Абдулагатов З.М. Семья и школа в решении проблем профилактики религиозного экстремизма и терроризма (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021.
Абдулагатов З.М. Семья и школа в решении проблем профилактики религиозного экстремизма и терроризма (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021.
Аннотация
Код статьи
S013216250021393-5-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Абдулагатов З.М. Семья и школа в решении проблем профилактики религиозного экстремизма и терроризма (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Адиев Асланбек Залимханович 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Региональный центр этнополитических исследований ДФИЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Махачкала
Выпуск
Страницы
171-174
Аннотация

    

Классификатор
Получено
07.08.2022
Дата публикации
26.09.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
21
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Основная тема рецензируемой книги – проблема профилактики религиозного экстремизма и терроризма среди учащихся старших классов. Нет особой надобности обосновывать актуальность темы исследования: воздействию различных террористических идеологий во всем мире все чаще подвергаются дети школьного возраста. Анализ проведен на основе данных статистики, экспертных оценок, а также массовых социологических опросов. Отметим, что книга рекомендована к изданию Экспертным советом при Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан (РД), который призван способствовать выработке научно обоснованной политики в сфере противодействия идеологии терроризма.
2 Ключевая идея книги: государство должно бороться с идеологией экстремизма и терроризма, опираясь преимущественно на светские институты и ценности, а не на религиозные, даже если последние имеют давнюю историю и глубокие традиции в обществе. Автор убежден, что именно школа (наравне с семьей), а не условная «мечеть», должна прививать детям высокий нравственный идеал и антитеррористическое сознание. Но на практике, как показывает автор, в борьбе с идеологией терроризма государство все больше опирается на религиозные организации. Ставка на централизованные религиозные организации в данном вопросе, в условиях всевозрастающей мозаичности ислама на Кавказе, по мнению автора, ведет к политизации внутриисламских разногласий и активизации процесса клерикализации, который в долгосрочной перспективе угрожает конституционному (светскому) строю государства. Так ли это на самом деле, однозначно говорить сложно, но к критике автором сложившихся на сегодня государственно-конфессиональных отношений в Дагестане стоит прислушаться. В частности, его экспертное суждение, что государство ошибочно продолжает в борьбе с идеологией экстремизма и терроризма на Северном Кавказе опираться исключительно на «официальное» духовенство, оставляя вне такого взаимодействия все остальные группы и общины мусульман региона, представляется обоснованным. Такая политика, как пишет Абдулагатов, закономерно приводит к тому, что «оппозиция к “официальному” духовенству переходит в оппозицию к государству» (с. 38).
3 Действительно, динамично меняющееся исламское поле Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, является исключительно конкурентным и не вписывается в упрощенную дихотомию «традиционного» («умеренного») и «нетрадиционного» («радикального») ислама1. Среди мусульман Дагестана есть приверженцы разных религиозных течений и групп, в том числе и главные антагонисты: адепты суфийских учений и носители салафитских убеждений. В этих условиях важно, чтобы государство не ввязывалось во внутриконфессиональные споры, а, сохраняя статус арбитра, могло выстраивать конструктивные формы взаимодействия, в том числе в сфере профилактики экстремизма и терроризма, со всеми исламскими сообществами республики. В то же время, надо признать, что «официальное» духовенство в лице Муфтията РД проводит огромную повседневную работу, направленную на защиту местной религиозной молодежи от пропагандистского воздействия террористов, которую не всегда могут выполнять администрации общеобразовательных учреждений.
1. Ярлыкапов А.А., Адиев А.З. Ислам на Северном Кавказе: реисламизация, мозаизация, проблема «традиционности» // Исламоведение. 2021. Т. 12. №4 (50). С. 59–74.
4 В своем анализе современной системы школьного образования в России в контексте исследовательской проблемы книги автор исходит из того, что государству нужны результаты воспитательной работы с подрастающим поколением в школах. Детям в школах должны прививаться чувства патриотизма и гражданственности. Следовательно, считает автор, государство должно иметь системную воспитательную политику в общеобразовательных учреждениях. Но по итогам исследования автор приходит к выводу, что воспитательная работа в российской школе (на примере Дагестана) пущена на самотек, а учителя и администрации школ нацелены только на оказание детям образовательных услуг. Вполне справедливы утверждения автора, что маленькие зарплаты подталкивают учителей к коммерциализации их взаимоотношений с родителями школьников, а их низкий социальный статус в обществе приводит к отрицательному профессиональному отбору: в педагогические вузы и колледжи поступают в основном лишь те, кто не смогли поступить в более престижные образовательные учреждения. Выводы автора неутешительны: учитель, не получая от государства достойных условий для жизни, четких представлений о своих воспитательных функциях, а иногда и вовсе не считая, что его ученики должны быть патриотами, в массе своей не готов к воспитанию ответственного и законопослушного гражданина (с. 248).
5 Снижение в массовом сознании дагестанской молодежи уровня гражданской идентичности и российского патриотизма (фиксируется Абдулагатовым в сравнительном анализе результатов социологических опросов за 2011 г. и 2019 г.) объясняется им ростом среди респондентов религиозного (мусульманского) самосознания. Так, по данным Абдулагатова, на вопрос: «Кем вы себя, прежде всего, считаете?» в анкете массового опроса 2019 года среди учеников дагестанских школ, вариант ответа «мусульманином» выбрали 36,5% респондентов, а вариант «гражданином России» – 20,5% (с. 161). Ссылаясь на данные опросов, которые лишь фиксируют относительно большую популярность у респондентов религиозной самоидентификации на фоне гражданской, автор заявляет, что укрепление религиозного (мусульманского) самосознания снижает показатели российского патриотизма (с. 166, 235). Для обоснования этих выводов автор пишет: «Исламское сознание не связывает мусульманина однозначно с какой-то территорией, государством патриотическими чувствами. Он может быть патриотом, но патриотом того общества, государства, которые в своей деятельности выражают и защищают исламские ценности» (с. 176). Возможно, так оно и есть, но это только общие рассуждения, а что касается выводов автора, то они не выводятся из данных социологических опросов, приведенных в книге. Сравнение автором результатов опроса 2019 г. с результатами опросов 1999 и 2011 гг. (с. 161–162), призванное доказать его правоту, не совсем корректно. Во-первых, как он сам пишет, вопрос: «Кем вы себя, прежде всего, считаете?» в 1999 и 2011 гг. задавался в том числе и молодежи (т.е. молодежь составляла не всю выборку опроса, а только ее часть), тогда как в 2019 г. на этот вопрос отвечали только ученики. Во-вторых, сумма всех ответов респондентов на данный вопрос в 2019 г. не превышает 100% (81,7%), а суммы ответов в 1999 и 2011 гг. составляют 117,8% и 187,6% соответственно. Такие результаты говорят о том, что, скорее всего, в 1999 и 2011 гг. респондентам в анкете допускалось выбрать несколько вариантов ответа, что и дало в итоге сумму более 100%, а в 2019 г., видимо, опрашиваемым можно было выбрать только один вариант ответа. Помимо этого, судя по сумме всех ответов, в 2019 г. почти пятая часть респондентов вообще не ответили на этот вопрос. Но даже в случае более корректного сравнения результатов социологических опросов, приведенных выше, видно, что они фиксируют лишь степень популярности каждой идентичности (гражданской, этнической, конфессиональной и региональной) в отдельности, а не рост религиозности за счет гражданственности. Для смягчения искусственного противопоставления разных идентичностей в структуре самосознания респондентов (допустим, религиозной и гражданской) можно было, например, предложить респондентам вариант ответа «и тем и другим в равной мере».
6 Приведенные в конце книги анкеты авторских социологических опросов, по материалам которых написана третья глава монографии, содержат ряд вопросов и вариантов ответов на них, которые вынуждают респондента выбирать между своей религиозной и гражданской идентичностями. Несомненно, интересно изучать динамику изменения иерархии идентичностей в массовом сознании дагестанской молодежи. Вот только в методологическом плане более продуктивно исходить из допустимости множественных комплементарных идентичностей («и-и» вместо «или-или»), поскольку в современном человеке прекрасно сосуществует множество различных коллективных идентичностей. Человек, как пишет философ Краснопольская, «будучи глубоко погруженным в процессы, происходящие в информационном обществе, может переживать неустойчивость, гибкость и множественность идентичности как естественное состояние и даже не воспринимать как проблему»2. Полагаем, что и в сознании дагестанской молодежи в массе своей прекрасно уживаются их мусульманская и российская идентичности.
2. С. 110. Краснопольская А.П. Становление множественной идентичности и принципы коммуникативной рациональности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №5 (67). С. 109–116.
7 В контексте основной проблематики исследования автор отдельно анализирует роль религиозных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в воспитании школьников, где он критикует привнесение элементов религиозного образования в школьную программу. Ссылаясь на материалы экспертного опроса 2015 г., автор отмечает, что преподаватели курса ОРКСЭ в Дагестане зачастую не имеют последовательно светских позиций, а отдельные модули курса носят не культурологический (светский), а догматический характер, привнося тем самым в школу элементы религиозного (исламского) образования. Религиозное воспитание и образование, помимо догматизированных некоторыми учителями курсов ОРКСЭ, внедряются в сознание школьной молодежи Дагестана в семьях, параллельным обучением их в примечетских школах (мектебах), просмотром роликов с лекциями «онлайн-имамов», проповедями приглашенных в школы исламских богословов, в том числе и в рамках мероприятий по профилактике среди молодежи идеологии экстремизма и терроризма. Все это, по мнению автора, ведет к сужению у детей научного (светского) мировоззрения и усилению значимости религиозного образа жизни.
8 Параллельное исламское образование детей вне школы, которое, видимо, стало популярным во многих дагестанских городах и селах, по мнению автора, может иметь непредсказуемые последствия в воспитании экстремальностей религиозного сознания учащихся. Понятие «экстремальность сознания», которое автор использует на протяжении всей книги, раскрывается им так: «Экстремальность сознания – это крайность, которая проявляет себя в рамках закона. Экстремальностями сознания в светском государстве являются такие составляющие религиозного сознания опрошенных, как признание законов государства второстепенными, по сравнению с нормами шариата…, негативное отношение к воспитанию российского патриотизма, доминирование религиозной идентичности в ущерб государственной, гражданской... Экстремальное сознание – это основа экстремистского и террористического поведения» (с. 177). Соответственно этому определению, автор считает, что профилактика экстремизма и терроризма должна проводиться на уровне проявлений экстремальностей сознания молодого человека. Для этого, по мнению автора, необходимо: усилить роль светского образования и воспитания в обществе; проводить согласованную воспитательную работу в школе и семье; поднять социальный статус школьных учителей; избавить их от «бумажной волокиты» и бесконечных отчетов. Заключая свою книгу, автор пишет, что «учитель должен получить право на светскую образовательную работу в школе, не оглядываясь на мировоззренческие приоритеты семьи» (с. 248). Таким образом, общеобразовательная школа видится автору главным проводником государственной политики воспитания лояльного и патриотически настроенного гражданина. Школа, в отличие от института семьи, может вести эту работу более систематически и не преследует (как духовенство) собственные корпоративные интересы, отличные от государственных. В целом, книга получилась содержательной, полной интересных статистических и социологических данных, дискуссионной и, однозначно, полезной для всех, кто интересуется вопросами профилактики экстремизма и терроризма среди российской мусульманской молодежи.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести