Государство и экономика при В. Жискар д’Эстене: ретроспектива в современном контексте
Государство и экономика при В. Жискар д’Эстене: ретроспектива в современном контексте
Аннотация
Код статьи
S013038640017200-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Клинова Марина Вилениновна 
Аффилиация: Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
165-177
Аннотация

В год 95-летия В. Жискар д’Эстена, 40-летия его ухода с поста президента Франции и через год после его кончины является актуальным сопоставление экономической ситуации периода правления В. Жискар д’Эстена и нынешней, при президенте Э. Макроне. Поставлена цель на фоне схожих негативных факторов, повлиявших на реализацию программ обоих президентов по модернизации экономики, показать их стремление развивать европейское строительство и обеспечить ведущую роль Франции в Европе. Выделены особенности либеральных экономических взглядов В. Жискар д’Эстена, отличия от его предшественников-дирижистов. Выявлено изменение масштабов вмешательства государства в экономику – от сокращения в последней четверти ХХ в. до нового расширения в XXI в. на фоне кризисов – глобального финансово-экономического 2008–2009 гг., суверенных долгов еврозоны 2011–2013 гг. и связанного с распространением COVID-19, при президенте Э. Макроне. Проанализирована роль Генерального комиссариата по планированию в определении экономических приоритетов и концентрации ресурсов на ключевых высокотехнологичных направлениях восстановления и модернизации экономики в условиях сотрудничества государства и частного капитала. При В. Жискар д’Эстене такими направлениями были авиастроение, высокоскоростной железнодорожный транспорт, телекоммуникации, ядерная электроэнергетика; при Э. Макроне – телекоммуникации, цифровизация, энергосбережение, защита окружающей среды. В статье использованы работы зарубежных и отечественных исследователей, мемуары, индивидуальные и коллективные монографии, статьи в периодической печати, официальные правовые и статистические документы. Сделан вывод о сложной стартовой ситуации, когда без достаточной поддержки в обществе оба президента-реформатора приступили к амбициозным экономическим проектам; о приверженности В. Жискар д’Эстена и Э. Макрона европейской идее в сочетании с голлистской убежденностью, что путь к величию Франции лежит через подъем экономики и европейскую интеграцию. Показано решающее значение экономического фактора для исхода президентских выборов 1981 г. и предстоящих выборов 2022 г. во Франции.

Ключевые слова
В. Жискар д’Эстен, Э. Макрон, модернизация, европейская интеграция, Франция, экономическая политика
Классификатор
Получено
25.05.2021
Дата публикации
19.10.2021
Всего подписок
12
Всего просмотров
2123
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В 2021 г., когда третьему президенту Пятой республики В. Жискар д’Эстену исполнилось бы 95 лет, а с момента его ухода с поста президента прошло 40 лет, уместно сравнить экономическое положение Франции при В. Жискар д’Эстене и при президенте Э. Макроне.
2 Экономической политике В. Жискар д’Эстена посвящен ряд французских и отечественных исследований. В числе затрагиваемых в них вопросов – влияние экономического кризиса середины 1970-х годов на ход социально-экономических реформ по модернизации страны; эволюция традиционного французского дирижизма в направлении децентрализации экономики и развития рыночной конкуренции (при сохранении решающей роли государства в решении социальных задач, в достижении большей социальной справедливости)1.
1. Моисеев Г.Ч. Валери Жискар д’Эстен и проект «передового либерального общества» // Французский либерализм в прошлом и настоящем / отв. ред. В.П. Смирнов. М., 2001. С. 192–217; Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М., 2001; Шмелёв Д.В. Валери Жискар д’Эстен и жискардизм в политической жизни Франции (1974–1981 гг.). Казань, 2004; Roussel E. Valéry Giscard d’Estaing. Paris, 2018; Черкасов П.П. Валери Жискар д’Эстен // Новая и новейшая история. 2019. № 5. С. 195–213.
3 Существует мнение, что В. Жискар д’Эстен за семь лет пребывания у власти (1974–1981) сделал в социально-экономической сфере для подготовки Франции к глобализации больше, чем оба президента после него – Ф. Миттеран и Ж. Ширак. Вместе с тем, по наблюдению британского журналиста Дж. Литчфилда, многие восхищались Жискар д’Эстеном (по крайней мере в начале его правления), но никогда не любили2. В этом заключается одна из общих черт личности В. Жискар д’Эстена и Э. Макрона.
2. Litchfield J. Ce que Macron pourrait apprendre de Valéry Giscard d’Estaing // Courrier International. 09.12.2020.
4 Два самых молодых президента Пятой республики стремились приумножить международное влияние Франции, активизируя экономическую политику. В их представлении стратегия Франции – средней региональной державы, обладающей ядерным оружием и местом постоянного члена в Совете Безопасности ООН – виделась в обновлении общества, модернизации экономики и продвижении европейского строительства.
5 Если сравнивать президентства В. Жискар д’Эстена и Э. Макрона, которые разделяет более 40 лет, то можно сказать, что президентство Э. Макрона представляет собой современное воплощение центризма (скорее левого, несмотря на критику, а у В. Жискар д’Эстена – правого), либерализма и европеизма. Оба президента – выпускники Национальной школы администрации, этой «кузницы» высших управленческих кадров, , оба прошли путь от инспектора финансов до президента Франции.
6 Еще одно сходство двух реформаторов – отсутствие понимания их экономической политики со стороны простых французов. У Э. Макрона это непонимание привело к масштабным протестам «желтых жилетов» в 2018–2019 гг.; у В. Жискар д’Эстена – стало одной из причин его поражения в 1981 г. Обоим с самого начала было ясно, что для реализации реформаторских замыслов одного президентского мандата недостаточно.
7

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ ПРИ В. ЖИСКАР Д’ЭСТЕНЕ

8 В. Жискар д’Эстену, убежденному либералу-государственнику, довелось проводить экономическую политику и в эпоху «Славного тридцатилетия»3 (будучи министром экономики и финансов в 1962–1974 гг. при президентах Ш. де Голле и Ж. Помпиду), и в начале кризисов 1974–1980 гг., уже в качестве президента.
3. 1950-е – середина 1970-х гг., когда во Франции произошли значительные экономические и социальные изменения, сформировалось общество потребления и уровень жизни стал одним из самых высоких в мире.
9 В сложившихся после Второй мировой войны во Франции чрезвычайных социально-экономических обстоятельствах особую роль играло государство: «государству предстоит создать национальную мощь, которая теперь зависит от экономики», – говорил в те годы Ш. де Голль4. В стране был сформирован мощный государственный сектор; в рамках Генерального комиссариата по планированию5 вырабатывались пятилетние индикативные планы развития (выполнение которых обеспечивалось рыночными стимулами, в отличие от советских директивных пятилеток). Позднее, в своей книге «Французская демократия» В. Жискар д’Эстен подчеркивал значимость рынка при существовании планирования6.
4. Gaulle Ch. de. Mémoires de guerre: Le salut, 1944–1946. Рaris, 1959. P. 116.

5. Генеральный комиссариат по планированию создан для составления пятилетних планов индикативного планирования как одного из методов вмешательства государства в экономику в целях ее модернизации и переоснащения. – Décret № 46-2 du 3 janvier 1946 portant création à la présidence du Gouvernement d'un conseil du plan de modernisation et d’équipement et fixant les attributions du commissaire général du plan // Journal officiel de la République française (далее – JORF). 1946. № 0003. P. 130–131.

6. Giscard d’Estaing V. Démocratie française. Paris, 1976. Р. 45.
10 В. Жискар д’Эстену на посту министра экономики и финансов удалось сбалансировать государственный бюджет. При этом уже тогда он слыл «либералом, образцовым представителем современной технократической элиты страны, мыслящей не столько национальными, сколько европейскими и глобальными категориями»7. Реформаторские устремления В. Жискар д’Эстена, проявившиеся еще до его избрания президентом, названы исследователями «просвещенным либерализмом», проектом «цивилизованного роста», социальной рыночной экономикой8.
7. Рубинский Ю.И. Приметы времени. Т. II. Франция: незаконченная модернизация. М., 2018. С. 362–363.

8. Les années Giscard. La politique économique 1974–1981 / eds S. Berstein, J.-Cl. Casanova, J.-F. Sirinelli. Paris, 2009.
11 В. Жискар д’Эстен стал президентом «дирижистской» страны в переломную эпоху либерализации и глобализации мировой хозяйственной системы. Франция 1970-х годов, по его словам, отличалась от Франции 1950-х больше, чем Франция 1950-х отличалась от Франции 1870-х годов9. В 1970-е годы страна проходила через тяжелейшие испытания; национальная экономика выходила на европейские, затем на мировые рынки. Глава Генерального комиссариата по планированию (1959–1966 гг.) П. Массе выступал в защиту послевоенной идеи Ж. Монне – индикативного планирования, переоснащения и модернизации как основы роста и конкурентоспособности экономики, против, как писал П. Массе, «импульсивного либерализма»10.
9. Giscard d’Estaing V. Op. cit. Р. 28.

10. Massé P. Contre la dictature de l'instant // Le Monde. 04.11.1986.
12

В эпоху кризисов экономика особенно нуждается в поддержке государства. Во Франции, как признала в 2021 г. представитель близкой к Институту Монтеня консалтинговой фирмы «Пергамон» («Cabinet Pergamon»), «ничего не делается без государства»11. Уточним: особенно когда речь идет о крупных долговременных, зачастую рисковых инвестициях, возможностями по осуществлению которых располагает только государство. Во Франции об изменении роли государства в экономике можно косвенно судить по смене названий Генерального комиссариата по планированию. В 2006 г. на волне глобализации, предшествовавшей мировому финансово-экономическому кризису 2008–2009 гг., он был переименован в Центр стратегического анализа. В 2013 г. на фоне кризиса суверенных долгов еврозоны было частично восстановлено прежнее название – Генеральный комиссариат по стратегии и прогнозам («France-Stratégie»). В 2020 г., в условиях нового глобального кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19, по инициативе Э. Макрона был воссоздан Генеральный комиссариат по планированию.

11. Conseil national de l’hydrogène: quel avenir pour cette technologie en France et en Europe? Trois questions à Anne-Sophie Angelo. Interview 23.02. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2021).
13 В 1971–1975 гг. и уже полностью при В. Жискар д’Эстене в 1976–1980 гг. во Франции действовали VI и VII индикативные планы, касающиеся развития стратегических отраслей инфраструктуры и обрабатывающей промышленности. В целом в Европе «государственное вмешательство проявляло устойчивую тенденцию к расширению», – подчеркивал в те годы П. Матийсен, ответственный чиновник Комиссии европейских сообществ12.
12. Les problèmes actuels posés aux entreprises publiques dans les Communautés européennes. VII-ème congrès du Centre européen de l’entreprise publique (CEEP). London, 1976. P. 98.
14

Между тем «эффективно разрешить назревшие в 1970-е годы проблемы» не удавалось13. Дирижизм во Франции перестал соответствовать преобладающим трендам мировой экономики и проевропейским подходам В. Жискар д’Эстена. VI план 1971 г., принятый еще при предыдущем президенте Ж. Помпиду, провалился – ежегодный темп прироста ВВП составил 3,5% против заложенных в него 4,9%. VII план, принятый при В. Жискар д’Эстене, совпал с кризисами 1970-х годов, обострением конкуренции на мировых рынках и также не был выполнен (3,5% прироста ВВП вместо предусмотренных 5,5%)14.

13. Клинова М.В. Современные тенденции в развитии государственного предпринимательства в странах ЕЭС. М., 1984. С. 15.

14. Le septième Plan (1976–1980). URL:  >>>> (дата обращения: 23.04.2021).
15 В. Жискар д’Эстен приступил к либеральным реформам в условиях неблагоприятной конъюнктуры. Закончилось «Славное тридцатилетие» с темпами прироста выше 5%, когда по объему ВВП Франция занимала второе после США место в мире. Период президентства В. Жискар д’Эстена пришелся на фазы восстановления и процветания большого цикла общехозяйственной конъюнктуры, для которых характерны высокие темпы развития, сочетание высокой отдачи на вложенный капитал с интенсивным приростом инвестиций. В 1974 г. Франция, как и весь Западный мир, вступила не просто в кризисную полосу: начиналась фаза спада большого цикла. Эта фаза сопровождалась снижением темпов развития, уменьшением отдачи на вложенный капитал15.
15. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Экономическая конъюнктура. М., 2019. С. 280–281.
16 Антикризисная политика, соответствовавшая кейнсианской концепции государственного регулирования и срабатывавшая в условиях Великой депрессии 1930-х годов, оказалась малоэффективной в 1970-е годы, когда безработица сочеталась с инфляцией и возникла стагфляция. Сложившаяся уникальная ситуация стала прологом к распространению монетарной концепции М. Фридмана с сокращением прямого участия государства в экономике, которая была реализована в 1980-е годы в Великобритании (тэтчеризм) и США (рейганомика).
17 Либерализация экономики Франции при В. Жискар д’Эстене шла тяжело. Замедление темпов роста из-за кризиса 1974–1975 годов никак не способствовало сокращению вмешательства государства. За 7 лет правления В. Жискар д'Эстена государственная квота (доля ВВП, перераспределяемая через госбюджет) прирастала на 1 процентный пункт в год. Порог в 45% был преодолен при премьер-министре Р. Барре в 1979 г. (для сравнения: 31% в 1949 г., 51% в 1982 г.). Критики поговаривали о «ползучей социализации»: дефицит бюджета с 1974 г. принял хронический характер, совокупное налоговое бремя в 1975 г. достигло 35,5% национального богатства (повышение налогов связано с увеличением нагрузки на систему социального страхования, особенно в период роста безработицы). К концу мандата В. Жискар д’Эстена налоговое бремя превышало 40% ВВП16.
16. Godeau R. Valéry Giscard d’Estaing, un amoureux des impôts // L’Opinion. 03.12.2020.
18 Снижение частных инвестиций в промышленное производство компенсировалось государственными инвестициями в национальные предприятия «для замены, особенно в дефицитных отраслях экономики… слабой частной инициативы с целью стимулирования хозяйственного развития страны»17, чтобы, по возможности, смягчить последствия циклических спадов. В итоге, писал французский экономист А. Бизаге, после 1973 г. государственный сектор Франции играл ведущую роль в борьбе против спада18. Исследователи подчеркивают, что ни в одной другой западной стране сотрудничество государственного и частного капиталов не было столь интенсивным19. Влияние государства на частные компании расширялось путем приобретения в них долéй участия (получило название «тихой национализации»), а также оказания им поддержки путем субсидирования и размещения государственных заказов.
17. Saint-Jours I. Les relations du travail dans le secteur public industriel. Paris, 1976. Р. 36; Les années Giscard… P. 101–117.

18. Bizaguet A. Les entreprises publiques en France et dans l’Europe des dix: leur évolution et leur impact économique // La Revue du Trésor. 1981. Année 62. № 10. P. 518.

19. Government intervention in the developed economy / ed. P. Maunder. London, 1979. P. 191.
19 Модернизация экономики нуждалась в поддержке государства. В отношении участия государства в развитии высокотехнологичных отраслей французский экономист Э. Коэн из Национального центра научных исследований использовал термин «высокотехнологичный кольбертизм», имея в виду поддержку государством развития высокотехнологичных отраслей с послевоенного периода до 1983 г. – разворачивания глобализации. Проекты освоения космоса, развития нефтяной отрасли, железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, гражданской и военной авиации иллюстрируют эту форму интеграции промышленной, технологической политики, политики в области конкуренции и госзакупок.
20

Крупные проекты осуществляли государственные структуры – Комиссариат по атомной энергии, Национальный центр космических исследований, Национальный центр телекоммуникаций. Так, появились ракета-носитель «Ариан», европейский авиастроительный холдинг «Аэробус» (в подъеме которого важнейшую роль сыграли инвестиции французского государства при В. Жискар д’Эстене), высокоскоростной железнодорожный транспорт «ТГВ» («Train à Grande Vitesse»), французская телекоммуникационная система «Минител», военные самолеты «Мираж» и «Рафаль». Результаты государственных разработок передавались крупным компаниям («национальным чемпионам») – государственным, с участием государственного капитала и частным – в рамках практики «наступательного протекционизма»20. Французское государство финансировало промышленность, обеспечивало сбыт через госзакупки, способствовало выходу товаров и услуг на международные рынки21. Прагматичный вектор сотрудничества государства и частного капитала продолжил и президент Э. Макрон.

20. Cohen E. Que reste-t-il des politiques industrielles? // L'Industria. Revue du CERIS, 21.05.2007. URL:  >>>> (дата обращения: 23.04.2021).

21. Cohen E. Le colbertisme “high tech” économie des Télécom et du Grand Projet. Paris, 1992.
21

ПРАГМАТИЗМ И ОПОРА НА ГОСУДАРСТВО ПРИ Э. МАКРОНЕ

22 Э. Макрон в качестве министра в период правления президента-социалиста Ф. Олланда подготовил закон, получивший его имя. Закон Макрона22 вызвал острые дискуссии в Национальном собрании Франции: одобрение справа и раздражение слева23. Он был призван путем либерализации широкого спектра отраслей поддержать инвестиции, занятость, усилить конкуренцию и тем самым оживить французскую экономику. Однако, как и у В. Жискар д’Эстена, время правления Э. Макрона (в том числе и его пребывания на посту министра экономики и финансов Франции) пришлось на фазу спада современного большого цикла общехозяйственной конъюнктуры с низкими показателями экономического роста, причем повсеместно в развитых странах.
22. Loi № 2015-990 du 6 août 2015 pour la croissance, l’activité et l’égalité des chances économiques // JORF. 2015. № 0181. P. 8–123.

23. Holland F. Les leçons du pouvoir. Paris, 2018. P. 326–327.
23 На долю президента Э. Макрона выпали не менее тяжелые экономические испытания, чем на долю президентов В. Жискар д’Эстена и Н. Саркози24. Во Франции из-за кризиса COVID-19 ВВП после +1,5% прироста в 2019 г. рухнул на -8,1% в 2020 г. В августе 2020 г. норма безработицы достигла 9,3% экономически активного населения, что вынудило увеличить государственные расходы. Рукотворный кризис 2020 г. опроверг прогноз В. Жискар д’Эстена 2016 года, что руководство страны, которое придет к власти в 2017 г., будет расходы государства снижать25. На деле менее чем за год государственный долг превысил 100%, подскочив в третьем квартале 2020 г. до 116,5% ВВП против 98,1% в четвертом квартале 2019 г. Если в 2019 г. дефицит госбюджета составил 3% ВВП, то в 2020 г. он вырос до максимума в 12,3% во втором квартале. В ЕС за 2020 г. динамика промышленного производства во Франции (-10,9%) оказалась хуже только у Италии (-11,1%). В обрабатывающей промышленности Франции отмечалось наибольшее в ЕС сокращение производства – на 11,6%26.
24. Президентский мандат Н. Саркози (2007–2012 гг.) совпал с двумя крупнейшими кризисами – глобальным финансово-экономическим 2008–2009 и суверенных долгов еврозоны 2011–2013 гг.

25. Giscard veut une relance de l’intégration, pas un “Brexit” // Euractiv. 16.02.2016. URL:  >>>> (дата обращения: 23.04.2021).

26. Eurostat. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2021).
24 В. Жискар д’Эстен в условиях растущей безработицы также вынужден был проводить непопулярную экономическую политику. Безработица за 7 лет выросла вчетверо, несмотря на политику жесткой экономии его второго премьер-министра Р. Барра, сменившего в 1976 г. на этом посту Ж. Ширака. Реформаторские намерения Э. Макрона также не были поддержаны в обществе и вылились в социальный кризис. «Черным лебедем» реформатору Э. Макрону стала и начавшаяся в 2020 г. пандемия.
25 Э. Макрон назвал в марте 2020 г. COVID-19 «санитарной войной». В чрезвычайных обстоятельствах жизненные интересы общества потребовали массированного вмешательства государства. Второй назначенный Э. Макроном (вместо Э. Филиппа) премьер-министр Ж. Кастекс, называющий себя «социальным голлистом», подчеркнул при вступлении в должность, что в проведении политики будет руководствоваться прагматизмом. Отметим, что прагматизм – ключевой принцип экономической политики Э. Макрона.
26 До кризиса, вызванного пандемией COVID-19, в 2019 г. ответственный госчиновник Б. Лассер говорил об изменении роли государства, которое больше не является прямым экономическим актором, а с помощью гибких методов стремится «поощрять и направлять» участников хозяйственной деятельности для достижения равновесия и обеспечения функционирования сложной системы, которой является общество27. Пандемия внесла коррективы. Президент решил «по-деголлевски» восстанавливать экономику после «санитарной войны», воссоздав Генеральный комиссариат по планированию, несмотря на то, что эта идея оценивается порой как «устаревшая, архаичная». Такие оценки привел союзник президента в предвыборной компании 2017 г. Ж.-Ф. Байру, назначенный им на пост главы Генерального комиссариата по планированию28.
27. Lasserre B. L’État régulateur. Intervention de vice-président du Conseil d’Etat. Strasbourg, 2019. Janvier 25. P. 2.

28. Présentation par M. François Bayrou de la méthode et de l’agenda de travail du Haut-Commissariat au Plan // Conseil économique, social et environnemental. 2020. Septembre 22. Р. 3.
27 Задача воссозданного института – определять экономические приоритеты и концентрировать ресурсы государства в ключевых секторах. Генеральный комиссариат по планированию утверждает инвестиционные проекты крупных госпредприятий и оценивает соответствие целям плана адресованных государству запросов на субсидии. А. Гено, уполномоченный Генерального секретариата по планированию в 1995–1998 гг., с удовлетворением отметил, что «экспертная ячейка» вновь становится структурой, объединяющей «здоровые силы нации», чтобы вместе разрабатывать «общее вѝдение на перспективу»29.
29. Le retour en grâce du Plan, mais sans la planification // l'Info Durable. 03.09.2020.
28 Министр экономики и финансов Б. Ле Мэр, отчитываясь в сентябре 2020 г. перед Национальным собранием Франции, подчеркнул изменение роли государства. «Мы перешли от мира, в котором рынок должен быть полностью свободным, а государство сведено к минимуму, к миру, в котором последнее обеспечивает защиту работников и предприятий перед лицом рынка, дестабилизированного коронавирусом». Кризис связан с рукотворными ограничениями в виде локдауна. Правительством задействовано 4 срочных инструмента: гарантированный государством заем, из которого уже в 2020 г. было выплачено 120 млрд евро; освобождение и отсрочка социальных и налоговых сборов на сумму 4 млрд евро; создание фонда солидарности для самых малых предприятий в 6 млрд евро; выделение только в 2020 г. около 28 млрд евро (крупнейшая в Европе сумма) на финансирование частичной занятости30.
30. Commission des finances, de l’économie générale et du contrôle budgétaire // Compte rendu. 2020. № 89. Р. 3–4.
29 В условиях кризиса, вызванного пандемией, президент объявил о модернизации промышленности с опорой на государственно-частное партнерство (закреплено в стратегии «Горизонт Европа») при разработке передовых технологий, что отмечено в «Новой промышленной стратегии Европы». Пандемия выявила потребность дальнейшего развития цифровых технологий для подготовки развития экономики и общества в русле европейских проектов: «Зеленой сделки» и «Формирования цифрового будущего Европы». Не случайно французский инженер, социолог, экономист П. Вельц, чья книга «Гипер-индустриальное общество» стала в 2017 г. лауреатом национальной премии по экономике, еще до пандемии задавался вопросом, как выжить в эпоху «цифрового цунами», когда все гаджеты – смартфоны, компьютеры – американского или азиатского производства, «а мы – лишь актеры второго плана». Промышленность сможет выжить лишь при условии, что воспримет «цифровую революцию»31, тем самым создавая новый тип общества – не постиндустриального, не цифрового, а гипер-индустриального, отличного от существовавшего в ХХ в.
31. Veltz P. La société hyper-industrielle. Le nouveau capitalisme productif. Paris, 2017. P. 8–9.
30 Цифровизация обеспечивает беспрецедентные возможности для создания добавленной стоимости, решения многих проблем общества, хотя в развитых странах, в том числе Франции, может столкнуться с консервативностью32. Формируется новый тип развития – сочетание преемственности и новшеств, развития высокотехнологичных направлений традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и инноваций в отраслях услуг, цифровизации при участии государства для сокращения транзакционных издержек. Первый всемирный саммит Государственных технологических агентств33 в ноябре 2018 г. в Париже «отражает динамизм государственного предпринимательства и стартапов в условиях правительства будущего» в ряде передовых стран, в том числе Франции34. Укрепляется роль государства, особенно в форсмажорных обстоятельствах пандемии с возрастанием разного рода рисков, в частности инвестиционных. Во многом это обусловлено «китайским фактором» – реакцией на умелое использование Китаем глобализации, открытости мировой экономики, укреплением его позиций в мире с помощью транснациональных корпораций с государственным участием, чего не было при президенте В. Жискар д’Эстене. Так, Китай успешно продвигает свою модель экономического развития.
32. Современные международные экономические отношения в эпоху пост-биполярности / под общ. ред. Т.М. Исаченко. М., 2020. С. 207, 220–226.

33. GovTech – Government Technology Agency. Во Франции принята правительственная программа модернизации и цифровой трансформации госсектора, которая продвигает идею простого, безопасного, прозрачного управления в интересах граждан.

34. Santiso C. Révolution numérique et transformation de l'action publique // Politique étrangère. 2019. № 2. Р. 141.
31 Как в 1979 г. В. Жискар д’Эстен запустил рассчитанную на 5 лет госпрограмму развития информационных технологий35, так в 2021 г. Э. Макрон представил рассчитанную на 5 лет национальную стратегию модернизации на основе развития квантовых технологий – с государственно-частным участием и финансированием в 1,8 млрд евро. Из них свыше 1 млрд евро поступит от государства, остальное – европейские кредиты (200 млн евро) и средства частного сектора (550 млн евро). Такой объем вложений в это направление выводит Францию на третье место в мире после США и Китая36 и на новый технологический уровень в Европе и мире. Стратегия включает финансирование в том числе профессиональной подготовки исследователей, стартапов, промышленности; развитие квантовой информатики; инвестиции в квантовые технологии, средства связи, датчики, криптографию.
35. Décret № 79-837 du 27 septembre 1979 portant la création de l'Agence pour le développement des applications de l'informatique (A. D. A. I.) // JORF. 1979. № 0226. P. 2423–2424.

36. Présentation de la stratégie nationale sur les technologies quantiques. 21.01.2021. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2021/01/21/presentation-de-la-strategie-nationale-sur-les-technologies-quantiques (дата обращения: 23.04.2021).
32 Президентов В. Жискар д’Эстена и Э. Макрона объединяет и стратегическое мышление в экономике, приверженность модернизации даже в неблагоприятных кризисных обстоятельствах. Оба стимулировали вложения (в том числе с помощью государственного капитала) в передовые для своего времени высокие технологии: В. Жискар д’Эстен – в авиастроение, высокоскоростное железнодорожное сообщение, телекоммуникации, ядерную электроэнергетику; Э. Макрон – также в телекоммуникации, цифровизацию, энергосбережение и защиту экологии, накопители энергии.
33

ПРОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИНИЯ В. ЖИСКАР Д’ЭСТЕНА И Э. МАКРОНА

34

Проевропейские реформаторские устремления являются еще одной общей чертой В. Жискар д’Эстена и Э. Макрона. «Существуют два европейских проекта», – говорил В. Жискар д’Эстен в 2016 г., через много лет после ухода из Елисейского дворца. Один англо-саксонский проект 28 стран (до Брекзита, противником которого он был) – главным образом коммерческого типа; второй проект континентальной Европы – создания политической структуры на европейском континенте. «Эти два проекта совместимы, но они разные». Группа стран-основательниц хочет углублять интеграцию, подчеркивал он, а другие хотят сохранить существующую систему, которая нуждается в реорганизации и упрощении37.

37. Giscard veut une relance de l’intégration, pas un “Brexit” // Euractiv. 16.02.2016.
35 Не в последнюю очередь благодаря В. Жискар д’Эстену, с опорой на наследие Ш. де Голля Франция даже в период «европессимизма», вызванного кризисами 1970-х годов, использовала возможности интеграции для модернизации экономики, укрепления своего влияния в Европе и в международных экономических отношениях за пределами ЕЭС.
36 Продвижение европейского строительства стало делом жизни В. Жискар д’Эстена. Его последняя книга так и называлась – «Европа». В предисловии к ней его друг и соратник канцлер ФРГ Г. Шмидт высказал озабоченность состоянием евроинтеграции – отсутствием координации экономических и финансовых политик, которые остаются на национальном уровне38.
38. Giscard d'Estaing V. Europa. La dernière chance de l’Europe / Préf. de H. Schmidt. Paris, 2014. Р. 14.
37 В. Жискар д’Эстен, давно уже покинувший пост президента Франции, высказался за более тесную интеграцию на федеральной основе в составе 12 стран. В их число он включил 6 стран-основательниц ЕС, к которым, по его мысли, должны присоединиться Испания, Португалия, Австрия и в определенный момент Польша, а также Ирландия и Финляндия. Выбор стран не аргументируется и вызывает вопросы. Можно отметить, что все названные страны входят в состав еврозоны с единой валютой, кроме Польши, которая вообще стоит особняком и скорее ориентирована на сотрудничество с США. Но именно этой группе стран В. Жискар д’Эстен дает наименование «Европа». Оставаясь в составе «большого» Евросоюза, сохраняя политическую самостоятельность, участвуя во всех его дискуссиях и деятельности, эти страны призваны, по замыслу В. Жискар д’Эстена, развивать собственные интеграционные проекты, не пытаясь вовлечь в них остальные страны ЕС.
38 В. Жискар д’Эстен уделяет внимание и угрозам европейской интеграции, среди которых на первое место ставит возможный распад ЕС. В числе опасностей он называл расширение интеграционного объединения вплоть до переговоров (остались в прошлом. – М.К.) о присоединении Турции, против чего он резко возражал.
39 В. Жискар д’Эстена также беспокоил «абсентеизм», равнодушие к европейскому проекту молодого поколения французов до 35 лет. Наконец, угрозу европейскому строительству он видел в растущей дифференциации развития экономик двух локомотивов европейского процесса – Франции и Германии39. Причину дифференциации он обоснованно усматривал не в ускорении развития Германии, достигнутом благодаря реформам, а в отставании Франции из-за задержки в их проведении. В итоге, пишет он, «вместо лекарства больному предлагается анестезия»40.
39. Европейский союз в мировом хозяйстве: проблемы конкурентоспособности / под общ. ред. Е.С. Хесина; отв. ред. Ю.Д. Квашнин, М.В. Клинова, А.А. Невская, Е.С. Хесин. М., 2020. С. 149–174.

40. Giscard d'Estaing V. Europa… Р. 131–135. 
40 Возможно, благодаря этому несколько наивному проекту, В. Жискар д’Эстена назвали «европейским мечтателем»41. Подобной реакции – «ваша цель заманчива, но совершенно нереалистична»42 – он ожидал. Правда, происходившее в ЕС в 2010-е годы показало правоту некоторых идей В. Жискар д’Эстена, в частности заставило ЕС обратиться к созданию механизма финансовой взаимопомощи между государствами43.
41. Lictevout L. Valéry Giscard d'Estaing, “rêveur d'Europe” // Toute l’Europe. 03.12.2020.

42. Giscard d'Estaing V. Europa… P. 155.

43. Сидорова Е.А. Преодоление последствий COVID-19 в ЕС: наднациональный финансовый аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 1. С. 24–32.
41 В период семилетнего мандата В. Жискар д’Эстеном многое было сделано для углубления европейской интеграции: созданы Европейский совет (1974 г.), Европейская валютная система с европейской расчетной единицей экю (1979 г.) – предвестники Экономического и валютного союза (ЭВC) и единой европейской валюты евро. Шаги в направлении ЭВC, сделанные в тандеме с канцлером ФРГ социал-демократом Г. Шмидтом, были конкретизированы при следующем президенте Франции – социалисте Ф. Миттеране и канцлере ФРГ христианском демократе Г. Коле. Тандемы президентов Франции и канцлеров Германии при разной их партийно-политической принадлежности продвигали общее дело – европейское строительство. Всеобщие прямые выборы в Европарламент – тоже детище В. Жискар д’Эстена, поэтому его особенно огорчало укрепление там позиций евроскептиков «еврофобов».
42

Как и В. Жискар д’Эстен, Э. Макрон всеми силами старается сделать Евросоюз экономически сильным актором. Об этом он прямо заявил в речи в Сорбонне в год вступления в должность президента. Эта цель стала одним из пунктов программы достижения «европейского суверенитета»44, хотя экономическая, социальная, культурная, образовательная политика, здравоохранение, охрана порядка, правовая система продолжают оставаться прерогативами национального государства.

44. Initiative pour l'Europe – Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique. 26.09.2017. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2021).
43 В активе Э. Макрона – решающая роль в принятии в ЕС плана подъема европейской экономики. В мае 2020 г. по инициативе Франции была выдвинута франко-германская идея создания Фонда солидарности в 500 млрд евро для преодоления экономических последствий пандемии.
44 Космическая программа, финансирование совместных военных проектов, европейский альянс по производству батарей к электромобилям, создание линии по производству водородного топлива, идея развития облачной инфраструктуры и услуг, альянс сырьевых материалов, инициатива в области полупроводников и процессоров – все это примеры недавних проектов в области высокотехнологичной обрабатывающей промышленности ЕС. В условиях вызванного коронавирусом кризиса разработаны меры в сфере здравоохранения: создание запасов медицинского оборудования и материалов, совместные исследования и закупки, в частности вакцин. В выдвижении этих инициатив ключевую роль, как и при В. Жискар д’Эстене, играет франко-германский тандем.
45 Разные взгляды на будущее евростроительства существуют даже среди стран-основательниц ЕС. Есть как сторонники проведения целенаправленной, с участием государства, промышленной политики, начиная с Франции45, так и страны, которые ратуют за еще большую «открытость» экономики, поскольку считают это залогом инновационного развития и конкурентоспособности. Примирить такие подходы призвана концепция «открытой стратегической автономии», которую в условиях «санитарного кризиса» выдвинул ирландский политик и еврокомиссар по торговле Ф. Хоган46.
45. Промышленная политика / под ред. А.С. Булатова. М., 2020. C. 280–342.

46. Grésillon G. L'Europe veut repenser sa stratégie commerciale // Les Echos. 16.06.2020.
46 В концепции «открытой стратегической автономии» предусмотрены создание стратегических запасов, диверсификация цепочек снабжения для снижения зависимости от зарубежных поставок, контроль над иностранными инвестициями в стратегические области, укрепление возможностей Европы в инновационной, высокотехнологичной сфере. В 2020 г. это было отражено в официальных документах ЕС47, где, в частности подчеркнута потребность достижения стратегической автономии при сохранении открытой экономики в особых, ключевых для национальной безопасности областях – здравоохранении, оборонной промышленности, космических исследованиях, цифровой отрасли, энергетике, стратегическом сырье. Перечисленные сферы являются значимыми для европейского экономического суверенитета. Эта концепция, по экспертным оценкам Фонда Шумана, не является «ни автаркией, ни протекционизмом»48. Очевидно, что без прочной экономической основы все рассуждения о суверенитете и стратегической автономии Европы являются гипотетическими. Это понимал президент В. Жискар д’Эстен, это осознает и президент Э. Макрон.
47. Rapport du président Charles Michel au Parlement européen sur la réunion extraordinaire du Conseil européen des 1er et 2 octobre 2020. URL:  >>>> (дата обращения: 23.04.2021); Vers une industrie européenne plus dynamique, résiliente et compétitive: le Conseil adopte des conclusions. 16.11.2020. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2021).

48. Europe puissance, souveraineté européenne, autonomie stratégique: un débat qui avance pour une Europe qui s'affirme // Question d'Europe. № 582. 01.02.2021.
47 Можно утверждать, что курс, намеченный В. Жискар д’Эстеном – «ключевым архитектором европейской интеграции», «великим европейцем»49, как его называли в прессе, – продолжил президент Э. Макрон. Однако на перспективах избрания Э. Макрона на второй срок может негативно отразиться его сложившийся у избирателей имидж «президента богатых» – ситуация, схожая с отношением избирателей к В. Жискар д’Эстену в 1981 г. Можно согласиться с оценкой французского исследователя М. Тандонне: «возможно, никогда еще со времен Казимира-Перье50 глава французского государства не был так оклеветан»51.
49. Mort de Valéry Giscard d’Estaing, “l’homme qui voulait moderniser la France” // Courrier International. 03.12.2020.

50. Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье (Jean Paul Pierre Casimir Casimir-Perier) – французский банкир и государственный деятель, президент Франции времен Третьей Республики в 1894–1895 гг. Шестимесячное правление Казимира-Перье – самое непродолжительное в истории Франции: президент не смог добиться взаимодействия с собственным кабинетом и был фактически отстранен от дел.

51. Tandonnet M. Histoire des présidents de la République. Paris, 2017. P. 481.
48 Эксплуатируемый его политическими противниками имидж аристократа по-маккиавелевски тонко использовал в предвыборной борьбе Ф. Миттеран – мощный конкурент от блока левых сил. Манипулируя хозяйственными трудностями 1970-х годов, он в 1980 г. назвал соперника «бароном безработицы, маркизом неравенства, графом роста цен»52. И в нынешней Франции даже внутри группы лиц с высокими доходами ширится раскол по вопросу растущей разницы между низкими и высокими зарплатами: 52% считают эту проблему «второстепенной» или только «довольно важной», но 48% – «абсолютно приоритетной» или «очень важной»53.
52. Colombani J.-M. M. Mitterrand se comporte en candidat potentiel et dresse un réquisitoire contre M. Giscard d'Estaing // Le Monde. 26.06.1980.

53. Fourquet J. L’archipel français. Paris, 2019. P. 111.
49 Не умаляя влияния личностных характеристик на отношение электората к тому или иному политику, претендующему на руководство страной, подчеркнем обобщающую важность экономического фактора. Именно состояние экономики в конечном счете служит основой демократического выбора граждан и, соответственно, определяет будущее страны.

Библиография

1. Европейский союз в мировом хозяйстве: проблемы конкурентоспособности / под общ. ред. Е.С. Хесина; отв. ред. Ю.Д. Квашнин, М.В. Клинова, А.А. Невская, Е.С. Хесин. М., 2020.

2. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Экономическая конъюнктура. М., 2019.

3. Клинова М.В. Современные тенденции в развитии государственного предпринимательства в странах ЕЭС. М., 1984.

4. Моисеев Г.Ч. Валери Жискар д’Эстен и проект «передового либерального общества» // Французский либерализм в прошлом и настоящем / отв. ред. В.П. Смирнов. М., 2001. С. 192–217.

5. Промышленная политика / под ред. А.С. Булатова. М., 2020.

6. Рубинский Ю.И. Приметы времени. Т. II. Франция: незаконченная модернизация. М., 2018.

7. Сидорова Е.А. Преодоление последствий COVID-19 в ЕС: наднациональный финансовый аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 1. С. 24–32.

8. Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М., 2001.

9. Современные международные экономические отношения в эпоху пост-биполярности / под общ. ред. Т.М. Исаченко. М., 2020.

10. Черкасов П.П. Валери Жискар Д’Эстен // Новая и новейшая история. 2019. № 5. С. 195–213.

11. Шмелёв Д.В. Валери Жискар д’Эстен и жискардизм в политической жизни Франции (1974–1981 гг.). Казань, 2004.

12. Cherkasov P.P. Valery Giscard d’Estaing // Novaia i noveishaia istoriia [Modern and Contemporary History]. 2019. № 5. S. 195–213. (In Russ.)

13. Evropejskij sojuz v mirovom hozjajstve: problemy konkurentosposobnosti / pod obshh. red. E.S. Hesina; otv. red. Ju.D. Kvashnin, M.V. Klinova, A.A. Nevskaja, E.S. Hesin [The European Union in the world economy: problems of competitiveness / ed. of E.S. Khesin; eds Yu.D. Kvashnin, M.V. Klinova, A.A. Nevskaya, E.S. Khesin]. Moskva, 2020. (In Russ.)

14. Klinov V.G., Sidorov A.A. Ekonomicheskaya kon"yunktura [Market Situation]. Moskva, 2019. (In Russ.)

15. Klinova M.V. Sovremennyye tendentsii v razvitii gosudarstvennogo predprinimatel'stva v stranakh YEES [Current trends in the development of state entrepreneurship in the EAEU countries]. Moskva, 1984. (In Russ.)

16. Moiseev G.Ch. Valeri Zhiskar d’Esten i proyekt “peredovogo liberal'nogo obshchestva” [Valerie Giscard d'Estaing and the project of an “advanced liberal society”] // Frantsuzskiy liberalizm v proshlom i nastoyashchem / otv. red. V.P. Smirnov [French liberalism in the past and present / under the general ed. of V.P. Smirnov]. Moskva, 2001. S. 192–217. (In Russ.)

17. Promyshlennaya politika / pod red. A.S. Bulatova [Industrial policy / ed. A.S. Bulatov]. Moskva, 2020. (In Russ.)

18. Rubinskiy Yu.I. Primety vremeni. T. II. Frantsiya: Nezakonchennaya Modernizatsiya [Signs of Time. Vol. II. France: Unfinished Modernization]. Moskva, 2018. (In Russ.)

19. Shmelev D.V. Valeri Zhiskar d'Esten i zhiskardizm v politicheskoy zhizni Francii (1974–1981) [Valery Giscard d’Estaing and giscardism in political life of France]. Kazan, 2004. (In Russ.)

20. Sidorova Ye.A. Preodoleniye posledstviy COVID-19 v YES: nadnatsional'nyy finansovyy aspekt [Overcoming COVID-19 Impact in the EU: Supranational Financial Aspect // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World economy and international relations]. 2021. Vol. 65. № 1. S. 24–32. (In Russ.)

21. Smirnov V.P. Frantsiya v XX veke [France in the 20th century]. Moskva, 2001. (In Russ.)

22. Sovremennyye mezhdunarodnyye ekonomicheskiye otnosheniya v epokhu post-bipolyarnosti / pod obshh. red. T.M. Isachenko [Contemporary International Economic Relations in the Post-Bipolar Era / ed. T.M. Isachenko]. Moskva, 2020. (In Russ.)

23. Bizaguet A. Les entreprises publiques en France et dans l’Europe des dix: leur évolution et leur impact économique // La Revue du Trésor. 1981. Année 62. № 10. S. 507–532.

24. Cohen E. Le Colbertisme “high-tech”: Économie des Télécom et du grand projet. Paris, 1992.

25. Cohen E. Que reste-t-il des politiques industrielles? // L'Industria. Revue du CERIS, 21.05.2007. URL: https://www.elie-cohen.eu/Que-reste-t-il-des-politiques-industrielles.html (access date: 23.04.2021).

26. Commission des finances, de l’économie générale et du contrôle budgétaire // Compte rendu. 2020. № 89. Р. 3–4.

27. Conseil national de l’hydrogène: quel avenir pour cette technologie en France et en Europe? Trois questions à Anne-Sophie Angelo. Interview 23 février 2021. URL: https://www.institutmontaigne.org/blog/conseil-national-de-lhydrogene-quel-avenir-pour-cette-technologie-en-france-et-en-europe (access date: 23.04.2021).

28. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data/browse-statistics-by-theme (access date: 23.04.2021).

29. Fourquet J. L’archipel français. Paris, 2019.

30. Gaulle Ch. de. Mémoires de guerre: Le salut, 1944–1946. Рaris, 1959.

31. Giscard d’Estaing V. Démocratie française. Paris, 1976.

32. Giscard d'Estaing V. Europa. La dernière chance de l’Europe / Préf. de H. Schmidt. Paris, 2014.

33. Giscard veut une relance de l’intégration, pas un “Brexit” // EURACTIV. 16.02.2016. URL: https://www.euractiv.fr/section/all/news/giscard-veut-une-relance-de-lintegration-pas-un-brexit/ (access date: 23.04.2021).

34. Government Intervention in the Developed Economy / ed. P. Maunder. London, 1979.

35. Holland F. Les leçons du pouvoir. Paris, 2018.

36. Initiative pour l'Europe – Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique. 26.09.2017. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique (access date: 23.04.2021).

37. Lasserre B. L’État régulateur. Intervention de vice-président du Conseil d’État. Strasbourg, 2019. Janvier 25.

38. Le septième Plan (1976–1980). URL: https://www.strategie.gouv.fr/actualites/septieme-plan-de-developpement-economique-social (access date: 23.04.2021).

39. Les années Giscard. La politique économique 1974–1981 / eds S. Berstein, J.-Cl. Casanova, J.-F. Sirinelli. Paris, 2009.

40. Les problèmes actuels posés aux entreprises publiques dans les Communautés européennes // VII-ème congrès du Centre européen de l’entreprise publique (CEEP). London, 1976.

41. Présentation de la stratégie nationale sur les technologies quantiques. 21.01.2021. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2021/01/21/presentation-de-la-strategie-nationale-sur-les-technologies-quantiques (access date: 23.04.2021).

42. Présentation par M. François Bayrou de la méthode et de l’agenda de travail du Haut-Commissariat au Plan // Conseil économique, social et environnemental. 2020. Septembre 22.

43. Rapport du président Charles Michel au Parlement européen sur la réunion extraordinaire du Conseil européen des 1er et 2 octobre 2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/fr/press/press-releases/2020/10/06/report-by-president-charles-michel-at-the-european-parliament-on-the-special-european-council-of-1-2-october-2020/ (access date: 23.04.2021).

44. Roussel E. Valéry Giscard d’Estaing. Paris, 2018.

45. Saint-Jours I. Les relations du travail dans le secteur public industriel. Paris, 1976.

46. Santiso C. Révolution numérique et transformation de l'action publique // Politique étrangère. 2019. № 2. Р. 131–142.

47. Statement of estimates of the European Commission for the financial year 2021. Brussels, European Commission, 2020. June.

48. Tandonnet M. Histoire des présidents de la République. Paris, 2017.

49. Veltz P. La société hyper-industrielle. Le nouveau capitalisme productif. Paris, 2017.

50. Vers une industrie européenne plus dynamique, résiliente et compétitive: le Conseil adopte des conclusions. 16.11.2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/fr/press/press-releases/2020/11/16/towards-a-more-dynamic-resilient-and-competitive-european-industry-council-adopts-conclusions/ (access date: 23.04.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести