Региональная безопасность на пространстве СНГ в конце XX – начале XXI века (к 30-летию образования Содружества)
Региональная безопасность на пространстве СНГ в конце XX – начале XXI века (к 30-летию образования Содружества)
Аннотация
Код статьи
S013038640017188-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пивовар Ефим Иосифович 
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Гущин Александр Владимирович
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Левченков Александр Станиславович
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
178-188
Аннотация

Цель статьи – анализ деятельности Содружества Независимых Государств и ее роли в истории современных международных отношений на постсоветском пространстве, в рамках которой развивается сотрудничество в области безопасности и миротворчества. Данный спектр вопросов зачастую игнорируется либо слабо освещается в отечественной и зарубежной историографии, что делает предлагаемый анализ особенно актуальным. Отдельное внимание авторы уделяют роли СНГ в создании элементов региональной системы коллективной безопасности. На основании проанализированного документального материала, включая международные соглашения и коллективные решения, принимаемые в рамках СНГ, авторы приходят к выводу, что, хотя Содружество Независимых Государств не смогло превратиться в развитую интеграционную организацию, определяющую направление развития входящих в него стран, СНГ сохраняет свое значение не только как переговорная площадка, но и как институционализированная структура, предлагающая участникам определенный инструментарий для взаимодействия по широкому спектру вопросов в области безопасности и урегулировании конфликтов, решение которых требует коллективных усилий. Именно благодаря наличию подобного инструментария Содружество занимает свою особую нишу в современных международных отношениях, прежде всего в региональной системе межгосударственных отношений на евразийском пространстве.

Ключевые слова
коллективная безопасность, интеграция, миротворчество, постсоветское пространство, Содружество Независимых Государств
Классификатор
Получено
27.08.2021
Дата публикации
19.10.2021
Всего подписок
14
Всего просмотров
2042
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Содружество Независимых Государств является международной организацией, о существовании которой широко известно, но ее роль и место в истории современных международных отношений на постсоветском пространстве, как правило, оцениваются современными специалистами достаточно скромно, даже в сравнении с другими интеграционными объединениями на пространстве бывшего СССР, такими, к примеру, как ЕАЭС. Хотя обзору оценок СНГ в историографии последних десятилетий авторы данной статьи уже посвятили несколько материалов1, приведем несколько ярких примеров.
1. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк: 2-е изд., исправленное и дополненное. СПб., 2010. С. 8–15; Пивовар Е.И., Гущин, А.В., Левченков А.С. Интеграция на постсоветском пространстве; новый век новые горизонты изучения // Новый исторический вестник. 2013. № 36. С. 43–45; Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве. Предпосылки, становление, развитие. СПб., 2016. С. 8–38; Его же. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве. СПб., 2019. С. 8–32.
2 Так, бывший директор, ныне научный руководитель Института экономики РАН Р.С. Гринберг, скептически оценивая перспективы одного из предстоящий саммитов СНГ в 2004 г., отмечал, что от организации вряд ли стоит ждать «второго дыхания» – «хотя бы потому, что не было первого»2. Главный научный сотрудник Института экономики РАН А.Н. Быков в начале 2010-х годов писал, что задуманная при создании СНГ интеграция не получила развития в силу неготовности сторон и неспособности выработать реальную программу совместных действий3. Главный редактор «России в глобальной политике», председатель президиума неправительственного общественного объединения «Совет по внешней и оборонной политике» Ф.А. Лукьянов несколько лет назад сравнил Содружество с призраком, никому не мешающим, но на который в условиях формирования Большой Евразии, не совпадающей с границами бывшего СССР, давно не делают ставку ни Россия, ни ее соседи4. Исследователь из ИМЭМО Д.В. Малышев недавно констатировал, что СНГ так и не удалось превратиться в «полноценный международно-политический регион», институты регулирования которого смогли бы придать импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве5.
2. Руслан Гринберг: у СНГ не может быть второго дыхания потому, что не было первого. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).

3. Быков А.Н. Россия и СНГ в посткризисном мире // Международная жизнь. 2011. № 4. С. 86–98.

4. Лукьянов: СНГ – пережиток прошлого. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).

5. Малышев Д.В. Содружество Независимых Государств: пространственно-организационная динамика // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2019. № 3. С. 33–34.
3 Основания для подобного рода суждений действительно есть. Подчеркнем, что развитие СНГ начиналось в довольно неблагоприятных условиях. Последнее десятилетие XX в. отличалось, с одной стороны, такими явлениями, как стремление новых независимых государств к укреплению только что обретенного суверенитета, а, с другой – усилением активности внешних, внерегиональных акторов на постсоветском пространстве. Интеграционные структуры работали с трудом, скорее выполняя функции, амортизирующие распад Союза. Идеи создания экономического и платежного союзов, а также многие другие проекты так и остались нереализованными6. Появились субрегиональные объединения, позиционирующие себя в качестве альтернативы россиецентричной интеграции, к примеру, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), Содружество демократического выбора. Все более активную роль по мере расширения собственных границ стал играть Европейский Союз, который включил в свой состав Латвию, Литву и Эстонию, а для укрепления своего экономического и политического влияния на западном фланге постсоветского пространства (Беларусь, Молдова, Украина) и на Южном Кавказе Брюссель запустил проект «Восточное партнерство».
6. Евсеев В.В. Россия и государства – участники СНГ: проблемы и перспективы развития // Постсоветский материк. 2017. № 4 (16). C. 6–7.
4 Однако СНГ продолжило свое существование и как наиболее многочисленная и авторитетная переговорная площадка на постсоветском пространстве, и как организация в сфере экономической интеграции, и, наконец, что особенно важно, как организация, обеспечивающая функции безопасности и миротворчества. Необходимость предотвратить после распада СССР развитие событий по «югославскому сценарию» и в целом обеспечить стабильную динамику межгосударственных отношений стала одной из главных причин создания и поддержки Содружества государствами-участниками7.
7. Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: 1991–2015. Формирование, становление, развитие. СПб., 2016. С. 96.
5 Все это дает основание многим признанным специалистам и даже тем, кто отзывался об объединении скептически, отмечать, что СНГ остается «крупнейшей структурой в регионе постсоветского пространства», проявившей «устойчивую жизнеспособность»8. Председатель исполкома СНГ С.Н. Лебедев в одном из интервью в текущем 2021 г. заявил, что сейчас речь идет о том, как повысить эффективность работы Содружества, но при этом «…никто уже не хоронит СНГ, никто уже не говорит, что у СНГ нет перспективы»9.
8. Малышев Д.В. Содружество Независимых государств: тридцать лет вместе // Россия и новые государства Евразии. 2021. № 1. С. 9.

9. Сергей Лебедев: никто уже не хоронит СНГ, все говорят о перспективах. URL: >>>> (дата обращения: 01.08.2021).
6 Важнейшую роль в поддержании авторитета Содружества как важного элемента, содействующего стабилизации международных отношений на региональном уровне и борьбе с различными угрозами, является наличие в СНГ структур для организации и проведения регулярных встреч, консультаций и согласований на различных уровнях, созданных в течение нескольких десятилетий существования организации.
7 В СНГ, помимо Совета глав государств и Совета глав правительств, обладающих наибольшими полномочиями, однако нуждающихся в опоре на профилизированные отраслевые структуры, сформировалась разветвленная система институций, связанных с координацией совместной работы стран-участниц в области региональной безопасности, борьбе с различными формами современного терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, наркоторговлей и др.
8 Так, большое значение для обсуждения и согласования решений в рамках СНГ имеет Совет министров иностранных дел (СМИД), созданный в сентябре 1993 г. и сыгравший заметную роль в налаживании переговорного процесса по многим конфликтным вопросам международной повестки. Согласно действующему Положению о Совете, он – основной исполнительный орган по сотрудничеству во внешнеполитической и гуманитарной деятельности государств – участников организации10.
10. Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 27.07.2021).
9 Как на встречах глав государств Содружества, так и на заседаниях СМИД СНГ неоднократно поднимались вопросы поддержания мира в зонах конфликтов на постсоветском пространстве.
10 Одним из значимых проявлений сотрудничества в области противостояния различным угрозам гибридного характера, затрагивающим вопросы безопасности и устойчивого развития государства и общества, стали решения СМИД СНГ в области исторической памяти, направленные на противодействие попыткам фальсификации истории и разобщения народов пространства Содружества.
11

В условиях усиления тенденций пересмотра трактовок причин и итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, направленных на разделение исторической памяти народов бывшего СССР, координация сотрудничества на пространстве Содружества в области исторического образования и политики памяти стала приобретать все больший вес11. В частности, на заседании Совета глав государств в апреле 2021 г. было принято обращение к народам государств – участников Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., осуждающее попытки искажения характера и итогов войны12.

11. Гусман М.С., Пивовар Е.И. О гуманитарных аспектах евразийской интеграции // Евразийское пространство интеграции: общая историческая память и гуманитарные вызовы: ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2020 год. М., 2021. С. 148–152.

12. Обращение глав государств – участников Содружества Независимых Государств к народам государств – участников Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. URL: >>>> (дата обращения: 20.07.2021).
12 В этом контексте важным стало решение СМИД СНГ в Душанбе от 27 сентября 2018 г о создании базовой организации по подготовке кадров в области исторического образования (данным статусом был наделен Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)) и базовой организации по подготовке педагогических кадров (данный статус был придан Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ))13. Это расширило возможности координации подготовки профессиональных кадров как для преподавания исторических дисциплин, так и для дальнейшей научной работы.
13. Заседание Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств прошло в Душанбе. URL: >>>> (дата обращения: 04.05.2021).
13 Значимым наследием первых лет развития СНГ стало образование Совета министров обороны (СМО СНГ). Он был создан в феврале 1992 г., и к этому решению присоединились Армения, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а немного позднее – Киргизия, Молдова, Туркменистан и Украина получили статус наблюдателей. На временной основе при СМО СНГ в разное время было сформировано большое количество узко профилированных комитетов14.
14. Информация о Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).
14 Особое место в обеспечении коллективной безопасности занимает Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны (ОС ПВО СНГ), подписанное в 1995 г.15 Кроме того, среди наиболее важных итогов на официальном сайте Исполкома СНГ отмечены формирование нормативно-правовой базы по всем направлениям военного сотрудничества (принято более 50 договоров, соглашений и протоколов к ним), системы органов по координации военного сотрудничества по приоритетным направлениям, объединенной системы связи, единой системы радиолокационного опознавания, системы обеспечения безопасности полетов16.
15. Информация о Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).

16. Информация о Совете министров обороны государств – участников СНГ. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).
15 В июле 1992 г. было принято решение о создании Совета командующих Пограничными войсками СНГ, основные задачи которого распространились на широкий спектр направлений взаимодействия для обеспечения эффективной охраны границ17. Работа Совета получила особое значение в условиях роста террористической угрозы со стороны афганских боевиков, наркотрафика из Афганистана, а также активизации работы ячеек религиозных экстремистов.
17. Совет командующих Пограничными войсками. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).
16 В 1997 г. был создан Совет руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ), который занимается вопросами взаимодействия органов безопасности и спецслужб18.
18. Совет руководителей органов безопасности и специальных служб СНГ. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).
17 Важнейшую роль организации противодействия преступной деятельности, в том числе имеющей международный характер и относящейся к основным угрозам безопасности пространства Содружества, играет работа Совета министров внутренних дел (СМВД), созданного в 1996 г.19, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, действующего с 1993 г.20 В 2004 г. для пресечения афганского наркотрафика при Бюро было образовано специальное структурное подразделение и региональная оперативная группа в Центрально-Азиатском регионе, местом базирования которой стал г. Душанбе. 28 мая 2014 г. было принято важное решение об оказании помощи Таджикистану в укреплении безопасности таджикско-афганского участка границы как наиболее подверженного угрозам проникновения боевиков и наркоторговцев21.
19. Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ. URL: >>>> (дата обращения: 28.07.2021).

20. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).

21. Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).
18 В условиях все возрастающих международных угроз, включая терроризм и религиозный экстремизм, достойна особого упоминания антитеррористическая деятельность в рамках СНГ. В рамках Содружества был принят целый ряд важных документов, направленных на борьбу с международным терроризмом22. Исследователи отмечают, что характерной чертой документов, принимаемых государствами – участниками СНГ, является их строгое следование нормам международного права23. Фактически по линии СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в отличие, к примеру, от НАТО, противодействие террористической и иным угрозам носит защитно-оборонительный характер и исключает несанкционированное вмешательство во внутренние дела других субъектов международных отношений.
22. Антитеррористический центр государств Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств. участников Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 03.05.2021).

23. Шинкарецкая Г.Г. Сотрудничество государств СНГ в борьбе с киберугрозами // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С. 56.
19 21 июня 2000 г. в рамках Содружества был создан Антитеррористический центр в связи с необходимостью дать отпор растущим угрозам со стороны террористических и экстремистских группировок, наркомафии, торговли оружием24. Антитеррористический центр занимается сбором и структурированием информации, в том числе о подозреваемых в терроризме лицах, которая затем отрабатывается компетентными органами. В рамках СНГ проводятся ежегодные антитеррористические мероприятия «Трал –антитеррор»25. Развивая международное сотрудничество, в мае 2018 г. АТЦ СНГ подписал специальный меморандум с исполкомом Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и секретариатом ОДКБ26.
24. История – Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).

25. Чернявский С.И. Национальная безопасность России в формате СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С. 51.

26. АТЦ СНГ, Секретариат ОДКБ и РАТС ШОС подписали меморандум о совместном противодействии терроризму. URL: >>>> (дата обращения: 29.07.2021).
20 В соответствии с Соглашением от 5 декабря 2012 г. в СНГ был создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки. Межгосударственное взаимодействие по этой линии стало особенно актуальным в связи с необходимостью выработки эффективных мер по борьбе с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) средств, полученных преступным путем, на что и направлена деятельность Совета27.
27. Информация о деятельности Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2021).
21 Кроме того, на базе СНГ возникли и работают такие совещательные и координирующие органы как Совет руководителей миграционных органов, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества и ряд других.
22 Хотя некоторые из перечисленных структур имеют аналоги в ОДКБ, а также ШОС, их работа имеет свои отличия, прежде всего, с точки зрения состава участников и, соответственно, географии приложения усилий, в связи с чем эти структуры нельзя считать взаимозаменяемыми.
23 В Решении Совета глав государств о «Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации» от 18 декабря 2020 г., вопросы обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам были отнесены к безусловным приоритетам28.
28. Решение от 18 декабря 2020 г. о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации. URL: >>>> (дата обращения: 04.05.2021).
24 Одной из ключевых компонент поддержания стабильности на пространстве СНГ являлось обеспечение организацией миротворческой деятельности. Хотя в последние годы наиболее интенсивно военно-политическое сотрудничество в регионе, включая формирование элементов системы коллективной безопасности, развивается в рамках ОДКБ, изначально именно СНГ играло большую роль в обеспечении миротворческой деятельности, учитывая, что в 1994 г. СНГ получило в ООН статус региона, что дало возможность проводить региональные миротворческие операции.
25 В 1992–1993 гг. был заключен ряд важных соглашений, в том числе базовое Соглашение о коллективных миротворческих силах29. В начале 1996 г. Совет глав государств утвердил Положение о коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ СНГ)30. Однако документ одобрили не все страны, а Беларусь присоединилась с оговоркой.
29. Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению. URL: >>>> (дата обращения: 30.07.2021).

30. Решение об утверждении Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств. URL: >>>> (дата обращения: 15.07.2021).
26 Самой известной и значимой миротворческой операцией под эгидой СНГ стала операция в Таджикистане, спасшая страну от самоуничтожения в разгар вспыхнувшей там вскоре после распада СССР гражданской войны. В январе 1993 г. лидеры десяти стран СНГ подписали документ под названием «О дополнительных мерах по стабилизации обстановки в Республике Таджикистан31». Однако часть стран не присоединилась к дополнительному решению, отказавшись от включения своих контингентов в состав миротворческих сил. В марте 1993 г. Совет глав правительств стран СНГ предложил принять незамедлительные меры по реализации указанных решений, а также по оказанию Таджикистану дополнительной помощи в деле формирования вооруженных сил32.
31. О дополнительных мерах по стабилизации обстановке в Республике Таджикистан. URL: >>>> (дата обращения: 28.07.2021).

32. Решение «О ходе выполнения Решений Совета глав государств «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном» и «О дополнительных мерах по стабилизации обстановки в Республики Таджикистан» от 22 января 1993 г. URL: >>>> (дата обращения: 26.07.2021).
27 Реальная интернационализация операции в Таджикистане началась в сентябре 1993 г., когда в Москве были подготовлены основополагающие документы, предусматривающие условия формирования и обеспечения коллективных миротворческих сил, а также объединенного командования ими. Фактически при формально коллективном характере операции в рамках миротворческой операции в Таджикистане ведущую роль в выполнении коллективных решений играла Россия.
28

В августе 1994 г. коллективные миротворческие силы были размещены в зоне другого кровопролитного конфликта – абхазо-грузинского33. Это способствовало прекращению дальнейшего военного противостояния между Грузией и Абхазией. Хотя изначально размещение миротворцев предусматривалось на шесть месяцев, реально миссия продлилась вплоть до октября 2008 г. Миротворческие операции коллективных сил СНГ в Абхазии и российских миротворцев в Южной Осетии закончились одновременно летом 2008 г., когда после попытки захвата непризнанных республики со стороны Грузии, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

33. Решение об урегулировании конфликта в Абхазии, Грузия. URL: >>>> (дата обращения: 16.07.2021).
29 Следует подчеркнуть, что в значительной степени в рамках данных операций мандат СНГ не приводил к полноценной коллективной миссии, деятельность, прежде всего, осуществлялась силами российских миротворцев. Тем не менее все подобные операции можно признать успешными, поскольку они содействовали прекращению боевых действий и обеспечению условий для запуска процесса политического урегулирования34.
34. Большаков А.Г., Зазанаев О.И. Эффективность миротворческой деятельности России на постсоветском пространстве: опыт и перспективы ОДКБ // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 109.
30 Операции в Таджикистане (1992–2000 гг.) и Абхазии (1994–2008 гг.) осуществлялись на основании коллективных решений глав государств СНГ и имели соответствующий мандат. Что касается операций в Приднестровье и Южной Осетии, то они проводились формально не под эгидой СНГ, но на базе двусторонних соглашений между государствамиучастниками Содружества. После 2002 г. лидирующая роль в деле урегулирования конфликтов постепенно стала брать на себя ОДКБ.
31 Безусловно, в наше время безопасность не может пониматься только в узком смысле слова как безопасность военная или обеспечение правоохранительной деятельности. Сегодня возник целый ряд угроз нового, порой гибридного характера, включая угрозу информационной безопасности, которая может проявляться, к примеру, в кибератаках, финансовых преступлениях с использованием высоких технологий.
32 Вопросы сотрудничества в сфере безопасности рассматриваются в широком контексте, с учетом необходимости противодействия идеологии и пропаганде терроризма и экстремизма, использования в этих целях возможностей институтов гражданского общества, бизнеса, СМИ и религиозных организаций, а также укрепления региональной составляющей (подразумевает многостороннее как межгосударственное, так и межрегиональное взаимодействие)35. Реагируя на подобные современные вызовы страны – участницы СНГ подписали в 2018 г. соглашение о сотрудничестве в сфере высоких технологий, а в следующем 2019 г. была принята Стратегия обеспечения информационной безопасности36.
35. Решение от 18 декабря 2020 г. о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации. URL: >>>> (дата обращения: 04.05.2021).

36. Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ. >>>> (дата обращения: 07.05.2021).
33 Говоря о совместной деятельности в военной сфере, нужно особо выделить Соглашение о создании объединенной системы ПВО, которое было подписано в Алма-Ате 10 февраля 1995 г. Одним из важнейших итогов партнерства стран СНГ в этой области за последние годы стало принятие в 2017 г. Советом глав государств Решения «Об Основных направлениях адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны»37. Планируется завершить к 2025 г. процесс адаптации, а также реализовать еще ряд конкретных шагов по развитию военно-технического сотрудничества. В целом, как отмечают специалисты, созданию Воздушно-космических сил (ВКС) в последнее время отводится особая роль38.
37. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 11 октября 2017 г. «Об Основных направлениях адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств к решению задач воздушно-космической обороны». URL: >>>> (дата обращения: 26.07.2021).

38. Ступаков Н.В Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017–2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 4. С. 14–15.
34

В конце 2020 г. страны Содружества Независимых Государств утвердили Концепцию военного сотрудничества на период до 2025 г., в том числе взаимодействия в области военного образования, развития военной науки и миротворческой деятельности, по социально-правовым вопросам39.

39. Страны СНГ утвердили Концепцию военного сотрудничества до 2025 г. >>>> (дата обращения: 08.05.2021).
35 В настоящее время влияние СНГ в целом и его органов отраслевого сотрудничества, деятельность которых распространяется на сферу региональной безопасности и миротворчества, имеет возможности для роста в контексте, прежде всего, тревожной ситуации в Афганистане, вызванной уходом американского военного контингента и резкой активизацией радикальных экстремистских и террористических организаций в этой стране, уже почти полвека раздираемой гражданскими и религиозными конфликтами. Хотя наибольшие надежды в случае резкого обострения ситуации в Центральной Азии эксперты связывают с ОДКБ, взаимодействие по линии СНГ способно охватить более широкий географический ареал и имеет свои несомненные преимущества. С 1 по 10 августа 2021 г. на полигоне «Харбмайдон» Хатлонского гарнизона в Таджикистане были организованы совместные расширенные военные учения с участием подразделений и войсковых частей вооруженных сил России, Узбекистана и Таджикистана40.
40. На полигоне «Харбмайдон» проходят совместные расширенные военные учения Таджикистана, России и Узбекистана. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2021).
36 Таким образом, СНГ сохраняет свое значение не только как переговорная площадка, но и как институционализированная структура, предлагающая участникам определенный инструментарий для взаимодействия по широкому спектру вопросов, в области безопасности и урегулировании конфликтов, решение которых требует коллективных усилий. Именно благодаря этому Содружество занимает свою особую нишу в современных международных отношениях, прежде всего, в региональной системе межгосударственных отношений на евразийском пространстве.

Библиография

1. Большаков А.Г., Зазанаев О.И. Эффективность миротворческой деятельности России на постсоветском пространстве: опыт и перспективы ОДКБ // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 107–111.

2. Быков А.Н. Россия и СНГ в посткризисном мире // Международная жизнь. 2011. № 4. С. 86–98.

3. Гусман М.С., Пивовар Е.И. О гуманитарных аспектах евразийской интеграции // Евразийское пространство интеграции: общая историческая память и гуманитарные вызовы: ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2020 год. М., 2021. С. 148–152.

4. Евсеев В.В. Россия и государства – участники СНГ: проблемы и перспективы развития // Постсоветский материк. № 4 (16). 2017. C. 5–12.

5. Малышев Д.В. Содружество Независимых Государств: пространственно-организационная динамика // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2019. № 3. С. 23–36.

6. Малышев Д.В. Содружество Независимых государств: тридцать лет вместе // Россия и новые государства Евразии. 2021. № 1. С. 9–22.

7. Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: 1991–2015. Формирование, становление, развитие. СПб., 2016.

8. Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве. СПб., 2019.

9. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк: 2-е изд., исправленное и дополненное. СПб., 2010.

10. Пивовар Е.И., Гущин, А.В., Левченков А.С. Интеграция на постсоветском пространстве; новый век новые горизонты изучения // Новый исторический вестник. 2013. № 36. С. 43–55.

11. Ступаков Н.В. Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017–2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 4. С. 6–16.

12. Чернявский С.И. Национальная безопасность России в формате СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С. 46–53.

13. Шинкарецкая Г.Г. Сотрудничество государств СНГ в борьбе с киберугрозами // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С. 55–61.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести