Research interests: international relations and regional security in the Middle East, US military policy in the region, local conflicts, problems of disarmament and non-proliferation of weapons of mass destruction, military-political cooperation between t
В статье анализируются изменения в доктринальных документах, принятых администрацией президента Дональда Трампа и формирующих стратегию Соединённых Штатов в отношении локальных вооружённых конфликтов. Рассмотрены основные решения и действия администрации Д. Трампа в Сирии, оценивается военное участие США в сирийской гражданской войне. По мнению автора, политика администрации Д. Трампа по отношению к безопасности Ближнего Востока остаётся контрпродуктивной. Белый дом не демонстрирует готовности придерживаться более осторожного и менее интервенционистского подхода к разрешению вооружённых конфликтов, сохра-няя безответственное отношение к ключевым проблемам региона. Под руководством Д. Трампа Соединённые Штаты резко увеличили свои военные операции в Сирии и Ираке, и не столько для борьбы с ИГИЛ, сколько для достижения более широких стратегических целей. В обеих странах роль США теперь вышла за рамки просто «борьбы с терроризмом». Вашингтон пытается влиять на правительства Багдада и Дамаска в интересах сдерживания Ирана.
Автор анализирует современное состояние американо-турецких отношений к началу 2018 г., значение Турции для стратегии США в регионе, основные противоречия в отношениях Вашингтона и Анкары при президенте Б. Обаме. В статье также рассматриваются особенности дипломатии США в отношении Турции в первый год президентства Д. Трампа. Хронологические рамки исследования ограничены 2016–2018 гг., что обусловлено акцентом на анализ актуальных разногласий между США и Турцией в связи с последними событиями в Турецкой Республике и меняющейся ситуацией в ходе гражданской войны в Сирии. По мнению автора, хотя некоторые из целей США и Турции можно считать взаимодополняющими, многие из них противоречат друг другу. В статье предпринята попытка обосновать предположение, что вероятность преодоления американо-турецких разногласий при сохранении принятых сегодня позиций обеих сторон остаётся низкой.
В статье рассмотрены некоторые аспекты стратегии США в отношении расширения военного сотрудничества с Израилем. Приводится обзор принятых разными администрациями меморандумов о взаимопонимании в области безопасности, сделан анализ правовой основы и объёмов оказываемой военной помощи Израилю в рассматриваемый период. Выполнен сравнительный анализ позиций США и Израиля в отношении целесообразности заключения нового военного соглашения – договора о взаимной обороне. Его результаты показали, что среди израильских политиков нет консенсуса, а в экспертной среде США эта идея поддерживается с целью получения дополнительных выгод от альянса с Израилем. По мнению автора, вероятность заключения договора о взаимной обороне в ближайшей перспективе не высока. Отмечено повышение интереса ведущих американских научных центров в разработке рекомендаций по совместному противодействию росту влияния России на Ближнем Востоке. Прогнозируется, что США в контексте новой стратегии национальной обороны (2018) будут более активно коор-динировать свою политику с Израилем, чтобы не допустить роста российского влияния в регионе.
В статье рассматриваются актуальные вопросы американо-израильских отношений в сфере безопасности. Автор начинает обзор с анализа правовой основы оказания военной помощи и рассмотрения некоторых нюансов в отношении администраций США к военному сотрудничеству с Израилем. В связи с тем, что администрация Д. Трампа поддержала предложение рассмотреть возможность заключения двустороннего договора о взаимной обороне, приводится сравнение позиций США и Израиля в этом вопросе. Отдельно исследуются рекомендации в сфере повышения роли Израиля в ближневосточной политике Вашингтона в свете принятой в 2018 г. Cтратегии национальной обороны США.
Цель статьи состоит в том, чтобы привести обоснованные аргументы в защиту выдвинутой автором научной гипотезы о том, что продажи оружия Соединёнными Штатами создают множество негативных последствий для международной безопасности. Исследование проведёно на трёх основных уровнях. В начале статьи проводится оценка главных параметров глобальной торговли оружием. Затем рассмотрены положения, указывающие на возрастание роли продаж вооружений во внешней политике США, определены связанные с этим факторы риска для стабильности и безопасности на региональных уровнях. В заключение анализируется политика в сфере продаж вооружений, проводимая при президенте Д. Трампе. Основное внимание в этой части статьи уделено рассмотрению его решений, ослабляющих контроль над экспортом вооружений, анализируются причины и характер противоречий его администрации с Конгрессом по этим вопросам, оцениваются угрозы международной безопасности, исходящие от американской стратегии продажи вооружений. Определённой новизной предлагаемого исследования является комплексный анализ количественных показателей и конкретной стратегии американского руководства в области продаж оружия.
При президенте Трампе Персидский залив стал источником значительного роста нестабильности на Ближнем Востоке. Политика максимального давления на Иран предполагала усиление присутствия США и укрепление сотрудничества с арабскими союзниками. Цель этой статьи состоит в том, чтобы проанализировать внутренние и внешние аспекты стратегии Трампа в Персидском заливе. Рассматривается его политика в отношении Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Катара. Основное внимание уделено анализу решений президента США, приведших к росту военной напряженности. Приведены обоснованные аргументы в защиту выдвинутой автором научной гипотезы, что упор на коммерческие отношения и продажи оружия был решающим фактором в стратегии Трампа. Это привело к отказу от политики США, критикующей положение с правами человека в Саудовской Аравии, возобновлению военного вмешательства США в войну в Йемене, возвращению Америки к поставкам самых современных вооружений в Объединенные Арабские Эмираты. Показано, что углубление военного сотрудничества с государствами Залива было направлено на повышение безопасности Израиля и изменение баланса сил не в пользу Ирана.
Оценивается роль США в миротворческой деятельности ООН на современном этапе. Показаны ключевые виды операций ООН и механизмы их влияние на установление мира. Сделан вывод, что, хотя материально-техническое обеспечение операций ООН не может соперничать с военными возможностями США или НАТО, опыт проведения миротворческих операций доказывает, что всё же у ООН сохраняются широкие возможности оказывать помощь в сохранении мира в различных регионах. В исследовании подчёркивается важность финансовой поддержки Соединёнными Штатами миротворческой деятельности ООН, США долгое время остаются самым крупным спонсором миротворческих операций ООН. В исследовании показано, что когда США не выполняют своих обязательств по предоставлению финансовых ресурсов в установленной сумме, то ООН испытывает значительные трудности в решении миротворческих задач и выполнении программ по поддержанию мира. И если Соединённые Штаты действительно хотят оставаться мировым лидером, то администрации Дж. Байдена необходимо начать с погашения задолженности в ООН. На примере рассмотрения китайского участия в миротворческой деятельности обосновано предположение о возможном будущем переходе лидирующей роли в ООН от США к Китаю.
Исследование, которое легло в основу этой статьи, вызвано актуальным вопросом: как прекращение западного военного присутствия в Афганистане влияет на более обширный регион вокруг этой страны? Последствия этого процесса выходят далеко за рамки непосредственного влияния вывода сил США и их союзников по коалиции, возглавляемой НАТО, из Афганистана. Государства, находящиеся в непосредственной географической близости и поодаль, особенно Россия, обеспокоены тем, как происходит трансформация региональной среды безопасности после возвращения к власти талибов. В этой статье рассматривается исходная информация для понимания решения администрации Дж. Байдена завершить вывод войск из Афганистана, оценивается реакция соседних стран на приход к власти талибов, исследуются политические и военные последствия смены режима в Кабуле и их влияние на региональную безопасность. Некоторые дополнительные направления рассматриваются по мере необходимости. Статья завершается соображениями и выводами, которые касаются возможного влияния текущей ситуации в Афганистане на последующую политику США в регионе.
Анализируются американские усилия по предотвращению создания Ираном ядерного оружия с 1950-х годов по настоящее время. Оценивается развитие иранского ядерно-оружейного кризиса в его историческом контексте: от концепции ядерной программы Ирана при шахе до достижения порогового уровня в создании ядерного оружия в наши дни. Подчёркивается, что в годы союзных отношений с шахским Ираном Вашингтон преуменьшал роль нераспространения. Обосновано, что после победы Революции 1979 г. американская политика главным образом фокусировалась не на правовых и технических аспектах процесса нераспространения, а на стремлении использовать критику иранской ядерной программы, чтобы изолировать Иран и добиться смены правящего религиозного руководства страны. Обосновывается, что санкции не заставили Тегеран отказаться от ядерных исследований, а лишь замедлили темпы разработки иранской оружейной ядерной программы. Показано, что решение президента Д. Трампа о выходе США из СВПД в 2018 г. является саботажем ядерного нераспространения, к началу 2023 г. Иран стал намного ближе к созданию ядерного оружия. Допускается, что Тегеран может разработать ядерное оружие всего за несколько месяцев, если он решит это сделать.
Понимание мотивов позиции США в отношении российско-украинского кризиса даёт представление о том, как может быть разрешен конфликт. В статье обосновывается научная гипотеза, что американская поддержка Киева является не столько вопросом американской приверженности морально-правовым нормам международных отношений, сколько направлена на получение геополитических, военных и экономических выгод. Этот императив соседствует с выводами о приоритетности для администрации Байдена геополитического соперничества между крупными мировыми державами. Показано, насколько опосредованная война против России оказалась выгодной Соединённым Штатам для усиления НАТО, получения преференций в трансатлантической торговле и подъёма военно-промышленного комплекса. Отмечается важность понимания, что выгоды Америки дорого обошлись Европе, где война вызвала сильнейший шок в экономике. Допускается, что Запад стал более консолидирован, но он не стал более влиятельным в мировой политике. Подчеркивается, что американская дипломатия вынуждена считаться с тем, что большинство стран предлагают закончить войну как можно скорее, даже если Украина должна пойти на уступки.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library