Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Выпуски
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 8
>
Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021.
Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021.
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021.
8
Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021.
Григорий Канарш
Аннотация
Код статьи
S013216250020844-1-1
DOI
10.31857/S013216250020844-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Канарш Григорий Юрьевич
Связаться с автором
Должность: старший научный сотрудник сектора социальной философии
Аффилиация:
Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Номер 8
Страницы
167-171
Аннотация
Классификатор
Получено
25.06.2022
Дата публикации
26.09.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
23
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Канарш Г. Ю. Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021. // Социологические исследования. – 2022. – Номер 8 C. 167-171 . URL: https://socisras.ru/s0205-96060000622-1-1-ru-196/?version_id=102488. DOI: 10.31857/S013216250020844-1
MLA
Kanarsh, Grigoriy Yu "Lapin N.I. The Complexity of the Formation of a New Russia. Anthroposociocultural Approach. Moscow: Ves` Mir, 2021.."
Sotsialogicheski issledovania.
8 (2022).:167-171. DOI: 10.31857/S013216250020844-1
APA
Kanarsh G. (2022). Lapin N.I. The Complexity of the Formation of a New Russia. Anthroposociocultural Approach. Moscow: Ves` Mir, 2021..
Sotsialogicheski issledovania.
no. 8, pp.167-171 DOI: 10.31857/S013216250020844-1
Содержание публикации
1
Памяти Н. И. Лапина
<p style="padding-left: 390px;"><em>Памяти Н. И. Лапина</em></p>
<p style="padding-left: 390px;"><em>Памяти Н. И. Лапина</em></p>
2
В декабре 2021 г. ушел из жизни известный российский социальный философ и социолог, многолетний руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, член-корр. РАН Николай Иванович Лапин. Ушел как настоящий ученый – успев издать книгу о российской модернизации, которая, на наш взгляд, является одной из лучших на эту тему в последние годы. Книга чрезвычайно актуальна: на большом историческом материале обсуждаются трудности модернизации нашей страны.
Опираясь на разработанный им антропосоциокультурный подход, он показывает какими путями шла модернизация исторической России, с какими проблемами сталкивалась, что в ней было специфического, и, наконец, как процессы социальных трансформаций происходят в современной (постсоветской) России.
В декабре 2021 г. ушел из жизни известный российский социальный философ и социолог, многолетний руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, член-корр. РАН Николай Иванович Лапин. Ушел как настоящий ученый – успев издать книгу о российской модернизации, которая, на наш взгляд, является одной из лучших на эту тему в последние годы. Книга чрезвычайно актуальна: на большом историческом материале обсуждаются трудности модернизации нашей страны.<em> </em>Опираясь на разработанный им антропосоциокультурный подход, он показывает какими путями шла модернизация исторической России, с какими проблемами сталкивалась, что в ней было специфического, и, наконец, как процессы социальных трансформаций происходят в современной (постсоветской) России.
В декабре 2021 г. ушел из жизни известный российский социальный философ и социолог, многолетний руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, член-корр. РАН Николай Иванович Лапин. Ушел как настоящий ученый – успев издать книгу о российской модернизации, которая, на наш взгляд, является одной из лучших на эту тему в последние годы. Книга чрезвычайно актуальна: на большом историческом материале обсуждаются трудности модернизации нашей страны.<em> </em>Опираясь на разработанный им антропосоциокультурный подход, он показывает какими путями шла модернизация исторической России, с какими проблемами сталкивалась, что в ней было специфического, и, наконец, как процессы социальных трансформаций происходят в современной (постсоветской) России.
3
Согласно Лапину, своеобразие российской истории заключается в противоречии между собирающей земли, народы и культуры культурой России и вседозволенностью, произволом ее властных элит (с. 15–21). При этом первая часть этого уравнения видится безусловно позитивной (так создавалась российская цивилизация), а вторая часть – несомненно, отрицательный факт нашей истории, который должен быть, по мнению Лапина, преодолен в исторической перспективе. Как получилось, что цивилизационный, гуманистический вектор развития совпал с выстраиванием другого – деспотического, паразитарного, характеризующегося «властной вседозволенностью» правящих элит? На этот вопрос Лапин отвечает в соответствии с российской исторической традицией.
Согласно Лапину, своеобразие российской истории заключается в противоречии между собирающей земли, народы и культуры культурой России и вседозволенностью, произволом ее властных элит (с. 15–21). При этом первая часть этого уравнения видится безусловно позитивной (так создавалась российская цивилизация), а вторая часть – несомненно, отрицательный факт нашей истории, который должен быть, по мнению Лапина, преодолен в исторической перспективе. Как получилось, что цивилизационный, гуманистический вектор развития совпал с выстраиванием другого – деспотического, паразитарного, характеризующегося «властной вседозволенностью» правящих элит? На этот вопрос Лапин отвечает в соответствии с российской исторической традицией.
Согласно Лапину, своеобразие российской истории заключается в противоречии между собирающей земли, народы и культуры культурой России и вседозволенностью, произволом ее властных элит (с. 15–21). При этом первая часть этого уравнения видится безусловно позитивной (так создавалась российская цивилизация), а вторая часть – несомненно, отрицательный факт нашей истории, который должен быть, по мнению Лапина, преодолен в исторической перспективе. Как получилось, что цивилизационный, гуманистический вектор развития совпал с выстраиванием другого – деспотического, паразитарного, характеризующегося «властной вседозволенностью» правящих элит? На этот вопрос Лапин отвечает в соответствии с российской исторической традицией.
4
Первый раздел книги скорее методологического характера, где повествуется о
сложности
анализируемого социума. Рассуждая о перестройке, Лапин показывает, что за внешне простыми и понятными процессами (как они представлялись советскому руководству) стояли сложные явления, и ответом на кризис тоже должны были стать сложные, неоднозначные решения (например, разделение КПСС на две партии – консервативную и социал-демократическую). Идея Лапина, что
реформы нужно проводить постепенно, выстраивая их шаг за шагом
, а не пытаться одним махом решить накопившиеся проблемы («реформировать по всем азимутам», как говорил Горбачев), представляется верной.
Первый раздел книги скорее методологического характера, где повествуется о <em>сложности</em> анализируемого социума. Рассуждая о перестройке, Лапин показывает, что за внешне простыми и понятными процессами (как они представлялись советскому руководству) стояли сложные явления, и ответом на кризис тоже должны были стать сложные, неоднозначные решения (например, разделение КПСС на две партии – консервативную и социал-демократическую). Идея Лапина, что <em>реформы нужно проводить постепенно, выстраивая их шаг за шагом</em>, а не пытаться одним махом решить накопившиеся проблемы («реформировать по всем азимутам», как говорил Горбачев), представляется верной.
Первый раздел книги скорее методологического характера, где повествуется о <em>сложности</em> анализируемого социума. Рассуждая о перестройке, Лапин показывает, что за внешне простыми и понятными процессами (как они представлялись советскому руководству) стояли сложные явления, и ответом на кризис тоже должны были стать сложные, неоднозначные решения (например, разделение КПСС на две партии – консервативную и социал-демократическую). Идея Лапина, что <em>реформы нужно проводить постепенно, выстраивая их шаг за шагом</em>, а не пытаться одним махом решить накопившиеся проблемы («реформировать по всем азимутам», как говорил Горбачев), представляется верной.
5
При оценке современного состояния российского общества Лапин солидаризируется с позицией ученых Института социологии РАН
1
, которые пишут, что Россия представляет собой
принципиально новое общество
, несводимое к советскому и к досоветскому его вариантам. Разумеется, российское общество – новое, но в нем сегодня немало такого, что характеризует не самые лучшие –
застойные
традиции советского периода (прежде всего, имитация развития
2
, а некоторые авторы полагают, что современная Россия прямо вернулась к досоветским временам (к временам до Февральской революции 1917 г.)
3
). Последнее выражается прежде всего, в возрождении феномена власти-собственности, характерного на протяжении многих столетий для исторической России.
1. Российское общество и вызовы времени. В 5-ти т. / Под ред.
М.К. Горшкова, В.В. Петухова.
М.: Весь мир, 2015–2016.
2. См., например:
Гринберг Р.С.
Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012.
3.
Явлинский Г.А.
Российская экономическая система. Настоящее и будущее. М.: Медиум, 2007.
При оценке современного состояния российского общества Лапин солидаризируется с позицией ученых Института социологии РАН<sup>1</sup>, которые пишут, что Россия представляет собой <em>принципиально новое общество</em>, несводимое к советскому и к досоветскому его вариантам. Разумеется, российское общество – новое, но в нем сегодня немало такого, что характеризует не самые лучшие – <em>застойные</em> традиции советского периода (прежде всего, имитация развития<sup>2</sup>, а некоторые авторы полагают, что современная Россия прямо вернулась к досоветским временам (к временам до Февральской революции 1917 г.)<sup>3</sup>). Последнее выражается прежде всего, в возрождении феномена власти-собственности, характерного на протяжении многих столетий для исторической России.
При оценке современного состояния российского общества Лапин солидаризируется с позицией ученых Института социологии РАН<sup>1</sup>, которые пишут, что Россия представляет собой <em>принципиально новое общество</em>, несводимое к советскому и к досоветскому его вариантам. Разумеется, российское общество – новое, но в нем сегодня немало такого, что характеризует не самые лучшие – <em>застойные</em> традиции советского периода (прежде всего, имитация развития<sup>2</sup>, а некоторые авторы полагают, что современная Россия прямо вернулась к досоветским временам (к временам до Февральской революции 1917 г.)<sup>3</sup>). Последнее выражается прежде всего, в возрождении феномена власти-собственности, характерного на протяжении многих столетий для исторической России.
1. Российское общество и вызовы времени. В 5-ти т. / Под ред. <em>М.К. Горшкова, В.В. Петухова.</em> М.: Весь мир, 2015–2016.<br><br>2. См., например: <em>Гринберг Р.С.</em> Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012.<br><br>3. <em> </em><em>Явлинский Г.А.</em> Российская экономическая система. Настоящее и будущее. М.: Медиум, 2007.
6
Отметим методологические новации Николая Ивановича. Это, прежде всего, разработанный им вместе с коллегами по ЦИСИ ИФРАН антропосоциокультурный подход, при помощи которого Лапин пытался совместить объективный анализ российского социума и его смысловую (культурную) составляющую. Лапин подчеркивает, что социологические данные, приводимые им, верны, однако сами по себе мало что говорят о том, как живет российское общество и российские люди. Именно для этого и требуется
антропосоциокультурный
подход, который бы учитывал, помимо социального, антропную (человеческую) и культурную составляющие, поэтому подробно рассматриваются такие понятия, как
человек, сообщество, общество, цивилизация и культура
. Лапин также выделяет различные типы
гражданской культуры
, которые использует при анализе исторического опыта России (с. 30–35). Его идеал – это собирающая народы гражданская культура при одновременной ее инновационности и направленности на создание хорошей жизни для самых широких слоев российского общества.
Отметим методологические новации Николая Ивановича. Это, прежде всего, разработанный им вместе с коллегами по ЦИСИ ИФРАН антропосоциокультурный подход, при помощи которого Лапин пытался совместить объективный анализ российского социума и его смысловую (культурную) составляющую. Лапин подчеркивает, что социологические данные, приводимые им, верны, однако сами по себе мало что говорят о том, как живет российское общество и российские люди. Именно для этого и требуется <em>антропосоциокультурный</em> подход, который бы учитывал, помимо социального, антропную (человеческую) и культурную составляющие, поэтому подробно рассматриваются такие понятия, как <em>человек, сообщество, общество, цивилизация и культура</em>. Лапин также выделяет различные типы <em>гражданской культуры</em>, которые использует при анализе исторического опыта России (с. 30–35). Его идеал – это собирающая народы гражданская культура при одновременной ее инновационности и направленности на создание хорошей жизни для самых широких слоев российского общества.
Отметим методологические новации Николая Ивановича. Это, прежде всего, разработанный им вместе с коллегами по ЦИСИ ИФРАН антропосоциокультурный подход, при помощи которого Лапин пытался совместить объективный анализ российского социума и его смысловую (культурную) составляющую. Лапин подчеркивает, что социологические данные, приводимые им, верны, однако сами по себе мало что говорят о том, как живет российское общество и российские люди. Именно для этого и требуется <em>антропосоциокультурный</em> подход, который бы учитывал, помимо социального, антропную (человеческую) и культурную составляющие, поэтому подробно рассматриваются такие понятия, как <em>человек, сообщество, общество, цивилизация и культура</em>. Лапин также выделяет различные типы <em>гражданской культуры</em>, которые использует при анализе исторического опыта России (с. 30–35). Его идеал – это собирающая народы гражданская культура при одновременной ее инновационности и направленности на создание хорошей жизни для самых широких слоев российского общества.
7
Основная гипотеза исследования Лапина – российская история на всем ее протяжении характеризовалась антропосоцикультурными подъемами и травмами. Например, расцвет древнерусского государства был подъемом, а монгольское завоевание – травмой (после чего наступил новый подъем). При этом интересно, что травмы сначала причинялись русским экзогенно, а после травмировали собственное население уже сами российские правители (например, посредством узаконивания крепостного права). Таким образом, получается своего рода исторический пульсар: подъем – травма – подъем – травма. Именно эта идея в центре размышлений Лапина о российской истории.
Основная гипотеза исследования Лапина – российская история на всем ее протяжении характеризовалась антропосоцикультурными подъемами и травмами. Например, расцвет древнерусского государства был подъемом, а монгольское завоевание – травмой (после чего наступил новый подъем). При этом интересно, что травмы сначала причинялись русским экзогенно, а после травмировали собственное население уже сами российские правители (например, посредством узаконивания крепостного права). Таким образом, получается своего рода исторический пульсар: подъем – травма – подъем – травма. Именно эта идея в центре размышлений Лапина о российской истории.
Основная гипотеза исследования Лапина – российская история на всем ее протяжении характеризовалась антропосоцикультурными подъемами и травмами. Например, расцвет древнерусского государства был подъемом, а монгольское завоевание – травмой (после чего наступил новый подъем). При этом интересно, что травмы сначала причинялись русским экзогенно, а после травмировали собственное население уже сами российские правители (например, посредством узаконивания крепостного права). Таким образом, получается своего рода исторический пульсар: подъем – травма – подъем – травма. Именно эта идея в центре размышлений Лапина о российской истории.
8
Используя созданную им концепцию исторического пульсара, автор рассматривает российскую историю со времен Киевской Руси. Он показывает, что это время можно считать своего рода «золотым веком» российской государственности – прежде всего потому, что культура населения и культура правящих слоев были тесно связаны, органичны, соответствовали друг другу (чего не было на протяжении всей последующей истории Российского государства). Можно сказать, что социум древней Киевской Руси был вполне
традиционным и европейским
, а нормы, господствовавшие в нем, соответствовали общеевропейской «этике служения»
4
. Но нашествие монголов в середине XII в. изменило древнерусскую государственность. Именно с их практиками властвования связывает автор книги кардинальные перемены в политической культуре Русского государства
5
. Лапин говорит не только об укоренении нового типа властных отношений, но и о «великом оцепенении» населения в это время, что было связано с различными природно-климатическими катаклизмами, болезнями и войнами. «Это состояние
фаталистской
покорности судьбе
можно считать
фоновой предпосылкой вседозволенности
властных элит – внешних и внутренних» (с. 131).
4.
Спиридонова В.И.
Концепция «общего блага» в современной западной науке // Духовное измерение современной политики / отв. ред.
В. Н. Шевченко
. М.: ИФРАН, 2003. С. 5–38.
5. Хотелось бы добавить, что не только ордынское нашествие стало источником авторитарной политической культуры в России. Важным фактом, на который обращают внимание историки и философы (см.:
Ахиезер
А.,
Клямкин
И., Яковенко И.
История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2005), явился факт создания в Северо-Западной Руси нового типа социума, который, в противоположность «традиционному» социуму Киевской Руси, основывался уже не столько на договоре князя с населением, сколько на всевластии верховного правителя по отношению к этому самому населению.
Используя созданную им концепцию исторического пульсара, автор рассматривает российскую историю со времен Киевской Руси. Он показывает, что это время можно считать своего рода «золотым веком» российской государственности – прежде всего потому, что культура населения и культура правящих слоев были тесно связаны, органичны, соответствовали друг другу (чего не было на протяжении всей последующей истории Российского государства). Можно сказать, что социум древней Киевской Руси был вполне <em>традиционным и европейским</em>, а нормы, господствовавшие в нем, соответствовали общеевропейской «этике служения»<sup>4</sup>. Но нашествие монголов в середине XII в. изменило древнерусскую государственность. Именно с их практиками властвования связывает автор книги кардинальные перемены в политической культуре Русского государства<sup>5</sup>. Лапин говорит не только об укоренении нового типа властных отношений, но и о «великом оцепенении» населения в это время, что было связано с различными природно-климатическими катаклизмами, болезнями и войнами. «Это состояние <em>фаталистской</em><em> покорности судьбе</em> можно считать <em>фоновой предпосылкой вседозволенности</em> властных элит – внешних и внутренних» (с. 131).
Используя созданную им концепцию исторического пульсара, автор рассматривает российскую историю со времен Киевской Руси. Он показывает, что это время можно считать своего рода «золотым веком» российской государственности – прежде всего потому, что культура населения и культура правящих слоев были тесно связаны, органичны, соответствовали друг другу (чего не было на протяжении всей последующей истории Российского государства). Можно сказать, что социум древней Киевской Руси был вполне <em>традиционным и европейским</em>, а нормы, господствовавшие в нем, соответствовали общеевропейской «этике служения»<sup>4</sup>. Но нашествие монголов в середине XII в. изменило древнерусскую государственность. Именно с их практиками властвования связывает автор книги кардинальные перемены в политической культуре Русского государства<sup>5</sup>. Лапин говорит не только об укоренении нового типа властных отношений, но и о «великом оцепенении» населения в это время, что было связано с различными природно-климатическими катаклизмами, болезнями и войнами. «Это состояние <em>фаталистской</em><em> покорности судьбе</em> можно считать <em>фоновой предпосылкой вседозволенности</em> властных элит – внешних и внутренних» (с. 131).
4. <em> </em><em>Спиридонова В.И.</em> Концепция «общего блага» в современной западной науке // Духовное измерение современной политики / отв. ред. <em>В. Н. Шевченко</em>. М.: ИФРАН, 2003. С. 5–38.<br><br>5. Хотелось бы добавить, что не только ордынское нашествие стало источником авторитарной политической культуры в России. Важным фактом, на который обращают внимание историки и философы (см.: <em>Ахиезер</em><em> А., </em><em>Клямкин</em><em> И., Яковенко И.</em> История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2005), явился факт создания в Северо-Западной Руси нового типа социума, который, в противоположность «традиционному» социуму Киевской Руси, основывался уже не столько на договоре князя с населением, сколько на всевластии верховного правителя по отношению к этому самому населению.
9
Но русские все же смогли преодолеть травму, нанесенную их государству и обществу. Однако преодоление травмы и новый социокультурный подъем, согласно концепции Лапина, уже через несколько веков сменились новыми травмами, прежде всего становлением
крепостного права
в XVI в. (при Иване III) и установлением на Руси
самодержавного государства
(при Иване IV).
Но русские все же смогли преодолеть травму, нанесенную их государству и обществу. Однако преодоление травмы и новый социокультурный подъем, согласно концепции Лапина, уже через несколько веков сменились новыми травмами, прежде всего становлением <em>крепостного права</em> в XVI в. (при Иване III) и установлением на Руси <em>самодержавного государства</em> (при Иване IV).
Но русские все же смогли преодолеть травму, нанесенную их государству и обществу. Однако преодоление травмы и новый социокультурный подъем, согласно концепции Лапина, уже через несколько веков сменились новыми травмами, прежде всего становлением <em>крепостного права</em> в XVI в. (при Иване III) и установлением на Руси <em>самодержавного государства</em> (при Иване IV).
10
Новая внешняя травма – Смутное время и польское нашествие на Россию – благодаря консолидации российского социума была успешно преодолена, и вместо династии Рюриковичей по выбору «всей Земли» воцарилась новая династия Романовых. Однако, как отмечает Лапин, это вовсе не означало начала более светлого периода для населения России: напротив, династия и весь правящий класс еще больше стали эксплуатировать население страны. Хотя, в то же время имелась альтернатива этому пути развития: подобно западноевропейским странам провести модернизацию, смысл которой – не в эксплуатации, а создании условий для
раскрытия потенциала (экономического, культурного)
населения
. Но этого сделано не было. Первое модернизационное усилие было сделано только в конце XVII в. с приходом к власти царя-реформатора Петра I. Как пишет Лапин, Петр предпринял колоссальные усилия для создания армии нового типа, военной промышленности, усилия в сфере административных реформ, создания в России науки и образования по западному образцу (с. 152–155). Второе важнейшее модернизационное усилие романовской России было предпринято при Екатерине II, которая, хотя и ориентировалась прежде всего на интересы дворян, пыталась создать в России основы Просвещения. Именно с правлением Екатерины, ее Жалованной грамотой дворянству, социальные историки связывают распад системы «власти-собственности» в России
6
.
6.
Пайпс
Р.
Россия при старом режиме. М.: Захаров, 2004.
Новая внешняя травма – Смутное время и польское нашествие на Россию – благодаря консолидации российского социума была успешно преодолена, и вместо династии Рюриковичей по выбору «всей Земли» воцарилась новая династия Романовых. Однако, как отмечает Лапин, это вовсе не означало начала более светлого периода для населения России: напротив, династия и весь правящий класс еще больше стали эксплуатировать население страны. Хотя, в то же время имелась альтернатива этому пути развития: подобно западноевропейским странам провести модернизацию, смысл которой – не в эксплуатации, а создании условий для <em>раскрытия потенциала (экономического, культурного)</em> <em>населения</em>. Но этого сделано не было. Первое модернизационное усилие было сделано только в конце XVII в. с приходом к власти царя-реформатора Петра I. Как пишет Лапин, Петр предпринял колоссальные усилия для создания армии нового типа, военной промышленности, усилия в сфере административных реформ, создания в России науки и образования по западному образцу (с. 152–155). Второе важнейшее модернизационное усилие романовской России было предпринято при Екатерине II, которая, хотя и ориентировалась прежде всего на интересы дворян, пыталась создать в России основы Просвещения. Именно с правлением Екатерины, ее Жалованной грамотой дворянству, социальные историки связывают распад системы «власти-собственности» в России<sup>6</sup>.
Новая внешняя травма – Смутное время и польское нашествие на Россию – благодаря консолидации российского социума была успешно преодолена, и вместо династии Рюриковичей по выбору «всей Земли» воцарилась новая династия Романовых. Однако, как отмечает Лапин, это вовсе не означало начала более светлого периода для населения России: напротив, династия и весь правящий класс еще больше стали эксплуатировать население страны. Хотя, в то же время имелась альтернатива этому пути развития: подобно западноевропейским странам провести модернизацию, смысл которой – не в эксплуатации, а создании условий для <em>раскрытия потенциала (экономического, культурного)</em> <em>населения</em>. Но этого сделано не было. Первое модернизационное усилие было сделано только в конце XVII в. с приходом к власти царя-реформатора Петра I. Как пишет Лапин, Петр предпринял колоссальные усилия для создания армии нового типа, военной промышленности, усилия в сфере административных реформ, создания в России науки и образования по западному образцу (с. 152–155). Второе важнейшее модернизационное усилие романовской России было предпринято при Екатерине II, которая, хотя и ориентировалась прежде всего на интересы дворян, пыталась создать в России основы Просвещения. Именно с правлением Екатерины, ее Жалованной грамотой дворянству, социальные историки связывают распад системы «власти-собственности» в России<sup>6</sup>.
6. <em> </em><em>Пайпс</em><em> Р.</em> Россия при старом режиме. М.: Захаров, 2004.
11
Реформы – собственно,
полноценная модернизация исторической России
– были проведены уже Александром II. Отметим, что именно его либеральные реформы считаются специалистами по модернизации началом подлинного
реформирования российского социума
по современному
(прежде всего, западному) образцу
, тогда как реформы Петра и Екатерины проводились на традиционной (авторитарной) основе и в рамках традиционного (авторитарного) социума. С Александра II начинается переход от традиции к модернизации, т.е. к собственно
современному
обществу
7
.
7.
Федотова В.Г.
Российская история в зеркале модернизации // Вопросы философии. 2009. №12. С. 3–18.
Реформы – собственно, <em>полноценная модернизация исторической России </em>– были проведены уже Александром II. Отметим, что именно его либеральные реформы считаются специалистами по модернизации началом подлинного <em>реформирования российского социума </em><em>по современному</em><em> (прежде всего, западному) образцу</em>, тогда как реформы Петра и Екатерины проводились на традиционной (авторитарной) основе и в рамках традиционного (авторитарного) социума. С Александра II начинается переход от традиции к модернизации, т.е. к собственно <em>современному</em> обществу<sup>7</sup>.
Реформы – собственно, <em>полноценная модернизация исторической России </em>– были проведены уже Александром II. Отметим, что именно его либеральные реформы считаются специалистами по модернизации началом подлинного <em>реформирования российского социума </em><em>по современному</em><em> (прежде всего, западному) образцу</em>, тогда как реформы Петра и Екатерины проводились на традиционной (авторитарной) основе и в рамках традиционного (авторитарного) социума. С Александра II начинается переход от традиции к модернизации, т.е. к собственно <em>современному</em> обществу<sup>7</sup>.
7. <em> </em><em>Федотова В.Г.</em> Российская история в зеркале модернизации // Вопросы философии. 2009. №12. С. 3–18.
12
Важной составляющей исторического анализа российской модернизации в книге Лапина становится и анализ советского общества, которое Николай Иванович характеризует весьма критически, утверждая, что оно было обществом почти тотального социального отчуждения (он выделяет семь слоев такого отчуждения) (с. 169–172). Это так и не так одновременно. Конечно, в СССР присутствовали во всей полноте все те формы отчуждения, о которых говорит Лапин (и особенно это верно в отношении сталинского режима, но в немалой степени в отношении «застоя»), но не будем забывать, что
СССР был своеобразным
социальным государством
, в котором реализовывалась, пускай и не на демократических началах,
социальная поддержка населения и его культурное развитие
.
Важной составляющей исторического анализа российской модернизации в книге Лапина становится и анализ советского общества, которое Николай Иванович характеризует весьма критически, утверждая, что оно было обществом почти тотального социального отчуждения (он выделяет семь слоев такого отчуждения) (с. 169–172). Это так и не так одновременно. Конечно, в СССР присутствовали во всей полноте все те формы отчуждения, о которых говорит Лапин (и особенно это верно в отношении сталинского режима, но в немалой степени в отношении «застоя»), но не будем забывать, что <em>СССР был своеобразным</em><em> </em><em>социальным государством</em>, в котором реализовывалась, пускай и не на демократических началах, <em>социальная поддержка населения и его культурное развитие</em>.
Важной составляющей исторического анализа российской модернизации в книге Лапина становится и анализ советского общества, которое Николай Иванович характеризует весьма критически, утверждая, что оно было обществом почти тотального социального отчуждения (он выделяет семь слоев такого отчуждения) (с. 169–172). Это так и не так одновременно. Конечно, в СССР присутствовали во всей полноте все те формы отчуждения, о которых говорит Лапин (и особенно это верно в отношении сталинского режима, но в немалой степени в отношении «застоя»), но не будем забывать, что <em>СССР был своеобразным</em><em> </em><em>социальным государством</em>, в котором реализовывалась, пускай и не на демократических началах, <em>социальная поддержка населения и его культурное развитие</em>.
13
Третий раздел посвящен социальным трансформациям современной России. Подробно рассматривая особенности постсоветского постсоциалистического транзита, Лапин пытается предложить определенные рецепты преодоления сложившейся в России на данный момент ситуации. Свой анализ он начинает с рассмотрения двух стадий становления капитализма в России – первую стадию он, вслед за известными социологами называет «бандитским капитализмом» (с 1991 по 1998 гг.), после 1999 г. наступает второй этап – «капитализм для своих» (иной, встречаемый в литературе термин – «кумовской капитализм»). Думаем, что периодизация, предложенная Лапиным, в общем, верна, однако ее можно было бы уточнить, отметив, что с начала 2000-х гг. в России начинается формирование не просто кланового (или олигархического), но
капитализма бюрократически-олигархического
, который характеризуется весьма тесными связями между правящим бюрократическим классом и олигархией.
Третий раздел посвящен социальным трансформациям современной России. Подробно рассматривая особенности постсоветского постсоциалистического транзита, Лапин пытается предложить определенные рецепты преодоления сложившейся в России на данный момент ситуации. Свой анализ он начинает с рассмотрения двух стадий становления капитализма в России – первую стадию он, вслед за известными социологами называет «бандитским капитализмом» (с 1991 по 1998 гг.), после 1999 г. наступает второй этап – «капитализм для своих» (иной, встречаемый в литературе термин – «кумовской капитализм»). Думаем, что периодизация, предложенная Лапиным, в общем, верна, однако ее можно было бы уточнить, отметив, что с начала 2000-х гг. в России начинается формирование не просто кланового (или олигархического), но <em>капитализма бюрократически-олигархического</em>, который характеризуется весьма тесными связями между правящим бюрократическим классом и олигархией.
Третий раздел посвящен социальным трансформациям современной России. Подробно рассматривая особенности постсоветского постсоциалистического транзита, Лапин пытается предложить определенные рецепты преодоления сложившейся в России на данный момент ситуации. Свой анализ он начинает с рассмотрения двух стадий становления капитализма в России – первую стадию он, вслед за известными социологами называет «бандитским капитализмом» (с 1991 по 1998 гг.), после 1999 г. наступает второй этап – «капитализм для своих» (иной, встречаемый в литературе термин – «кумовской капитализм»). Думаем, что периодизация, предложенная Лапиным, в общем, верна, однако ее можно было бы уточнить, отметив, что с начала 2000-х гг. в России начинается формирование не просто кланового (или олигархического), но <em>капитализма бюрократически-олигархического</em>, который характеризуется весьма тесными связями между правящим бюрократическим классом и олигархией.
14
Говоря о проблемах современного российского общества, Лапин констатирует исчерпание потенциала существующей ныне модели капитализма. И главная проблема – это, конечно, проблема социально-экономического неравенства, именно ее Лапин считает главной травмой, нанесенной российскому населению в постсоветский период. Почему эта проблема хронически не решается? Николай Иванович говорит в этом контексте об институте
социального государства
8
. Оправданно обращаясь к текстам французского исследователя Т. Пикетти, который пишет о решении социального вопроса в Европе прежде всего за счет
прогрессивного налога на доходы и состояния,
Лапин в этой связи говорит о
социально-слабом (или социально-минимальном) государстве в России
, в которой до сих пор существует плоская шкала налогообложения (планка в 15% для доходов, которые превышают 5 млн руб. в год, представляется совершенно недостаточной).
Согласимся с теми, кто говорит о том, что России нужна прогрессивная шкала налогообложения
, при которой наиболее богатые граждане платили бы до 75% на свои доходы, а налоговая ставка для бедных, напротив, была бы значительно ниже 13%. Заметим: аргумент о том, что в этом случае капиталы будут «убегать» из России, не работает, поскольку капитал может убегать только туда, где хотели бы жить сами богатые люди (развитые страны Запада). Однако именно в этих странах (особенно, в странах с социал-демократическими режимами) налоговая ставка самая высокая.
8. См., подробнее: Становление государства благосостояния и перспективы социального государства в России. Реалии и проекты / под общ. ред.
Н. И. Лапина
. СПб.: Реноме, 2019.
Говоря о проблемах современного российского общества, Лапин констатирует исчерпание потенциала существующей ныне модели капитализма. И главная проблема – это, конечно, проблема социально-экономического неравенства, именно ее Лапин считает главной травмой, нанесенной российскому населению в постсоветский период. Почему эта проблема хронически не решается? Николай Иванович говорит в этом контексте об институте <em>социального государства</em><sup>8</sup>. Оправданно обращаясь к текстам французского исследователя Т. Пикетти, который пишет о решении социального вопроса в Европе прежде всего за счет <em>прогрессивного налога на доходы и состояния,</em> Лапин в этой связи говорит о <em>социально-слабом (или социально-минимальном) государстве в России</em>, в которой до сих пор существует плоская шкала налогообложения (планка в 15% для доходов, которые превышают 5 млн руб. в год, представляется совершенно недостаточной).<em> Согласимся с теми, кто говорит о том, что России нужна прогрессивная шкала налогообложения</em>, при которой наиболее богатые граждане платили бы до 75% на свои доходы, а налоговая ставка для бедных, напротив, была бы значительно ниже 13%. Заметим: аргумент о том, что в этом случае капиталы будут «убегать» из России, не работает, поскольку капитал может убегать только туда, где хотели бы жить сами богатые люди (развитые страны Запада). Однако именно в этих странах (особенно, в странах с социал-демократическими режимами) налоговая ставка самая высокая.
Говоря о проблемах современного российского общества, Лапин констатирует исчерпание потенциала существующей ныне модели капитализма. И главная проблема – это, конечно, проблема социально-экономического неравенства, именно ее Лапин считает главной травмой, нанесенной российскому населению в постсоветский период. Почему эта проблема хронически не решается? Николай Иванович говорит в этом контексте об институте <em>социального государства</em><sup>8</sup>. Оправданно обращаясь к текстам французского исследователя Т. Пикетти, который пишет о решении социального вопроса в Европе прежде всего за счет <em>прогрессивного налога на доходы и состояния,</em> Лапин в этой связи говорит о <em>социально-слабом (или социально-минимальном) государстве в России</em>, в которой до сих пор существует плоская шкала налогообложения (планка в 15% для доходов, которые превышают 5 млн руб. в год, представляется совершенно недостаточной).<em> Согласимся с теми, кто говорит о том, что России нужна прогрессивная шкала налогообложения</em>, при которой наиболее богатые граждане платили бы до 75% на свои доходы, а налоговая ставка для бедных, напротив, была бы значительно ниже 13%. Заметим: аргумент о том, что в этом случае капиталы будут «убегать» из России, не работает, поскольку капитал может убегать только туда, где хотели бы жить сами богатые люди (развитые страны Запада). Однако именно в этих странах (особенно, в странах с социал-демократическими режимами) налоговая ставка самая высокая.
8. См., подробнее: Становление государства благосостояния и перспективы социального государства в России. Реалии и проекты / под общ. ред. <em>Н. И. Лапина</em>. СПб.: Реноме, 2019.
15
Впрочем, проблема неравенства – отнюдь не единственная, которая интересует Лапина. Он также посвящает много места проблемам модернизации российских регионов. Подчеркивая преобладание спонтанных процессов развития в современной России, когда модернизация осуществляется новым средним классом (включая верхние его слои, например, управленцев), Лапин пишет, что такой сценарий представляется недостаточным – необходимо, что власть более активно принимала участие в модернизационных процессах (т.е. необходимы усилия и сверху, и снизу) (с. 295). В целом же модернизация, ее ход признаются Лапиным не вполне удачными, поскольку для российского общества сегодня характерно нарастание социогуманитарной рецессии, симптомами которой становятся все усиливающиеся нарушения со стороны власти прав и свобод человека.
Впрочем, проблема неравенства – отнюдь не единственная, которая интересует Лапина. Он также посвящает много места проблемам модернизации российских регионов. Подчеркивая преобладание спонтанных процессов развития в современной России, когда модернизация осуществляется новым средним классом (включая верхние его слои, например, управленцев), Лапин пишет, что такой сценарий представляется недостаточным – необходимо, что власть более активно принимала участие в модернизационных процессах (т.е. необходимы усилия и сверху, и снизу) (с. 295). В целом же модернизация, ее ход признаются Лапиным не вполне удачными, поскольку для российского общества сегодня характерно нарастание социогуманитарной рецессии, симптомами которой становятся все усиливающиеся нарушения со стороны власти прав и свобод человека.
Впрочем, проблема неравенства – отнюдь не единственная, которая интересует Лапина. Он также посвящает много места проблемам модернизации российских регионов. Подчеркивая преобладание спонтанных процессов развития в современной России, когда модернизация осуществляется новым средним классом (включая верхние его слои, например, управленцев), Лапин пишет, что такой сценарий представляется недостаточным – необходимо, что власть более активно принимала участие в модернизационных процессах (т.е. необходимы усилия и сверху, и снизу) (с. 295). В целом же модернизация, ее ход признаются Лапиным не вполне удачными, поскольку для российского общества сегодня характерно нарастание социогуманитарной рецессии, симптомами которой становятся все усиливающиеся нарушения со стороны власти прав и свобод человека.
16
В деле же преодоления главного противоречия российского развития (азиатско-этатистская культура верхов и европейски-гуманистическая культура основной части населения) Лапин уповает на проект
«
всегражданского
самопросвещения
»
(включая чиновников), который должен, по его мнению, сформировать из масс российских людей самостоятельно мыслящих граждан, способных на диалог с властью, а главное – на защиту своего гражданского достоинства (с. 262–277). В своей идее «гражданского самопросвещения» Лапин несомненно опирается на И. Канта и М. Мамардашвили. При всем гуманистическом характере этого проекта, он представляется несколько утопичным: думается, что кардинальная трансформация гражданской культуры в России начнется тогда, когда станет возможным
«учить граждан демократии» в близких для них сферах
– о чем вслед за американской исследовательницей К. Пэйтмен говорил 15 лет назад известный российский политолог и политический философ И. К. Пантин
9
. Впрочем, о сугубо практическом характере «самопросвещения» (необходимость практического применения приобретенных навыков) пишет и Лапин (с. 268).
9.
Пантин И. К.
Выбор России: характер перемен и дилеммы будущего // Полис. Политические исследования. 2007. №4. С. 113–135.
В деле же преодоления главного противоречия российского развития (азиатско-этатистская культура верхов и европейски-гуманистическая культура основной части населения) Лапин уповает на проект <em>«</em><em>всегражданского</em><em> </em><em>самопросвещения</em><em>»</em> (включая чиновников), который должен, по его мнению, сформировать из масс российских людей самостоятельно мыслящих граждан, способных на диалог с властью, а главное – на защиту своего гражданского достоинства (с. 262–277). В своей идее «гражданского самопросвещения» Лапин несомненно опирается на И. Канта и М. Мамардашвили. При всем гуманистическом характере этого проекта, он представляется несколько утопичным: думается, что кардинальная трансформация гражданской культуры в России начнется тогда, когда станет возможным<em> «учить граждан демократии» в близких для них сферах </em>– о чем вслед за американской исследовательницей К. Пэйтмен говорил 15 лет назад известный российский политолог и политический философ И. К. Пантин<sup>9</sup>. Впрочем, о сугубо практическом характере «самопросвещения» (необходимость практического применения приобретенных навыков) пишет и Лапин (с. 268).
В деле же преодоления главного противоречия российского развития (азиатско-этатистская культура верхов и европейски-гуманистическая культура основной части населения) Лапин уповает на проект <em>«</em><em>всегражданского</em><em> </em><em>самопросвещения</em><em>»</em> (включая чиновников), который должен, по его мнению, сформировать из масс российских людей самостоятельно мыслящих граждан, способных на диалог с властью, а главное – на защиту своего гражданского достоинства (с. 262–277). В своей идее «гражданского самопросвещения» Лапин несомненно опирается на И. Канта и М. Мамардашвили. При всем гуманистическом характере этого проекта, он представляется несколько утопичным: думается, что кардинальная трансформация гражданской культуры в России начнется тогда, когда станет возможным<em> «учить граждан демократии» в близких для них сферах </em>– о чем вслед за американской исследовательницей К. Пэйтмен говорил 15 лет назад известный российский политолог и политический философ И. К. Пантин<sup>9</sup>. Впрочем, о сугубо практическом характере «самопросвещения» (необходимость практического применения приобретенных навыков) пишет и Лапин (с. 268).
9. <em>Пантин И. К.</em> Выбор России: характер перемен и дилеммы будущего // Полис. Политические исследования. 2007. №4. С. 113–135.
17
В заключение подчеркнем, что рецензируемая монография является ценным исследованием. Это тем более так, что активное обсуждение в российском научном сообществе в 2000-е гг. проблем демократии практически «сошло на нет». Сегодня мы как будто согласились с тем, что демократии в России не бывать. Однако в России все-таки возможна определенная модель демократии, которая отводит большую роль социальному равенству, национальным особенностям («суверенная демократия» В.Ю. Суркова, при всей спорности этого концепта), и сочетается с большой ролью государства в национальном развитии
10
. Эти представления о демократии, думается, вполне отвечают концепции
национальной модели модернизации
. Идеи Н.И. Лапина, высказанные им в обсуждаемой книге, на все 100% соответствуют интересам России и ее народа.
10.
См.:
Канарш
Г. Ю.
Справедливость, демократия, капитализм. Пути модернизации России в XXI веке. М.: Ленанд, 2020.
В заключение подчеркнем, что рецензируемая монография является ценным исследованием. Это тем более так, что активное обсуждение в российском научном сообществе в 2000-е гг. проблем демократии практически «сошло на нет». Сегодня мы как будто согласились с тем, что демократии в России не бывать. Однако в России все-таки возможна определенная модель демократии, которая отводит большую роль социальному равенству, национальным особенностям («суверенная демократия» В.Ю. Суркова, при всей спорности этого концепта), и сочетается с большой ролью государства в национальном развитии<sup>10</sup>. Эти представления о демократии, думается, вполне отвечают концепции <em>национальной модели модернизации</em>. Идеи Н.И. Лапина, высказанные им в обсуждаемой книге, на все 100% соответствуют интересам России и ее народа.
В заключение подчеркнем, что рецензируемая монография является ценным исследованием. Это тем более так, что активное обсуждение в российском научном сообществе в 2000-е гг. проблем демократии практически «сошло на нет». Сегодня мы как будто согласились с тем, что демократии в России не бывать. Однако в России все-таки возможна определенная модель демократии, которая отводит большую роль социальному равенству, национальным особенностям («суверенная демократия» В.Ю. Суркова, при всей спорности этого концепта), и сочетается с большой ролью государства в национальном развитии<sup>10</sup>. Эти представления о демократии, думается, вполне отвечают концепции <em>национальной модели модернизации</em>. Идеи Н.И. Лапина, высказанные им в обсуждаемой книге, на все 100% соответствуют интересам России и ее народа.
10. <em> </em>См.: <em>Канарш</em><em> Г. Ю.</em> Справедливость, демократия, капитализм. Пути модернизации России в XXI веке. М.: Ленанд, 2020.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены