В статье поставлен вопрос о судьбах русской философии в советский период. Автор обосновывает мысль о том, что «рассечение» отечественной духовно-идеологической культуры началось уже в 1920-е гг. Следствием этого процесса было частичное выпадение из истории современного философского и научно-гуманитарного мышления, в том числе разрыв преемственности с собственным наследием мысли – пореволюционным, но не советским. Между тем способы мышления, более или менее неосознанно заимствованные из советского и еще досоветского «мира жизни и мысли», в постсоветских условиях обернулись плотным набором «доминант» или, иначе, предрассудков, которые в значительной степени «закрыли» для нас опыт зарубежных предшественников. Настоящей, как бы неожиданной трудностью для современного читателя оказываются не запрещенные прежде философские тексты, но тот социально-исторический мир, который всегда стоит за ними. Поэтому и текст может оказаться на «чужом» языке, даже если это русский язык. Во всяком случае, актуальной проблемой и задачей современной философской мысли становится не столько погружение в «историю философии» в традиционном смысле, сколько историзация научно-философского мышления, при которой, по словам А.В. Михайлова, «мир становится историческим, и вместе с ним становится таковой философия».
1. Автономова 2008 – Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: РОССПЭН, 2008.
2. Валицкий 2013 – Валицкий А. История русской мысли: от Просвещения до марксизма / Пер. В.Л. Махлина. М.: Канон+, 2013.
Сообщения не найдены
Комментарии
Сообщения не найдены