Феномен китайской рабочей силы: сложности с трудоустройством выпускников и «острый дефицит рабочей силы»
Феномен китайской рабочей силы: сложности с трудоустройством выпускников и «острый дефицит рабочей силы»
Аннотация
Код статьи
S013216250009490-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Цзян Хайбинь  
Должность: доцент Института физики
Аффилиация: Цзилиньский педагогический университет
Адрес: Китай, Сыпин
Веселова Людмила Сергеевна
Должность: доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Лебединцева Любовь Александровна
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
118-129
Аннотация

В статье рассматривается проблема дефицита рабочих кадров в реальном секторе экономики, прежде всего, в материальном производстве. Анализ современной тенденции показывает, что китайская молодежь не готова трудиться на низкооплачиваемых работах. Отмечается, что несоответствие между потребностями и социальными притязаниями людей в обществе и относительно отсталым материальным производством, труд на котором считается тяжелым и малооплачиваемым, постепенно созревало, в период начала экономических реформ усилилось, а в современном обществе проявилось в полную силу. Выявляются основные причины сложившейся социально-экономической проблемы, связанные с неразрешенным противоречием между спросом и предложением на рабочую силу в китайской социально-экономической системе. Делается вывод о необходимости дальнейшего сопряжения системы образования и нужд рынка, в частности, создании системы профессиональной подготовки для срочно требуемых в экономике высококвалифицированных кадров, развитию уже имеющихся талантов в новых отраслях, таких как информационная безопасность, разработка программного обеспечения, сетевая инженерия, коммуникационная инженерия, новые энергетические транспортные средства и т.д.

Ключевые слова
сложности в трудоустройстве, дефицит рабочей силы, китайские выпускники, менеджмент талантов в КНР, средний класс в Китае, система образования КНР
Источник финансирования
Статья является промежуточным результатом научно-исследовательского проекта в области гуманитарных и социальных наук провинции Цзилинь, номер проекта: JJKH2021467SK.
Классификатор
Получено
02.08.2021
Дата публикации
27.09.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
62
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение.

2 В современном мире формируется необычный социальный феномен, а именно сосуществование двух проблем – нехватка рабочей силы и сложности с трудоустройством выпускников вузов. Данная ситуация наблюдается и в России, и в Китае: несмотря на различия в политических системах, образовательная политика обеих стран имеет ряд схожих моментов, поскольку изначально сама модель обучения была заимствована ими у Запада. Обе страны стремятся ускорить свой экономический рост и расширить влияние, для этого необходимы квалифицированные кадры. Многие компании в Китае сталкиваются с проблемой дефицита дешевой рабочей силы, что во многом связано с развитием и популяризацией высшего образования в КНР. В то же время выпускникам китайских вузов довольно сложно найти работу в стране из-за недостаточного количества предложений на хорошо оплачиваемые рабочие места, а также несоответствия образовательных программ реальным потребностям китайского рынка труда. Китайские выпускники не заинтересованы идти на низкооплачиваемые должности и работать в качестве дешевой рабочей силы, они готовы к частой смене работы для того, чтобы найти лучшее предложение.
3 Цель данной статьи – изучить причины появления данного феномена в Китае и сравнить ситуацию с трудоустройством выпускников в России и Китае. Основные задачи исследования – проанализировать дисбаланс на рынке труда выпускников КНР, проанализировать противоречия в общественной системе Китая, показать, что данная ситуация характерна не только для Китая.
4 Анализ опирается на данные официальной статистики и профильных министерств в КНР и РФ, данные международных статистических источников и рейтингов: China Statistical Yearbook (2017, 2018, 2019), China University Student Employment Report (2014–2018), Ministry of Human Resources and Social Security of the People's Republic of China (2020), данные Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства науки и высшего образования РФ (2020), World University Rankings (2020), The UNESCO Institute for Statistics (2020).
5

Общая ситуация.

6 Несмотря на позитивные сдвиги в процессе развития системы высшего образования, на сегодняшний день в Китае существует ряд серьезных проблем. Вследствие проведения экономических реформ были сняты ограничения на миграцию населения и в период с 1980-х гг. до начала 2010-х гг., согласно данным официальной статистики, количество городской рабочей силы увеличилось более чем в три раза: с 95,1 млн до 293,5 млн человек. Многие рабочие предпочли уйти с государственных предприятий и перешли в частные, таким образом, процент людей, работающих в госсекторе, снизился с 78,3 до 21,9%. Если в 1978 г. большинство населения (69,9%) были задействованы в сельском хозяйстве, то в 2010-х гг. их количество сократилось до 40,8% [Kuruvilla et al., 2011: 1]. Помимо того, что за тридцать лет реформ произошли изменения в структуре рабочей силе и форме занятости, в некоторых районах КНР, а именно в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, появился социальный феномен «дефицита рабочей силы», который сложно было предугадать в стране с таким большим количеством трудоспособного населения. Из развитых прибрежных районов это социальное явление переместилось во внутренние районы страны, расширилось и стало затрагивать не только низкоквалифицированных рабочих, но и высококвалифицированных специалистов.
7 Китай – страна с большим количеством рабочей силы и населением более 1,3 млрд человек. Здесь самая большая образовательная система в мире, в 2018 г. в китайских вузах обучалось более 260 млн студентов и работало свыше 15 млн преподавателей [China Statistical Yearbook, 2019]. В последние годы китайские университеты все чаще попадают в списки ведущих университетов мира. Согласно ежегодному рейтингу, который составляет журнал Times Higher Education, в 2020 г. 6 китайских университетов вошли в число 150 лучших университетов мира: университет Цинхуа (23-е место), Пекинский университет (24-е место), Научно-технический университет Китая (80-е место), Чжэцзянский университет (107-е место), Фуданьский университет (109-е место) и Нанкинский университет (144-е место)1. Количество желающих получить высшее образование в КНР постоянно растет, ряды студентов активно пополняются за счет иностранных абитуриентов, которые все чаще выбирают китайскую магистратуру и аспирантуру. Правительство КНР ежегодно увеличивает объем финансирования для развития образования в стране. Если в 2014–2015 гг. он составлял 4,85 млрд долларов, то в 2018–2019 – 6,74 млрд долларов (China Statistical Yearbook, 2019). С 2017 г. в Китае начали реализовывать проект “Double Top University Plan” (双一流大学), направленный на создание университетов мирового уровня.
1. World University Rankings 2020. URL: >>>> (дата обращения: 03.03.2020).
8

Основные изменения в системе образования КНР.

9 До периода реформ 1980-х гг. выпускникам китайских вузов, так же как и выпускникам вузов СССР, не было необходимости самостоятельно искать работу: существовала четкая система государственного распределения. Благодаря строгому административному контролю и запрету на миграцию были минимизированы проблемы трудоустройства. Система «железной миски риса», когда государство гарантировало пожизненное трудоустройство, эффективно работала в Китае и защищала права рабочих. В сельской местности все рабочие были членами производственных бригад, были заняты в сельском хозяйстве или выполняли какую-то работу в коммуне. В городах люди работали на государственных или коллективных предприятиях, так как частные отсутствовали [Ghose, 2005: 3].
10 После окончания Культурной революции (1966–1976) в период реформ и открытости правительство Китая для привлечения иностранных инвестиций позволило некоторым местным органам власти сделать упор на гибкость системы труда за счет сокращения рабочих мест в государственных компаниях, уменьшения прав, безопасности и здоровья работников. Многие предприятия с иностранными инвестициями, чьи конкурентные преимущества были обусловлены низкими затратами и трудоемким производством, воспользовались ростом трудящихся-мигрантов, готовых работать без официальных контрактов за небольшие деньги.
11 Условной точкой отсчета, с которой начинается восстановление и быстрое развитие системы высшего образования в Китае, можно считать 1982 г. – когда впервые в истории шести китайским ученым были присвоены степени докторов наук. В этот период в стране существовало лишь несколько докторских программ, на которые ежегодно вплоть до 1994 г. принимали менее 10 тыс. чел. В 2000-х гг. ситуация начинает меняться и к 2003 г. количество докторантов увеличилось до 40 тыс. чел., а после 2004 г. в КНР количество студентов докторских программ стало самым большим в мире [Zhao, 2014: 97].
12 В 1985 г. университетам была предоставлена большая автономия и расширены их права. Университетская система должна была выполнять ряд функций: обучение студентов, проведение исследований, ведение бизнеса и социальную деятельность [Bai, 2006: 130]. Углубление рыночных реформ в 1990-е гг. привело к повышению уровня конкуренции и текучке кадров в университетах. В некоторых из них были открыты интенсивные краткосрочные курсы для быстрой подготовки кадров, с весьма низким качеством образования [Chen Hon Fai, 2018: 36]. Вследствие принятия в 1995 г. «Закона о трудовых отношениях», который предусматривал отказ от системы пожизненного трудоустройства и предполагал переход к контрактной системе трудовых отношений, более 30 млн рабочих государственных предприятий потеряли работу [Kuruvilla et al., 2011: 5].
13 В 1995 г. в КНР был принят новый «Закон об обязательном образовании», который предусматривал девять лет обязательного образования для каждого гражданина КНР2. Для управления обширной территорией и огромным населением Конституция Китая предусматривает три уровня управления, исключая центральное правительство: провинциальный, районный и городской. Ответственность по предоставлению начального и среднего образования и контролю лежит на правительствах районов, в то время как высшее образование подпадает под юрисдикцию провинциальных властей. С 6 до 11 лет ученики посещают начальную школу, с 12 до 14 лет – младшую среднюю, на этом обязательная часть образования заканчивается. Далее, путем сдачи экзаменов, ученик может быть зачислен в старшую среднюю школу для получения полного среднего общего образования. Хотя эта ступень уже не считается обязательной и в 2005 г. только 40% учеников продолжили обучение, в 2014 г. показатели выросли, и уже 95% учеников продолжили обучение, чтобы закончить среднее общее образование3. После окончания школы ученики могут поступить в университеты, сдав единый государственный экзамен, который называется «гаокао» (高考). В это же время в условиях реструктуризации многие государственные предприятия начали увольнять работников, чем также способствовали увеличению количества безработного населения.
2. Education Law of the People’s Republic of China. Official web-site of the Ministry of Education of the PRC. URL: >>>> (дата обращения: 25.06.2020). Первый вариант «Закона об обязательном образовании» был принят в 1986 г., он стал основным документом в развитии системы образования. Согласно этому закону, все дети школьного возраста, которые являлись гражданами КНР, имели право получить обязательное школьное образование.

3. Education in China (2016). A Snapshot, published by the OECD. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
14 В 1998 г. правительство КНР объявило массовое высшее образование целью своей политики. Популяризация высшего образования привела, с одной стороны, к увеличению количества учащихся и, с другой – к снижению качества образования. Университеты начали «задыхаться» от нехватки преподавательских кадров и материальных ресурсов для нормального обеспечения учебного процесса. Большее количество абитуриентов повлекло за собой снижение проходных баллов и качества приема студентов. Кроме того, из-за увеличения количества студентов соотношение числа преподавателей к ученикам стало изменяться в худшую сторону [Cai, 2011: 33]. Если в 2005 г. в среднем по стране на 1 преподавателя вуза приходилось 16,85 студентов, то в 2018 г. – 17,56 человек. В некоторых провинциях нагрузка на преподавателей была больше, чем в среднем по стране. Например, по данным на 2019 г. в провинции Сычуань на 1 преподавателя вуза приходилось 19,33 студентов, а в провинции Юньнань – 20,44 студентов [China Statistical Yearbook, 2019]. Многие университеты стараются улучшить свое финансовое положение за счет увеличения количества платных студентов, что еще более ухудшает ситуацию.
15 В период 2010–2019 гг. в связи с популяризацией высшего образования в Китае число выпускников китайских университетов ежегодно увеличивалось в среднем на 3,3%, что также привело к серьезной проблеме трудоустройства уже квалифицированных кадров [中国产业研究院, 2020]. На сегодняшний день в Китае один из самых низких в мире показателей отсева из вузов, лишь около 1% студентов не могут получить степень, также крайне редко в КНР встречаются случаи дисциплинарного взыскания против студентов [Marioulas, 2017: 28]. В 2018 г. число выпускников китайских вузов достигло рекордного количества в истории КНР и составило 7,53 млн человек [China Statistical Yearbook, 2019]. Все они пополнили ряды выпускников прошлых лет, которые так и не смогли найти работу, таким образом, проблема трудоустройства с каждым годом приобретает все большую остроту.
16

Избыток рабочих мест и безработных выпускников университетов: потеря баланса.

17 Распространенная в современном Китае модель высшего образования является устаревшей, университеты не нацелены на развитие инновационных талантов, мышления и необходимых компетенций у студентов. Во многом именно поэтому на сегодняшний момент в Китае не хватает специалистов, связанных с искусством, дизайном и т.д. Согласно Отчету о занятости студентов китайских университетов, в 2018 г. тремя основными отраслями, в которых были задействованы китайские студенты, стали IT-отрасль, а именно разработка программного обеспечения (уровень занятости 96,8%), энергетика и энергетическая инженерия (уровень занятости 96,8%), и инженерное управление (уровень занятости 95,8%) [麦可思研究所, 2019].
18 Кроме того, развитие страны шло неравномерно в различных регионах Китая, что также отразилось на развитии системы образования и несбалансированном распределении ресурсов высшего образования между регионами, а также различными социальными группами. Многие выпускники провинциальных вузов не могли конкурировать с теми, кто окончил ведущие университеты КНР, поэтому были вынуждены выдерживать напряженную конкуренцию, чтобы найти работу и удержаться на ней. Современная тенденция такова, что китайская молодежь не готова трудиться на низкооплачиваемых работах. В Китае всегда остро стоял вопрос неравномерного развития регионов страны, поэтому большинство выпускников стремится в развитые мегаполисы, такие как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь.
19 Материальные и культурные потребности людей возрастают, чего нельзя сказать о производственной системе Китая, которая была и остается отсталой по своему техническому оснащению. На XIX съезде КПК в 2017 г. председатель Си Цзиньпин заявил, что основное противоречие в китайском обществе — это противоречие между растущей потребностью людей в лучшей жизни и несбалансированным, неадекватным развитием страны [习近平, 2017]. С улучшением уровня жизни люди стали обращать внимание не только на заработную плату и льготы, которые можно получить на работе, но и на такие субъективные факторы, как условия труда, реализация своих творческих способностей, повышение самооценки и т.д. Это и привело к появлению феномена «нехватки рабочей силы» на низкокачественных рабочих местах, характеризуемых низкой оплатой труда, высокой трудоемкостью, длительным рабочим днем и плохими условиями труда.
20 В 2018 г. 820 тыс. выпускников университетов были безработными, отношение численности занятого населения к общей численности населения продолжало снижаться, отмечались низкая удовлетворенность работой и нестабильность занятости населения. Трудности с трудоустройством выпускников вузов ограничивают развитие высшего образования в Китае, а также социально-экономическое развитие. Стоит отметить, что нередка дискриминация студентов, которые закончили не самый знаменитый университет: многим отказывают при трудоустройстве только из-за того, что они закончили университеты, не входящие в «Проект 985» или «Проект 211» [Zhao, 2014: 127].
21 «Дефицит рабочей силы» означает, что экономический спрос на рабочую силу, которая требуется городской экономике, выше, чем количество рабочей силы, которой может обеспечить рынок, что создает ее острую нехватку [崔双杰, 2010: 8–13]. Феномен «дефицита рабочей силы» в основном проявляется в трудоемкой обрабатывающей промышленности, высокотехнологичном малом и среднем бизнесе и сфере услуг. Согласно рейтингу спроса и рабочих мест, в крупных городах Китая во втором квартале 2020 г. ситуация с вакансиями была достаточно сложной (табл. 1). Спрос на сотрудников в низкооплачиваемых трудоемких сервисных компаниях достаточно высок, а дисбаланс спроса и предложений на вакансии высококвалифицированных инженеров и техников еще больше. Соотношение вакансий и соискателей на некоторых должностях достигает 50:1. Появление и усиление феномена «дефицита рабочей силы» привело к тому, что многие малые и средние предприятия приостановили производство или даже обанкротились, что оказало большое влияние на экономическое развитие Китая.
22

Таблица 1. Рейтинг спроса и рабочих мест в крупных городах Китая, 2-й квартал 2020 г. (%)

Город

Соотношение вакансий к соискателям

Спрос для вторичного сектора экономики*

Спрос для третичного сектора экономики** 

Топ-3 вакансий с максимальным разрывом спроса и предложений на рынке труда

Соотношение вакансий к соискателям

Шанхай

0,81

20,9%

78,4%

Менеджер по продажам

2:1

Оптик

65:1

Персонал для работы на оборудовании производства и обработки

2:1

Чунцин

1,22

44,9%

53,8%

Токарь

2:1

Вспомогательный производственный персонал

2:1

Охранник

7:1

Уборщик

8:1

Тяньцзинь

1,1

14,9%

85,1%

Рабочий на производстве конденсаторов

2:1

Заведующий складом

2:1

Маркетолог

2:1

Нанкин

1,4

35,3%

63,1%

инженерно-технические работники, разрабатывающие программное обеспечение

3:1

инженерно-технические работники в фармацевтике

3:1

Маркетолог

2:1

Упаковщик

2:1

Сиань

1,53

24,3%

74,8%

Курьер

10:1

Маркетолог

5:1

Менеджер по продажам

4:1

Фучжоу

1,13

55,3%

41,0%

Курьер

2:1

Специалист по установке и настройка специального электронного оборудования

2:1

Рабочий на производстве электронных компонентов

2:1

Ухань

1,44

50,0%

49,0%

Персонал для работы на оборудовании производства и обработки

2:1

Обслуживающий персонал в организациях питания

3:1

Электротехнический и технический персонал

2:1

Чжэнчжоу

 

2,58

32.00%

64,6%

Работник физического труда

3:1

Руководящий персонал на производстве

2:1

Чанша

 

2,82

27,7%

72,3%

слесарь-трубопроводчик

3:1

Упаковщик

2:1

Обслуживающий персонал в организациях питания

3:1

Ланьчжоу

2,35

13,10%

86,9%

Сотрудник страхового агенства

3:1

Маркетолог

2:1

Источник: 中华人民共和国人力和资源社会保障部 [Ministry of Human Resources and Social Security of the People's Republic of China (In Chinese)]. URL: >>>> 23.06.2021)

Примечания. *Обрабатывающая промышленность и строительство; ** Сфера услуг, к которой относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.

23 Подобная ситуация была и в России в 2019–2020 гг., когда заметно больше вакансий поступало от работодателей из крупных российских городов. Спрос на работу студентов увеличился на 24% по отношению к 2019 г. Согласно исследованию «РИА Новости», самыми популярными вакансиями, как и в Китае стали вакансии, не требующие высшего образования и высокой квалификации: водитель такси, укладчик и комплектовщик (Москва); грузчики, уборщицы и укладчики (Санкт-Петербург); укладчики (Нижний Новгород и Саратов)4. При этом данные крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter за 2019 г. показывают: по всей стране выше всего поднялся спрос на специалистов из сферы добычи сырья (+28%), госслужбы (+24%), транспортно-логистической (на водителей, +24%)5.
4. Исследование: число вакансий в России в 2020 г. снизилось на четверть // РИА Новости. URL: >>>> (дата обращения: 24.06.2021).

5. Что происходит на рынке труда: итоги-2019 //Официальный сайт агентства Head Hunter. URL: >>>> (дата обращения: 24.06.2021).
24

Основные причины дефицита рабочей силы.

25 Главной причиной следует признать неразрешенное противоречие между спросом и предложением на рабочую силу. С одной стороны, с реализацией политики правительства Китая в области планирования семьи (политика «одна семья – один ребенок») темпы роста населения Китая продолжают снижаться, а проблема старения становится все более серьезной. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, суммарный коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения, в промилле (‰) снизился с 14,5‰ в 1999 г. до 10,9‰ в 2018 г., а естественный прирост населения снизился с 8,1‰ в 1999 г. до 3,8‰ в 2018 г. (рис.). По состоянию на конец 2018 г. общее количество пожилых людей старше 65 лет достигло 166 млн, что составляет 12% от общей численности населения. За 2011–2018 гг. число работающих в возрасте 15–59 лет сократилось почти на 40 млн. В 2018 г. количество работающего населения составило 64,3% от общего количества населения, впервые упав 900 млн человек. Все это является доказательством того, что нехватка рабочей силы – это реально существующая проблема современного Китая (рис.).
26

Рис. Коэффициент рождаемости в КНР 1999–2016 гг.

27 В целом заметна тенденция некоторого уменьшения количества занятого населения: если в 2013 г. его процент составлял 58,28%, то в 2017 г. – 58,04% [China Statistical Yearbook, 2018]. С другой стороны, после роста количества абитуриентов, которые имеют право сдавать единый государственный экзамен для поступления в высшие учебные заведения в 1999 г., быстро развивается тенденция роста числа китайских студентов: число зачисленных студентов увеличилось с 1,597 млн в 1999 г. до 7,910 млн в 2018 г., количество принявших участие во вступительных экзаменах – почти в 5 раз. Выросло число выпускников колледжей. Дисбаланс между социальным спросом на выпускников колледжей и их общим числом привел к трудностям в их трудоустройстве. Кроме того, многие китайские университеты не получают субсидии от государства и существуют за свой счет, поэтому зачастую поднимают стоимость обучения, что в большинстве случаев ведет к снижению уровня образования [Bai, 2006: 144].
28 Профессиональное дублирование. В результате роста количества зачисленных студентов некоторые учебные заведения начали добавлять специализации и расширять свои структуры, но не разработали эффективные планы обучения студентов на основе реальных потребностей общества. Это привело к тому, что ослабла связь между преподаванием и практикой, а качество выпускников не соответствовало социальным потребностям. В какой-то момент количество выпускников популярных специальностей превысило рыночный спрос, а некоторые непопулярные специальности испытали нехватку кадров.
29 Несоответствие планов профессиональной подготовки вузов требованиям работодателей. Большинство колледжей и университетов сосредоточены на передаче теоретических знаний студентам, в ущерб выработке практических навыков, что не соответствует потребности большинства китайских предприятий в специалистах-практиках, способных работать в реальных условиях.
30 Нехватка необходимых компетенций. Современные предприятия требуют, чтобы студенты-выпускники обладали не только высокими профессиональными знаниями и способностями, но и более разнообразными компетенциями. Опубликованный китайской компанией Mycos отчет о занятости студентов китайского университета за 2016 г. показал, что китайские компании ценят независимость, креативность, индивидуальный характер и таланты студентов, а также поддерживают выпускников вузов и выпускников-членов партии, которые имеют опыт работы в качестве госслужащих6.
6. 麦可思研究所. (2019) 中国大学生就业报告2014-2018 [Mycos Company China University Student Employment Report 2014-2018 (In Chin.)].
31 Несоответствие концепции трудоустройства выпускников вузов социальной реальности. В связи с экономическим развитием, многие выпускников вузов предполагают, что их шансы на удачное трудоустройство достаточно велики, однако это не соответствуют реальности. Выпускники вузов предъявляют относительно высокие требования к компаниям, областям занятости, режиму занятости, рабочей среде и методам занятости. Многие из них надеются, что смогут работать в государственных учреждениях и государственных крупных и средних предприятиях в городах первого уровня или в экономически развитых регионах, рассчитывают на низкую трудоемкость и хорошую заработную плату. Реальная ситуация заключается в том, что основными местами работы для выпускников китайских вузов являются мелкие и средние предприятия. Такое противоречие между ожиданиями выпускников и социальной реальностью неизбежно усиливает социальные противоречия в КНР.
32 Ситуация с нехваткой рабочей силы и одновременной сложностью поиска занятости у выпускников – показывает, что экономической структура Китая испытывает проблемы, связанные с ее нерациональностью, и что трудоемкие предприятия все еще полагаются на дешевую рабочую силу для получения прибыли. Появление этого феномена также является реакцией на общие социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в сфере рынка труда.
33

Россия и Китай: общие тенденции в сфере образования.

34 Сосуществование двух указанных выше феноменов типично не только для Китая, с ней столкнулись многие страны, в том числе Россия. Для того чтобы сравнить ситуацию в двух указанных странах, необходимо понимать общие тенденции в развитии и популяризации высшего образования среди населения. На основании официальных данных Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) были получены следующие данные (табл. 2).
35

Таблица 2. Сравнение данных по России и Китаю в сфере образования

 

Китай

Россия

Общее количество населения, чел 

1,427 млрд

145,734 млн

Количество населения в возрасте 15–24 лет, чел

173,433 млн (10,21% от всего населения КНР)

13,884 млн (9,53% от всего населения РФ)

Неграмотное население в возрасте от 15 лет и старше (2018 г.), чел

37,038 млн (2,6% от всего населения КНР)

322,922 (0,22% от всего населения РФ)

Совокупная доля учащихся в вузах, %

Год

Всего

Мужчины

Женщины

Всего

Мужчины

Женщины

2011

25,6

25,6

26,8

76,18

65,4

87,4

2013

32,4

30,5

34,6

77,85

69,8

86,3

2016

48,0

48,0

52,7

80,63

73,9

87,7

2017

49,1

44,7

54,0

81,91

75,0

89,1

Источник: China. The UNESCO Institute for Statistics (UIS). URL: >>>> ; Russian Federation. The UNESCO Institute for Statistics (UIS). URL: >>>>

36 В России и в Китае на сегодняшний момент в процентном отношении примерно одинаковое количество молодежи, а также тех, кто получил среднее образование. Китай обгоняет Россию по количеству людей, получивших высшее образование. При этом по совокупной доли учащихся в вузах Россия ушла далеко вперед, также процент неграмотного населения в России намного ниже, чем в Китае, что в большей степени связано с меньшим количеством сельского населения РФ. Интересная тенденция наблюдает в распределении уровня образования по гендерном признаку, так как в обеих странах количество женщин, получивших высшее образование, превышает количество мужчин, и их доля постоянно растет, что также не может не влиять на рынок труда и выбор профессий.
37 Согласно данным, полученным компанией Mycos (My China Occupational Skills)7 по оценке качества подготовки выпускников вузов в 2014–2018 гг., в последние годы уровень участия в составе рабочей силы выпускников в Китае продолжает снижаться: с 92,6% в 2014 г. до 91% в 2018 г. [麦可思研究所, 2019]. В России наблюдается схожая ситуация: по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, наблюдается тенденция постепенного увеличения уровня экономической неактивности выпускников. На 2016 г. в общей численности выпускников (периода 2010–2015 гг.) более 500 тыс. человек не работали и не продолжали обучение в образовательных организациях. За период 2010–2015 гг. это составило 4,6% от выпуска. В России, как и в других странах, увеличивается количество граждан NEET (Not in Education, Employment or Training), т.е. людей, которые не обучаются и не работают8.
7. Компания Mycos (основана в 2006 г.) - лидер индустрии данных и консалтинга в области высшего образования в Китае. Ежегодно предоставляет услуги по отслеживанию данных более чем 1100 университетов, а также осуществляет совместные проекты с Китайской ассоциации по науке и технике, Министерством людских ресурсов и социального обеспечения, Министерством образования и т.д. Компания ежегодно публикует так называемые «синие книги» – Отчеты о занятости студентов китайских университетов. Совместно с Шанхайской академией педагогических наук является соавтором ежегодного Годового отчета о качестве высшего профессионального образования в Китае.

8. Анализ положения выпускников с высшим и средним образованием на рынке труда в России // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: >>>>
38 Стоит отметить, что правительства обеих стран стараются поддерживать высшее образование и постоянно выдвигают различные инициативы. Например, в 1995 г. правительство КНР запустило инициативу «Проект 211» с целью создать первоклассные и конкурентноспособные университеты. В программе участвовало более 100 вузов, ключевые дисциплины которых рассматривались в качестве национального приоритета. В мае 1998 г. был запущен «Проект 985», который преследовал аналогичные цели, но более активно финансируемым по сравнению с Проектом 211. Изначально в программу были включены только 9 университетов, но к 2011 г. количество увеличили до 39 [Wang, 2019: 66]. В то же время данные программы поддержки еще более усилили неравенство в распределении финансировании университетов, так как в период 2009–2013 гг. более 72% государственного финансирования было выделено 116 университетам, входящих в «Проекте 211» и «Проект 985», а оставшиеся 28% были распределены между 2.000 университетов [Yaisawarng, Ng, 2014: 95].
39 В России также запущен ряд проектов на повышение конкурентоспособности российских вузов, например, Проект 5-100, в котором участвует 21 ведущий университет России и задействовано свыше 360 000 студентов9 [Проект 5-100]. Эти действия правительств обеих стран направлены на улучшение ситуации с трудоустройством выпускников, так как только при условии создания качественной системы образования, ориентированной на запросы рынка труда, проблема с трудоустройством выпускников и нехваткой рабочей силы может быть решена. Кроме того, начиная с 2018 г., в России Минобрнауки РФ готовит масштабную реформу системы профессионального образования, планируя создать из колледжей региональные центры профессиональной мобильности, чтобы выпускники девятых классов и взрослые, не нашедшие себе применения на рынке труда смогли получить необходимые навыки10.
9. Проект 5-100. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2020).

10. Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования// Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». URL: >>>> (дата обращения: 24.06.2021).
40

Заключение.

41 С начала 1990-х гг. среди молодежи во всем мире произошло резкое сокращение участия на рынке труда, о чем свидетельствует сокращение числа тех, кто является либо занятым, либо безработным, но активно ищет работу. Эта тенденция особенно негативно отразилась на Китае, который обладает самым большим количеством населения в мире. Для КНР и РФ на сегодняшний момент образование является приоритетной сферой развития. Правительства обеих стран предпринимают различные инициативы, для того чтобы сделать университеты конкурентоспособными, и активно вступают в борьбу за таланты.
42 Основной целью данной статьи было изучить причины сосуществования двух проблем: трудоустройство выпускников и дефицит рабочей силы в Китае и сравнить ситуацию с трудоустройством выпускников в России и Китае. На основании изученных данных, можно выделить две основные причины нехватки кадров в России и Китае:
43
  • несоответствие реальному спросу на работников выпускаемых специальностей со стороны работодателей. Многие абитуриенты неосознанно подходят к выбору специальности для обучения, считая бакалавриат лишь продолжением общего среднего образования, а не получением профессии. Система образования не учитывает нужды рынка, отсутствует система профессиональной подготовки для срочно требуемых в экономике высококвалифицированных кадров, нет программ по развитию уже имеющиеся талантов в новых отраслях, таких, например, как информационная безопасность, разработка программного обеспечения, сетевая инженерия, коммуникационная инженерия, новые энергетические транспортные средства и т.д. Студенты не осведомлены о реальной ситуации на рынке труда, поэтому не всегда могут сделать правильный выбор образовательной программы;
44
  • противоречие между высоким спросом на таланты в развивающихся отраслях и недостаточным предложением по техническим специальностям. Развивающиеся отрасли, порожденные новым витком технологической революции и промышленной трансформации, являются ключевыми областями новой кинетической энергии и новых конкурентных преимуществ для текущего экономического развития Китая и России. В их число входят IT-технологии нового поколения, создание и развитие высококачественного оборудования и новых материалов, новые энергетические транспортные средства, энергосбережение и охрана окружающей среды, технологии 5G и т.д. Благодаря поддержке правительства данные отрасли в России и Китае в последние годы быстро развивались, и спрос на технический персонал также увеличился. По сравнению с традиционными отраслями, развивающиеся отрасли характеризуются высокой плотностью НИОКР, концентрированными инвестициями и жесткой конкуренцией за выживание предпринимателей, поэтому потребности развивающихся отраслей в сфере занятости характеризуются высокой срочностью, высоким содержанием технологий и сложными задачами НИОКР. Профессиональный и технический персонал в развивающихся отраслях в большей степени набирается и тренируется посредством «обучения на практике» и обучения без отрыва от производства, поскольку зачастую университеты не выпускают специалистов по данным специальностям или сами отрасли не могут ждать столь длительный цикл подготовки университетов для обучения этим техническим специальностям.
45 В обеих странах замечена схожая тенденция относительно трудоустройства выпускников: не хватает низкоквалифицированных кадров, рабочих, а также работников сферы услуг и общественного питания, высок спрос на водителей, грузчиков и рабочих заводов. Анализ показывает тенденции переоцененности высшего образования и необходимости ответа на запросы рынка труда: развития техникумов и профессиональных училищ, создания высококачественных курсов дополнительного профессионального образования для быстрой переподготовки специалистов под нужды рынка труда.

Библиография

1. 中国产业研究院 [China Industry Research Institute (In Chinese)]. URL: http://www.chinairr.org/ (accessed 01.03.2020).

2. 崔双杰 (2010).激励视角下“用工荒”现象的研究 [Cui Shuangjie. Research on the phenomenon of "labor shortage" from the perspective of motivation. Journal of Shanxi University (Higher Education Edition)ю (In Chinese)]

3. 习近平(2017).决胜全面建成小康社会夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利. 在中国共产党第十九次全.国代表大会上的报告. 北京:人民出版社, 2017 [Xi Jinping. A decisive victory to build a well-off society in an all-round way to win the great victory of socialism with Chinese specific in the new era. Report at the XIX th National Congress of the Communist Party of China. Beijing: People’s Publishing House. (In Chinese)]

4. Bai Limin. (2006) Graduate Unemployment: Dilemmas and Challenges in China's Move to Mass Higher Education// The China Quarterly. Cambridge University Press on behalf of the School of Oriental and African Studies. No. 185: 128–144.

5. Cai Yuzhuo. (2011) Chinese higher education reforms and tendencies: Implications for Norwegian higher education in cooperating with China. SIU Report Norway, Norwegian Centre for International Cooperation in Education (SIU). No. 4: 1–69.

6. Chen Hon Fai. (2018) Chinese Sociology. State-Building and the Institutionalization of Globally Circulated Knowledge. Palgrave Macmillan.

7. China Statistical Yearbook 2017. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2017/indexeh.htm (accessed 15.01.2020).

8. China Statistical Yearbook 2018. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm (accessed 13.06.2021).

9. China Statistical Yearbook 2019. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm (accessed 15.01.2020).

10. From Iron Rice Bowl to Informalization: Markets, Workers, and the State in a Changing China. (2011) Ed. by Sarosh Kuruvilla, Ching Kwan Lee and Mary E. Gallagher. Ithaca, NY; London: Cornell University Press.

11. Ghose A.K (2005) Employment in China. Recent trends and future challenges. In: Employment Strategy Papers 2005/14. International Labour Organization.

12. Li Cheng (2016) Chinese politics in the Xi Jinping era: Reassessing collective leadership. Brookings Institution Press.

13. Marioulas, J. (2017) China: A World Leader in Graduation Rates. International Higher Education. No. (90): 28-29.

14. Russian Federation. The UNESCO Institute for Statistics (UIS). URL: http://uis.unesco.org/en/country/ru (accessed 15.01.2020).

15. Wang D. D (2019). Performance-based resource allocation for higher education institutions in China. Socio-Economic Planning Sciences. Vol. 65

16. Yaisawarng S., Ng Y.C. (2014) The impact of higher education reform on research performance of Chinese universities. China Economic Review. Vol. 31.

17. Zhao Yong. (2014) Who's Afraid of the Big Bad Dragon?: Why China Has the Best (and Worst) Education System in the World. John Wiley & Sons Incorporated

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести