В статье рассматривается эволюция внешнеполитической стратегии США во время Второй мировой войны, которая позволила учредить Организацию Объединённых Наций. Оцениваются изменения в стратегическом мышлении руководства Вашингтона, в первую очередь – переход от парадигмы изоляционизма к глобальному видению американских национальных интересов. Отмечается, что администрации Франклина Рузвельта и Гэрри Трумэна при смене внешнеполитической концепции отталкивались от такой константы, как идея американской исключительности, перенеся её, однако, в глобальный масштаб. В свою очередь, это потребовало учреждения всемирных институтов, которые могли бы стать проводником упомянутой максимы. Политика США в отношении учреждения ООН рассматривается сквозь призму модели двухуровневой игры Р. Патнэма. Обращается внимание на внутриполитические сложности администрации Франклина Рузвельта, включая необходимость заручиться поддержкой враждебно настроенного к глобальным организациям Конгресса, и внешнеполитические препятствия, связанные, в первую очередь, с попытками найти баланс с позицией СССР. Анализируются различные предлагавшиеся модели всемирных институтов, такие как восстановление Лиги Наций или учреждение региональных объединений, делается вывод о причинах успешности идеи создания ООН. В качестве частного примера проекции смены внешнеполитической парадигмы США на учреждение всемирной организации взят вопрос определения модальностей принятия решений в её ключевом военно-политическом органе – Совете Безопасности (СБ) ООН. Демонстрируются усилия американских дипломатов по укреплению позиций США в организации за счёт использования возможностей принятия решений простым большинством и ограничения права вето постоянных членов СБ. Указывается, что Вашингтон смог добиться двух главных задач: закрепить на правовом уровне исключительный статус своей страны и продавить теоретическую возможность обсуждения любого сюжета на площадке Совета (оставляя за собой право заблокировать его простым большинством голосов).
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации