Постколониальная Африка (Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М., 2020)
Постколониальная Африка (Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М., 2020)
Аннотация
Код статьи
S013038640016554-7-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
АФРИКА: ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М.: Институт Африки РАН, 2020. 248 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балезин Александр Степанович 
Аффилиация: Институт Всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
189-190
Аннотация

             

Классификатор
Получено
15.07.2021
Дата публикации
19.10.2021
Всего подписок
12
Всего просмотров
1360
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Коллективная монография, вышедшая под редакцией ярославского профессора, руководителя Лаборатории востоковедения и африканистики Ярославского университета Т.М. Гавристовой и ее ученицы Н.Е. Хохольковой, посвящена теме, к которой отечественная африканистика обратилась не так давно. В то же время постколониальные исследования в отечественной африканистике, и не только, быстро набирают обороты. В частности, в учебных пособиях для студентов по истории Британской империи, вышедших в последние годы в Екатеринбурге, постколониализму посвящено несколько страниц1. Т.М. Гавристову, вероятно, можно назвать пионером в отечественных африканистских исследованиях проблем постколониализма. Более того, она сумела привлечь к этой тематике широкий круг специалистов-африканистов. Так, в организованной ею Всероссийской конференции «Африка: постколониальный дискурс», прошедшей в режиме онлайн под эгидой Ярославского университета 25–26 июня 2020 г., приняло участие большое количество исследователей из разных городов России2, и ряд высказанных на ней идей нашел отражение и на страницах рецензируемой книги.
1. Высокова В.В., Созинова К.А., Чемякин Е.Ю. Британская империя: лиалог культур и цивилизаций (от Ост-Индской компании до Содружества Наций): учебное пособие. Екатеринбург, 2019. С. 184–186; Чемякин Е.Ю. PAX BRITANNICA: образ британской империи в литературных памятниках: учебное пособие. Екатеринбург, 2020. С. 25–32.

2. Африка: постколониальный дискурс. Всероссийская конференция 26–26 июня 2020 года, г. Ярославль. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Тезисы докладов участников всероссийской конференции. Ярославль, 2020.
2 Эта книга состоит из трех частей. Первая – «Постколониальный дискурс: дефиниции и коннотации» – посвящена истокам постколониальной теории и анализу трудов ее основателей. Вторая – «Постколониальная Африка: вызовы времени» – анализирует развитие африканской историко-философской мысли в последние десятилетия. Третья – «Постколониальная Африка: история в кейсах» – содержит различные сюжеты африканской истории рубежа ХХ–ХХI вв.: от повстанческих движений до развития здравоохранения и смешанных афро-русских браков. Причем выбор этих сюжетов обусловлен интересами российских африканистов.
3 Конечно, в первой части книги («святая троица» отечественных исследовательниц постколониализма – Т.М. Гавристова, Н.Е. Хохолькова, А.В. Мильто, а также О.В. Воробьева и О.А. Моргунова) не обошлось без серьезного анализа творчества известного ученого Эдварда Саида, в частности его книги «Ориентализм», которую относят к истокам постколониального дискурса. Большое внимание уделено работам американского исследователя индийского происхождения Хоми Бабы (именно такой вариант транслитерации его фамилии, а не Бхабха, которое мне нравится больше из-за несозвучности русскому существительному нарицательному, предпочли авторы). Специальной главы не удостоилось творчество еще одной из «святой троицы» основателей постколониального дискурса – американки индийского происхождения Гаяти Спивак, но о ней много говорится в разных разделах книги.
4 У меня в этом разделе особый интерес вызвала четвертая глава, написанная О.В. Воробьевой: «История и историография Африки в транскультурной перспективе». Автор, в частности, касается проблем встречи культур и колониального синтеза, в течение ряда лет являющихся предметами моего исследования. О.В. Воробьева приходит к выводу, что «в целом возникает картина взаимодействия, в результате которого все стороны получают и “присваиваютˮ что-то, имеющееся и происходящие в культурах друг друга. Культурный трансфер приводит к изменениям – как культуры-реципиента, так и культуры воздействующей»3. Хотелось бы также отметить еще одно замечание автора, приобретающее особое значение на фоне ставших модными в связи с юбилеем Года Африки рассуждений о коренном переломе в истории Черного континента: О.В. Воробьева в числе опасностей исследования «коммуникативной составляющей мировой культуры» указывает, в частности, на «абсолютизацию изменчивости»4, т.е. предостерегает исследователей от абсолютизации этого перелома.
3. Воробьева О.В. История и историография Африки в транскультурной перспективе: проблемы и решения // Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой. М., 2020. С. 77.

4. Воробьева О.В. Указ. соч. С. 77–78.
5 Пятая глава этого раздела, написанная Н.Е. Хохольковой, посвящена проблеме поиска идентичности в контексте постколониального дискурса. Это важный раздел, поскольку проблема поиска идентичности всегда была в центре внимания африканских писателей, вообще африканской интеллигенции в широком смысле с момента ее появления. И автор рассматривает тут позиции критиков отдельных постулатов постколониального дискурса, таких как афроамериканец М.К. Асанте, «интеллектуал-активист» по его собственному выражению.
6 Во второй части книги обращает на себя внимание, в частности, раздел «От постколониальной библиотеки к постколниальному дискурсу», написанный Т.М. Гавристовой. Тут – серьезный анализ работ последних десятилетий африканских историков в широком смысле слова. Характерно, что большинство из них, начиная с американца кенийского происхождения Али Мазруи, как и те, о которых идет речь в первой части, в том числе и основатели постколониальной теории, – жители двух миров, африканского и западного. В этой части внимание уделено некоторым конкретным аспектам современного постколониального дискурса, в частности гендерному и цифровому.
7 Третья часть книги содержит конкретные исследования отдельных проблем или отдельных регионов Африки. Меня несколько покоробило словосочетание «история в кейсах» в заголовке части. Английское выражение «case studies» на мой взгляд вряд ли нуждается в русской транслитерации, для людей моего поколения «в кейсах» носили бумажки, так называли модные еще в 1970-х годах плоские портфели. Но, может быть, это вкусовщина.
8 По-серьезному – в третьей части книги рассматриваются такие важные проблемы новейшей истории Африки, как место повстанческих движений в ее политической жизни (Т.С. Денисова), особенности процесса деколонизации в Южной Африке (В.Г. Шубин), деколонизации образования в этой стране (В.В. Грибанова), деколонизация здравоохранения на Черном континенте вообще (Н.В. Гришина). Особое место, на мой взгляд, занимает в этой части раздел о смешанных браках между русскими и африканцами, написанный Н.Л. Крыловой, причем отталкивается она от реалий браков африканцев с белыми еще в колониальный период.
9 Рассматриваемый коллективный труд настолько многослоен и насыщен идеями, что, без сомнения, даст новые импульсы для исследования самых различных аспектов постколониальной проблематики как в общем плане, так и в отдельных «кейсах».

Библиография

1. Африка: постколониальный дискурс. Всероссийская конференция 26–26 июня 2020 года, г. Ярославль. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Тезисы докладов участников всероссийской конференции. Ярославль, 2020.

2. Воробьева О.В. История и историография Африки в транскультурной перспективе: проблемы и решения // Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М., 2020. С. 60–84.

3. Высокова В.В., Созинова К.А., Чемякин Е.Ю. Британская империя: диалог культур и цивилизаций (от Ост-Индской компании до Содружества Наций): учебное пособие. Екатеринбург, 2019.

4. Чемякин Е.Ю. PAX BRITANNICA: образ британской империи в литературных памятниках: учебное пособие. Екатеринбург, 2020.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести