthaler H.H., Beckmann J.F., Güthke J. Intelligence and individual differences in becoming neurally efficient//Acta Psychologica. 2004 (116). P. 55-74.
  22. Neubauer A.C., Freudenthaler H. H., Pfurtscheller G. Intelligence and spatiotemporal patterns of event-related desynchronization//Intelligence. 1995. V. 3. P. 249-266.
  23. Prat C.S., Mason R.A., Just M.A. An fMRI Investigation of Analogical Mapping in Metaphor Comprehension: The Influence of Context and Individual Cognitive Capacities on Processing Demands//Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2012. V. 38 (2). P. 282 -294.
  24. Shouksmith G. Intelligence, creativity and cognitive style. N.Y.: Wiley-Interscience, Inc., 1970.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести