В статье рассматриваются особенности голливудской идеологизации модели общественного договора, представленной во франшизе о «Судной ночи». Научные обобщения основываются на западной и российской традициях изучения фильмов ужасов как значимого идеологического феномена современной визуальной культуры. Он является концентрированным выражением социоантропологических тенденций, актуальных для современных политических практик. Опираясь на психоаналитические методологии, было установлено, что эта художественная модель непосредственно соотносится с закономерностями формирования бессознательных представлений индивида (трансфер). При определённых социально-политических условиях он может превратиться в эффективный инструмент тоталитарной власти, придающий общественному договору новый формат дисциплинарности. Также переосмысливаются принципы договорной теории образования государства, воспроизводящей социокультурные идеалы эпохи Просвещения. Футурологический проект франшизы о «Судной ночи» актуализирует модель общественного договора гоббсовского толка в направлении постмодернистской реинтерпретации естественного состояния общества как «войны всех против всех». Классическая модель общественного договора предполагает поиск наиболее эффективных механизмов достижения социального блага, опираясь на гуманистические принципы социальной коммуникации. Стратегия голливудской франшизы о «Судной ночи» нацелена на насильственное освобождение общества от просвещенческих идеалов «разумного человека», характерных для нововременной европейской цивилизации. В основу этой модели положен биополитический принцип коммуникации как дозированного и законодательно регулируемого «очищения» индивидуальных и социальных организмов от бессознательной агрессии и животной дикости. Ужасная, кровавая бойня, которую устраивают граждане в «Судную ночь», приобретает ритуальный, сакральный и биополитический характер и является способом компенсации внутренних конфликтов, накапливающихся у индивидов в течение календарного года. Легитимация и декриминализация этого жестокого коммуникативного сценария позволяет сформировать особый тип этатистской дисциплинарности, свободной от моральных предрассудков и правовых ограничений. Она всецело базируется на социально-политической модели институциональной сублимации бессознательной агрессии, позволяющей эффективно сплачивать санированное социальное пространство, избавленное от всех видов конкуренции, а также традиционных пороков цивилизации. Художественный проект франшизы о «Судной ночи» визуализирует дисциплинарный компромисс актуальных биополитических трендов и обывательского запроса в отношении нивелирования способов досуговой и официальной деятельности. Подобный кинематографический эксперимент имеет смысл уже хотя бы потому, что именно голливудские фильмы ужасов, несмотря на трансформацию геополитических приоритетов и социально-политические мутации повседневности, продолжают уверенно лидировать в мировом прокате.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library