политика памяти, историческая политика, Вторая мировая война, молодежная политика
В представленной статье исследуется конфликт в США вокруг мемориального наследия Конфедерации (Конфедеративные Штаты Америки, 1860 – 1865 гг.). Целью работы является оценка сущности и перспектив развития этого конфликта после событий августа 2017 г. Методология исследования построена на сочетании дескриптивного анализа и вторичной обработки материалов социологических исследований. Ключевое внимание уделяется развитию ситуации после массовых протестов в августе 2017 г. Сделан вывод о том, что причиной возникновения мемориального конфликта является несоответствие между старой моделью исторического нарратива, призванной примирить белое население Севера и Юга, и новой социальной средой. За последние десятилетия существенно изменился расовый и этнический состав населения США, значительно вырос уровень эмансипации женщин и прав расовых меньшинств. Политические элиты США вынуждены считаться с мнением микросоциальных групп, позиция которых ранее не учитывалась. Попытки ревизии истории Конфедерации наталкиваются на неприятие большей части белого населения. Многие символы, формирующие идентичность южан, обрели универсальный характер для большинства белых американцев. Желание сохранить наследие Конфедерации подпитывают опасения, что отказ от него запустит кампанию по пересмотру истории США в целом. События 2017 г. не привели к разрешению мемориального конфликта в США путём компромисса или победы одной из сторон. Большая часть мемориального наследия южан продолжает существовать. Попытки его ликвидации блокируются в легислатурах и исторических комиссиях штатов, на территории которых сосредоточена большая часть мемориальных объектов южан. Сложившаяся ситуация способствует радикализации движения за уничтожение мемориального наследия Конфедерации. В перспективе это может обернуться вспышкой ультраправых настроений, в том числе – в форме террористической активности.
В статье исследуется процесс выстраивания объединяющего исторического нарратива о Гражданской войне в США 1861–1865 гг. В роли методологической основы исследования автор использовал комбинацию case study (изучение конкретной ситуации) и дескриптивного анализа. В качестве примера выбрана политика памяти в Соединённых Штатах Америки в отношении событий Гражданской войны. Цель исследования - выявить позитивные и негативные моменты в процессе формирования объединяющего исторического нарратива в отношении тех событий.Установлено, что архитекторы политики памяти в США отказались от тактики демонизации одной из сторон конфликта, интегрировав представителей как южан, так и северян в пантеон национальных героев. Авторитет конкретных исторических деятелей использовался с целью обоснования необходимости примирения бывших врагов. Мотивы участников конфликта с обеих сторон привязаны к базовым ценностям американского общества. Для формирования объединяющего нарратива использовался формат массовой культуры. За счёт этого в сознание белых американцев была внедрена система эмоционально насыщенных символов, обращение к которой запускало механизмы эмпатии в отношении бывших врагов. В то же время модель объединяющего исторического нарратива была выстроена без учёта возможного изменения целевой аудитории. Она не отвечала интересам иценностным установкам макросоциальных групп, роль которых в общественной и политической жизни США резко возросла во второй половине XIX века (афроамериканцев и цветного населения в целом, женщин, сексуальных меньшинств и т.п.). Одновременно ни государство, ни аффилированные с ним структуры не сумели адекватно отреагировать на формирование в массовой культуре антиобраза южан, что способствовало реанимации радикальных форм местной идентичности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека