Сфера научных интересов: международные отношения и региональная безопасность на Ближнем Востоке, военная политика США в регионе, локальные конфликты, проблемы разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, военно-политическое сотрудничество
В статье анализируются изменения в доктринальных документах, принятых администрацией президента Дональда Трампа и формирующих стратегию Соединённых Штатов в отношении локальных вооружённых конфликтов. Рассмотрены основные решения и действия администрации Д. Трампа в Сирии, оценивается военное участие США в сирийской гражданской войне. По мнению автора, политика администрации Д. Трампа по отношению к безопасности Ближнего Востока остаётся контрпродуктивной. Белый дом не демонстрирует готовности придерживаться более осторожного и менее интервенционистского подхода к разрешению вооружённых конфликтов, сохра-няя безответственное отношение к ключевым проблемам региона. Под руководством Д. Трампа Соединённые Штаты резко увеличили свои военные операции в Сирии и Ираке, и не столько для борьбы с ИГИЛ, сколько для достижения более широких стратегических целей. В обеих странах роль США теперь вышла за рамки просто «борьбы с терроризмом». Вашингтон пытается влиять на правительства Багдада и Дамаска в интересах сдерживания Ирана.
Автор анализирует современное состояние американо-турецких отношений к началу 2018 г., значение Турции для стратегии США в регионе, основные противоречия в отношениях Вашингтона и Анкары при президенте Б. Обаме. В статье также рассматриваются особенности дипломатии США в отношении Турции в первый год президентства Д. Трампа. Хронологические рамки исследования ограничены 2016–2018 гг., что обусловлено акцентом на анализ актуальных разногласий между США и Турцией в связи с последними событиями в Турецкой Республике и меняющейся ситуацией в ходе гражданской войны в Сирии. По мнению автора, хотя некоторые из целей США и Турции можно считать взаимодополняющими, многие из них противоречат друг другу. В статье предпринята попытка обосновать предположение, что вероятность преодоления американо-турецких разногласий при сохранении принятых сегодня позиций обеих сторон остаётся низкой.
В статье рассмотрены некоторые аспекты стратегии США в отношении расширения военного сотрудничества с Израилем. Приводится обзор принятых разными администрациями меморандумов о взаимопонимании в области безопасности, сделан анализ правовой основы и объёмов оказываемой военной помощи Израилю в рассматриваемый период. Выполнен сравнительный анализ позиций США и Израиля в отношении целесообразности заключения нового военного соглашения – договора о взаимной обороне. Его результаты показали, что среди израильских политиков нет консенсуса, а в экспертной среде США эта идея поддерживается с целью получения дополнительных выгод от альянса с Израилем. По мнению автора, вероятность заключения договора о взаимной обороне в ближайшей перспективе не высока. Отмечено повышение интереса ведущих американских научных центров в разработке рекомендаций по совместному противодействию росту влияния России на Ближнем Востоке. Прогнозируется, что США в контексте новой стратегии национальной обороны (2018) будут более активно коор-динировать свою политику с Израилем, чтобы не допустить роста российского влияния в регионе.
В статье рассматриваются актуальные вопросы американо-израильских отношений в сфере безопасности. Автор начинает обзор с анализа правовой основы оказания военной помощи и рассмотрения некоторых нюансов в отношении администраций США к военному сотрудничеству с Израилем. В связи с тем, что администрация Д. Трампа поддержала предложение рассмотреть возможность заключения двустороннего договора о взаимной обороне, приводится сравнение позиций США и Израиля в этом вопросе. Отдельно исследуются рекомендации в сфере повышения роли Израиля в ближневосточной политике Вашингтона в свете принятой в 2018 г. Cтратегии национальной обороны США.
Цель статьи состоит в том, чтобы привести обоснованные аргументы в защиту выдвинутой автором научной гипотезы о том, что продажи оружия Соединёнными Штатами создают множество негативных последствий для международной безопасности. Исследование проведёно на трёх основных уровнях. В начале статьи проводится оценка главных параметров глобальной торговли оружием. Затем рассмотрены положения, указывающие на возрастание роли продаж вооружений во внешней политике США, определены связанные с этим факторы риска для стабильности и безопасности на региональных уровнях. В заключение анализируется политика в сфере продаж вооружений, проводимая при президенте Д. Трампе. Основное внимание в этой части статьи уделено рассмотрению его решений, ослабляющих контроль над экспортом вооружений, анализируются причины и характер противоречий его администрации с Конгрессом по этим вопросам, оцениваются угрозы международной безопасности, исходящие от американской стратегии продажи вооружений. Определённой новизной предлагаемого исследования является комплексный анализ количественных показателей и конкретной стратегии американского руководства в области продаж оружия.
При президенте Трампе Персидский залив стал источником значительного роста нестабильности на Ближнем Востоке. Политика максимального давления на Иран предполагала усиление присутствия США и укрепление сотрудничества с арабскими союзниками. Цель этой статьи состоит в том, чтобы проанализировать внутренние и внешние аспекты стратегии Трампа в Персидском заливе. Рассматривается его политика в отношении Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Катара. Основное внимание уделено анализу решений президента США, приведших к росту военной напряженности. Приведены обоснованные аргументы в защиту выдвинутой автором научной гипотезы, что упор на коммерческие отношения и продажи оружия был решающим фактором в стратегии Трампа. Это привело к отказу от политики США, критикующей положение с правами человека в Саудовской Аравии, возобновлению военного вмешательства США в войну в Йемене, возвращению Америки к поставкам самых современных вооружений в Объединенные Арабские Эмираты. Показано, что углубление военного сотрудничества с государствами Залива было направлено на повышение безопасности Израиля и изменение баланса сил не в пользу Ирана.
Оценивается роль США в миротворческой деятельности ООН на современном этапе. Показаны ключевые виды операций ООН и механизмы их влияние на установление мира. Сделан вывод, что, хотя материально-техническое обеспечение операций ООН не может соперничать с военными возможностями США или НАТО, опыт проведения миротворческих операций доказывает, что всё же у ООН сохраняются широкие возможности оказывать помощь в сохранении мира в различных регионах. В исследовании подчёркивается важность финансовой поддержки Соединёнными Штатами миротворческой деятельности ООН, США долгое время остаются самым крупным спонсором миротворческих операций ООН. В исследовании показано, что когда США не выполняют своих обязательств по предоставлению финансовых ресурсов в установленной сумме, то ООН испытывает значительные трудности в решении миротворческих задач и выполнении программ по поддержанию мира. И если Соединённые Штаты действительно хотят оставаться мировым лидером, то администрации Дж. Байдена необходимо начать с погашения задолженности в ООН. На примере рассмотрения китайского участия в миротворческой деятельности обосновано предположение о возможном будущем переходе лидирующей роли в ООН от США к Китаю.
Исследование, которое легло в основу этой статьи, вызвано актуальным вопросом: как прекращение западного военного присутствия в Афганистане влияет на более обширный регион вокруг этой страны? Последствия этого процесса выходят далеко за рамки непосредственного влияния вывода сил США и их союзников по коалиции, возглавляемой НАТО, из Афганистана. Государства, находящиеся в непосредственной географической близости и поодаль, особенно Россия, обеспокоены тем, как происходит трансформация региональной среды безопасности после возвращения к власти талибов. В этой статье рассматривается исходная информация для понимания решения администрации Дж. Байдена завершить вывод войск из Афганистана, оценивается реакция соседних стран на приход к власти талибов, исследуются политические и военные последствия смены режима в Кабуле и их влияние на региональную безопасность. Некоторые дополнительные направления рассматриваются по мере необходимости. Статья завершается соображениями и выводами, которые касаются возможного влияния текущей ситуации в Афганистане на последующую политику США в регионе.
Анализируются американские усилия по предотвращению создания Ираном ядерного оружия с 1950-х годов по настоящее время. Оценивается развитие иранского ядерно-оружейного кризиса в его историческом контексте: от концепции ядерной программы Ирана при шахе до достижения порогового уровня в создании ядерного оружия в наши дни. Подчёркивается, что в годы союзных отношений с шахским Ираном Вашингтон преуменьшал роль нераспространения. Обосновано, что после победы Революции 1979 г. американская политика главным образом фокусировалась не на правовых и технических аспектах процесса нераспространения, а на стремлении использовать критику иранской ядерной программы, чтобы изолировать Иран и добиться смены правящего религиозного руководства страны. Обосновывается, что санкции не заставили Тегеран отказаться от ядерных исследований, а лишь замедлили темпы разработки иранской оружейной ядерной программы. Показано, что решение президента Д. Трампа о выходе США из СВПД в 2018 г. является саботажем ядерного нераспространения, к началу 2023 г. Иран стал намного ближе к созданию ядерного оружия. Допускается, что Тегеран может разработать ядерное оружие всего за несколько месяцев, если он решит это сделать.
Понимание мотивов позиции США в отношении российско-украинского кризиса даёт представление о том, как может быть разрешен конфликт. В статье обосновывается научная гипотеза, что американская поддержка Киева является не столько вопросом американской приверженности морально-правовым нормам международных отношений, сколько направлена на получение геополитических, военных и экономических выгод. Этот императив соседствует с выводами о приоритетности для администрации Байдена геополитического соперничества между крупными мировыми державами. Показано, насколько опосредованная война против России оказалась выгодной Соединённым Штатам для усиления НАТО, получения преференций в трансатлантической торговле и подъёма военно-промышленного комплекса. Отмечается важность понимания, что выгоды Америки дорого обошлись Европе, где война вызвала сильнейший шок в экономике. Допускается, что Запад стал более консолидирован, но он не стал более влиятельным в мировой политике. Подчеркивается, что американская дипломатия вынуждена считаться с тем, что большинство стран предлагают закончить войну как можно скорее, даже если Украина должна пойти на уступки.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека